ММСО. Форум «Город образования»

Первый в столице

1

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Первый Московский Образовательный Комплекс» (1-й МОК) –  учебное заведение с богатейшей историей. Директор комплекса Юрий Дмитриевич Мироненко рассказал журналу «Столица Москва»  о том, каким образом здесь создается образовательная среда, в которой комфортно находиться и педагогу, и студенту. 

 

Палитра в образовании

21-й МОК – один из крупнейших образовательных комплексов столицы, он включает 19 зданий, оснащенных современным учебным, лабораторным и технологическим оборудованием: интерактивные учебные классы, лаборатории, библиотеки, цифровые аудитории и эталонные мас­терские. В Комплексе представлены все уровни образования, начиная с детских садов и заканчивая профессиональным образованием. В состав комплекса входят 4 детских сада, 2 общеобразовательные школы и 7 факультетов среднего профессионального образования. Всего в 1-м МОК обучается более 6500 человек.

 

Однако не только масштабы отличают это образовательное учреждение. Инновационные устремления и реальные дела приносят свои впечатляющие результаты в качество обу­чения. Впечатляет динамика продвижения в рейтинге лучших образовательных учреждений Москвы: от 311-й позиции в 2015 году до 31-й по итогам 2016-2017 учебного года. Коллектив 1-го МОК в очередной раз получил Диплом Лауреата Гранта Мэра Москвы.

 

Открытое пространство

3Школа – это место, где и дети, и взрослые проводят большую часть дня, а потому сама среда должна быть развивающей, красивой и удобной как для обучающихся, так и для их родителей, которые доверяют своих детей педагогическому коллективу. Кроме того, образовательное пространство комплекса отличается: открытостью к детям, где удовлетворяются их самые разно­образные образовательные потребности; открытостью к родителям, которые имеют прямую возможность участвовать в управлении 1-м МОК через Управляющий совет и включаться в детско-взрослые проекты; открытостью к городу, например, на базе Комплекса создана Городская станция юных техников, в кружках и студиях которой могут заниматься по программам дополнительного образования все желающие города; открытостью к работодателям, которые являются соучастниками множества инновационных проектов, в частности, совместно с Федерацией рестораторов и отельеров запущен проект «Высшая школа кулинарного искусства» – реализация в Комплексе уровня высшего образования – прикладного бакалавриата. Открытость – это одна из главных «изюминок» 1-го 4МОК, которую поддержали и Ольга Голодец, и Сергей Собянин, и Исаак Калина. «Вместе со студентами мы стремимся создать в Комплексе привлекательную, мотивирующую обстановку», – рассказывает Юрий Дмитриевич. Во всех зданиях выдержана приятная цветовая гамма, с тремя основными цветами: зеленым, фиолетовым и белым. Во всех зданиях есть детские и молодежные кафе. К примеру, учащиеся очень любят кафе «Ночная Москва» за его необычное оформление. На каждой площадке созданы (или спроектированы) открытые образовательные пространства – литературная гостиная, зоны английского языка, музейные экспозиции, в которых сочетается учебная, проектная и внеурочная деятельность. Есть свои цифровые фотостудии, багетная мастерская, видеостудия. Творческие работы студентов и школьников украшают стены и демонстрационные зоны Комплекса. Студенты факультетов Дизайна, Рекламы, Художественных ремесел сами проектировали и создавали многие интерьеры, элементы оформления или арт-объекты Комплекса.

 

5«Мы ставили перед собой задачу создания единой образовательной среды.
Для школьников очень важно увидеть своих ровесников, сверстников, которые выбрали Комплекс для продолжения своего образования в профессии. Посмотреть, чем они живут, что такое студенческая жизнь, – продолжает директор образовательного комплекса. – А эта жизнь на самом деле очень интересная. Ребята просто-напросто не уходят отсюда. Здесь созданы все условия для того, чтобы не находиться бесцельно на улице, а активно учиться, отдыхать и развиваться».

 

Международный опыт

Факультеты среднего профессионального образования изначально были ориентированы на область сферы услуг. Начиная с 90-х годов руководство образовательного учреждения активно изучало международный опыт, знакомилось с инновационной деятельностью крупных образовательных комплексов. «Мы поняли для себя, что ведущие образовательные учреждения мировых столиц – Лондона, Парижа, Бонна, Рима и др. – готовят специалистов для сферы услуг. Это ресторанный бизнес, отельный и туристический бизнес, дизайн и все то, что связано с красотой и прикладной эстетикой. Все это, безусловно, приносит доход столицам, делает их «визитными карточками» страны», – делится Юрий Мироненко.

