ММСО. Форум «Город образования»

Лицей для будущих лидеров

1

 

Государственному бюджетному образовательному учреждению г. Москвы – лицею № 1568 имени Пабло Неруды – немногим более 10 лет. Несмотря на столь непродолжительную историю, сегодня оно считается одним из наиболее престижных учебных заведений. Об этом свидетельствует рейтинг лицея – на протяжении ряда лет он входил в двадцатку лучших в столице, а по итогам прошедшего учебного года вошел в ТОП-10.

 

Критерии, по которым ведется обучение в лицее, соответствуют стандартам московских, региональных и российских школьных олимпиад, победителями которых часто становятся его воспитанники. Закономерно, что лицеисты блестяще оканчивают свое обучение – 14 «стобалльников» по результатам ЕГЭ 2017 года по математике, физике, химии, информатике, русскому языку.

 

2Концепция работы лицея – это сочетание строгой научной классичности и современных образовательных моделей. Лицей является базовым профильным образовательным учреждением Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана и его Учебно-методическим центром. На протяжении ряда лет он сотрудничает с такими ведущими вузами страны, как Институт криптографии, связи и информатики Академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Московский физико-технический институт (государственный университет), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». В 2013 году здесь были организованы лаборатории совместно с НИЦ «Курчатовский институт».

Данное обстоятельство во многом способствует постоянной модернизации технической части лицея, которая гармонично дополняется морально-эстетическим и нравственным воспитанием учащихся.

 

3По твердому убеждению руководства лицея, процесс воспитания зрелой личности, в его строгом понимании, не может ограничиваться исключительно развитием профессиональных качеств. Каким бы грамотным и высокопродуктивным ни был современный профессионал, он должен обладать широкими гуманитарными познаниями и иметь высокое чувство ответственности за свое дело и поступки.
История развития лицея – лучшее тому подтверждение. Ее начало относится к 2006 году, когда в районе станций метро Бабушкинская и Медведково был построен главный корпус – физико-математический. Уже через пять лет лицей получил первый, а еще через год – второй Грант Мэра Москвы за успехи учащихся.

 

4В 2013 году лицей № 1568 был реорганизован и значительно укрупнен.. С этого момента москвичам он хорошо известен как Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Лицей № 1568 имени Пабло Неруды».

 

Наукоград – гарант успешного образования

Сегодня это крупнейший образовательный комплекс на северо-востоке столицы, своего рода школьный наукоград с учебными корпусами, спортивными площадками, рекреационными зонами и развитой культурной жизнью. Непрерывный цикл образования и воспитания ребенка позволяет вести этот процесс, начиная с детского сада и заканчивая 11-м выпускным классом.

 

В основу образовательной программы лицея положена модель создания единого образовательного пространства «детский сад – школа – вуз – работодатель», что задает четкий вектор подготовки ребенка к взрослой жизни.

 

5Ежегодно лицей принимает в 5-11 классы одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к учению. Своей важнейшей задачей руководство и коллектив лицея считают создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ученика и понимание им новых для себя перспектив обучения.

 

Поступить в лицей непросто. Зачисление происходит по результатам экзамена по профилирующим предметам, оспорить которые можно только один раз.
Такой жесткий отбор, изначально предполагающий высокий интеллектуальный уровень лицеистов, во многом оправдан еще и той степенью нагрузки, которая предстоит им буквально с первых дней обучения. Сами лицеисты, впрочем, признаются, что готовы к высокой учебной нагрузке, поскольку именно повышенные учебные требования лицея являются гарантом поступления в ведущие вузы страны.

 

Звенья большой цепи

6Современное Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Лицей № 1568 имени Пабло Неруды» образовался путем присоединения к лицею №1568 трех общеобразовательных школ г. Москвы – №1237, №233, №307 и пяти детских садов – №214, №1255, №1880, №1606, № 1928.

 

В числе присоединившихся – хорошо известная москвичам школа №1237 имени Пабло Неруды, отметившая в этом году свой полувековой юбилей.
Легендарная своими традициями в области изучения испанского языка (а с недавних пор – и английского), она является признанным авторитетом среди российских филологов. Не случайно на протяжении последних трех лет здесь проводятся Международные гуманитарные чтения имени Пабло Неруды, которые привлекают к участию любителей и профессионалов филологии из различных регионов России, а также зарубежных стран.