 

6В своей дальнейшей работе руководство образовательного комплекса равнялось на высокие мировые стандарты. Появился и важный социальный партнер в лице Федерации рестораторов и отельеров. Ее президент Игорь Бухаров входит в Управляющий совет комплекса и курирует основные направления обучения и профильные факультеты. «Мировая практика всегда показывала, что профессиональная карьера начинается именно со среднего, а не высшего профессионального образования, и Россия сегодня разворачивается в это направление. Большое внимание и солидные вложения укрепляют среднее профобразование и делают его все более привлекательным для школьников и их родителей. Министр образования и науки Ольга Васильева заявляет, что сегодня в Российской Федерации 57% выпускников школ выбирают не вуз, а профессиональное образование в колледже».

 

«Образовательная ЭКОсистема»

7Систему образования в Комплексе можно назвать «образовательной ЭКОсистемой». Если говорить о преимуществах данной образовательной системы, то она позволяет дать детям все самое лучшее. «Мы понимаем, что перед нами стоит сложная задача: подготовить для жизни самодостаточную личность. У нас есть для этого время – 11 лет в школе и от 2 до 5 лет в профессиональном образовании. За это время мы должны поделиться с ребятами всем самым лучшим, что может дать образование. И профессиональное, и в области компетенции, и в области развития, в области коммуникации, современных технологий – видение мира, соизмерение себя с миром», – говорит Юрий Мироненко.

 

8«Установка изначально была такая: чтобы все, что делалось студентами и школьниками, помимо оценки, которую ставит педагог, выносилось на независимую экспертизу. Если мы говорим о профессиональном образовании, то это те конкурсы, которые устраивают профессиональные сообщества: и в области дизайна, и в области информационных технологий, в области мультимедиа-технологий, ресторанного бизнеса, в области отельного бизнеса, и так далее, – продолжает Юрий Дмитриевич. – Важно показать, чему мы здесь научили детей. Тот продукт, который сделали наши ученики – нужен ли он вообще обществу? И поэтому такая система подготовки детей всех уровней говорит о том, что мы должны объединить те теоретические вещи, которые мы даем, с практическими навыками. Практико-ориентированный подход в подготовке детей – это наша задача и индикатор правильности выбранной траектории. Выйдите в профессиональное сообщество и покажите себя. Это очень сложно».

 

Флагманы комплекса

9По словам директора образовательного комплекса, на каждом факультете все приближено к реальному производству, к реальному бизнесу, и многие будущие работодатели тоже активно вкладываются в подготовку учащихся. Один из самых больших факультетов – факультет ресторанного бизнеса, где обучаются около 1000 студентов. Есть факультеты, которые активно курируются отельным бизнесом, потому что данные услуги востребованы именно в этом сегменте. Например, факультет «Прикладная эстетика» с такими направлениями как спа-технологии, Wellness (Велнес).

 

И в большинстве своем они находятся в отелях, в гостиничных комплексах. Поэтому здесь по самой высокой мерке вместе с будущими работодателями для наших студентов созданы эталонные мастерские, студии, лаборатории, где учащиеся получают необходимый практический опыт.
В Комплексе развивается и направление мультимедиа-подготовки, и все, что связано с дизайном.

 

10«Сегодня мы ставим перед собой амбициозную задачу стать колледжем международного уровня. Это означает, что мы хотим выпускать студентов с высшим образованием, но владеющих на самом высоком уровне прикладными компетенциями».

В этом году Комплекс выиграл грант на переподготовку кадров по линии WorldSkills. Со всей России в комплексе шла переподготовка специалистов по парикмахерскому искусству, по ресторанному бизнесу, преподавателей и мастеров производственного обучения.

 

«Звездочки» факультетов

11Благодаря такому уникальному подходу к образованию со стороны руководства комплекса обучающиеся показывают феноменальные успехи. В прошлом году факультет прикладной эстетики подготовил победителя национального конкурса в области парикмахерских искусств – Егора Костикова. А в этом году на факультете ресторанного бизнеса зажглась новая «звезда». Это победитель национального конкурса в области ресторанного бизнеса Константин Долгих. Лучший повар и парикмахер в стране поедут в Абу-Даби на Чемпионат мира WorldSkills Competition. Константин набрал самые высокие баллы в демонстрационном экзамене. Еще один выпускник Максим Челядников, обучаясь в Комплексе, уже готовил многие рекламные проекты, связанные с «Евровидением» и Зимними Олимпийскими играми. Сейчас он работает на Первом канале.

 

«И это все результат нашего инновационного подхода к образованию, поддержка наших социальных парт­неров. Нам помогают в работе такие мэтры, как Валентин Юдашкин – наш выпускник, Вячеслав Зайцев, который много лет является председателем экзаменационной комиссии. На работы этих уникальных профессионалов ориентируются в своей учебе наши ребята», – подчеркнул директор Первого Московского Образовательного Комплекса.

 

Путевка в жизнь

12Многие выпускники Комплекса занимаются успешным бизнесом в России, работают в самых престижных местах, открывают свои бутики, студии в «Петровском пассаже» и ГУМе.

 

«В 2000-е годы была не очень хорошая тенденция, – рассказывает руководитель Комплекса, – 80% выпускников системы среднего профессионального образования уходили в вузы. И по сути дела мы готовили абитуриентов для вузов. А задача-то стояла другая. Сегодня эта тенденция изменилась: только 15% наших выпускников продолжают обучение в вузе, и только 7% из них идут на дневное обучение. Остальные прекрасно совмещают свою практическую работу у Юдашкина, у Зайцева, в крупных отелях, на Первом канале ТВ или в каком-то серьезном рекламном агентстве с обучением в вузе. И это здорово, потому что большие силы и средства вложены в ребят. И, конечно же, они должны выйти и уже показывать эти результаты на конкретном производстве».
Выпускники образовательного комплекса смогли реализовать свои амбиции и за рубежом: они создают шедевры мировой моды в Лондоне, в Риме.

 

ТОП-50

13В настоящее время Правительством РФ определен ТОП-50 самых востребованных специальностей, на выпускников которых идет заказ от государства, осуществляются финансирование и поддержка этих направлений. Первый Московский Образовательный Комплекс включился в данный инновационный проект. «И нам очень приятно, когда министр говорит о том, что помимо высоких технологий, которые, безусловно, отвечают этим 50-топ, в перечень вошли также такие специальности, как повар и парикмахер. Это наши традиционные специальности, и потребность в наших выпускниках очень высокая».

 

Критерии отбора

14Комплекс сегодня – востребованное образовательное учреждение. На большинство профессиональных образовательных программ количество желающих поступить превышает количество бюджетных мест, и поступление осуществляется на основании конкурса аттестатов и вступительных испытаний на творческие специальности. Большая часть мотивированных детей, обучаясь в школе, поступает на подготовительные курсы, которые открываются в Комплексе с октября месяца. «У нас более 50% поступивших – это дети, обучавшиеся на подготовительных курсах. Они определили для себя: дизайн, цифровые, информационные технологии, ресторанный бизнес, художественные ремесла, прикладная эстетика и так далее. У нас 23 специальности! И это очень здорово! Сарафанное радио позволяет набирать на I курс более 1000 детей. Средний конкурс на место – от 3 до 5 человек. Проходной балл у нас больше 4. К нам идут учиться прекрасные ребята, очень талантливые и мотивированные», – сказал Юрий Мироненко. Развитие дополнительного образования – это один из приоритетов Комплекса. На курсах в 2016-2017 учебном году обучалось более 5000 слушателей. Это дети из подразделений Комплекса, а также из разных районов города Москвы.

 

Вектор развития

15Комплекс не стоит на месте, развитие продолжается. Определен ряд ключевых направлений развития 1-го МОК на очередной учебный год.
Таким вектором станет дальнейшая индивидуализация образования. У каждого обучающегося должна быть выстроена своя индивидуальная траектория обучения, которая будет соответствовать его личностным возможностям и потребностям.

 

16Для профессиональных подразделений Комплекса ведущим вектором развития является независимая оценка результатов образования, задавать себе высшую планку – это традиция Комплекса, поэтому активное участие в движении WorldSkills остается для 1-го МОК приоритетом.

 

Общим трендом для всей страны и для Комплекса является цифровая трансформация. Перевод всех процессов образовательной организации (от учебного до управленческого) на новую информационную, цифровую платформу – главная задача, которая сможет обеспечить совершенно новый уровень образования.