 

7Исследовательские проекты юных участников завоевали высокую оценку общероссийской Ассоциации учителей литературы и русского языка, Московского педагогического государственного университета, МГУ, представителей Посольства Королевства Испании в России. Этой уникальной старейшей школе посвящен документальный фильм, снятый телевидением Чили. Он отражает глубокую признательность русским ребятам за сохранение и изучение традиций испанской культуры.

 

Школа является альма-матер для большинства сегодняшних и будущих российских переводчиков, дипломатов. По ее окончании выпускники имеют возможность продолжить свое обучение как в ведущих лингвистических вузах России, так и в университетах Королевства Испании.
8В целом, лицей специализируется на нескольких профилирующих предметах естественно-научного направления. Начальная школа начинается с изучения испанского и английского языков. В средней школе ребята приступают к углубленному изучению математики, физики, химии.

 

Старшие лицейские классы – это время углубленного, приравненного к начальным вузовским стандартам, изучения естественно-научного (физико-математический, физико-химический, химико-биологический) и технологического (информационные технологии) профилей. Для более комфортного усвоения материала и ведения учебного процесса, который помимо основных занятий включает в себя дополнительные факультативы и секции, все учащиеся делятся на небольшие группы по 10-15 человек, и для каждого из них организуется отдельное рабочее пространство.

 

9В целом, система образования в лицее выстроена таким образом, чтобы удерживать все внимание ученика на учебном процессе и стоящих перед ним задачах. Как считают в руководстве учебного заведения, выполнение этих задач и полноценная подготовка ребят к поступлению в вузы была бы невозможна, если бы не уникальная во многом структура лицея. А именно: разведение основных задач-направлений по разным учебным корпусам. Такая концентрация и реализация отдельно взятой задачи в одном конкретно взятом месте дают не только свободу действию, но и главное – организуют соответствующую среду для ребят – культурную и образовательную, которые во многом дополняют друг друга.

 

Вузовские стандарты

10Как уже было отмечено, учащиеся лицея №1568 имени Пабло Неруды – неизменные призеры российских и мировых олимпиад, обладатели множества престижных наград в области образования и лучшие абитуриенты престижных вузов столицы.

 

Важно отметить, что главной движущей силой лицея являются его педагоги. Создание этого сильнейшего педагогического коллектива по праву приписывается организаторскому таланту директора лицея Виктора Петровича Кулешова. Именно он сумел создать коллектив, практически полностью состоящий из заслуженных педагогов, педагогов высшей категории, за плечами которых – богатый опыт преподавания в лучших гимназиях, лицеях и профильных школах столицы. Ведь именно «на педагогов», уверены в руководстве лицея, во все времена шли и будут идти будущие ученики.
Лицей поддерживает и гордится профессиональной преемственностью в своем коллективе, с большим желанием приглашая на работу выпускников ведущих педагогических вузы страны.

 

11Одним из главных педагогических козырей лицея является сотрудничество с преподавателями МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ, МГУ и других ведущих вузов столицы, приглашенных в качестве педагогов по профильным предметам. Этот, новый пока для российского образования, тренд во многом задает высокие стандарты подготовки выпускников, которые затем гарантированно поступают на бюджетные места в ведущие технические и гуманитарные вузы страны.

 

Стране нужны всесторонне развитые руководители

Историю стремительного взлета лицея его директор Виктор Петрович Кулешов объясняет отнюдь не в духе современных представлений об успехе.
Опытный педагог, стоявший у истоков образования лицея и всей душой ратующий за его будущее, он видит своих выпускников прежде всего сильными личностями, высококвалифицированными профессионалами, всесторонне образованными руководителями, которые не ограничиваются исключительно материальной стороной жизни. Это новаторы, патриоты предприятия и своей страны.

 

Морально-патриотическому воспитанию подрастающего поколения в лицее уделяется колоссальное значение. В лицее действует музей «Легендарный Севастополь», посвященный Великой Отечественной войне, где представлена коллекция адмирала Касатонова и своя библиотека на 500 книг.
Учащиеся лицея – постоянные участники мероприятий, посвященных истории страны, и такие понятия как «гордость за свою Родину», «патриотизм» для них – не избитые фразы.

 

Именно на это чувство – любовь к земле, где ты родился и вырос, к своему делу, его будущему и нацелен секрет успеха этого замечательного лицея, его руководства и воспитанников. А значит, и всей страны.