ММСО. Форум «Город образования»

Место здравых амбиций и современного образования

1

 

Директор многопрофильного техникума им. Л.Б. Красина Лиана Табатадзе встретила журналистов «Столицы Москвы» чрезвычайно приветливо: как-никак коллеги – учебное заведение готовит специалистов в области современной принтмедиаиндустрии. А потом, гостям здесь рады всегда. Техникум – в числе динамично развивающихся и всегда в центре внимания городских властей. Здесь в чести не только инновационный подход к образованию, но и творческие инициативы, позволяющие создавать проекты, аналогов которым нет в других учебных заведениях.

 

– Лиана Мурмановна, по итогам 2015-2016 учебного года ваш техникум стал лауреатом Гранта мэра Москвы. За какие достижения вы удостоились столь высокой награды?

2– Это действительно для нас высокая награда, особенно если учесть, что ММТ им. Л.Б. Красина – новая образовательная организация, которая была создана в июле 2015 года. То есть за год работы мы показали наш потенциал. Мы стали первой образовательной организацией, где стартовал городской проект «Профессиональное обучение без границ». Была поставлена задача проработать механизмы интеграции дополнительного образования и профессионального обучения школьников таким образом, чтобы ребята, учась в школе, смогли освоить одну или несколько профессий и получить вместе с аттестатом еще один документ об образовании – свидетельство о профессии, должности служащего. Это свидетельство подтверждает квалификацию молодого человека и дает право на профессиональную трудовую деятельность. Мы стали первыми, кто начал давать школьникам профессию, в 2015-2016 году мы вручили около ста свидетельств юным профессионалам. И возможно, это стало основанием тому, что нас отметили на уровне Правительства Москвы. При этом команда техникума понимает, что такой кредит доверия выдан авансом, и наша задача – постоянно подтверждать свою полезность для города.

 

3– Таким образом, вы стали пионером проекта «Профессиональное обучение без границ», который на сегодняшний день уже апробирован в Москве. Но как проект развивается сейчас в стенах вашего учебного заведения?

– Проект развивается очень активно. Но хотела бы обратить внимание и на то, как в него включились наши коллеги. Сегодня практически все колледжи Москвы предлагают школьникам калейдоскоп разнообразных профессий, которые охватывают все отрасли городского хозяйства и экономики, начиная от инфраструктуры города и сферы услуг и заканчивая высокими технологиями. Техникум им. Красина специализируется в области принтмедиаиндустрии: всего того, что связано с печатными и электронными СМИ, дизайном, производством печатной и мультимедийной продукции. Мы тесно взаимодействуем с общеобразовательными школами и сегодня обучаем учеников более, чем из 20 школ не только нашего района, но и других округов. В этом году уже около трехсот школьников, начиная с 7-го класса, обучаются у нас профессиям. Уверена, что после школы они придут к нам для продолжения образования.

 

4– Верно ли, что «Профессиональ­ное обучение без границ» среди прочего призван давать более грамотное профориентационное направление молодежи, чтобы при выборе профессии было понятно, действительно ли совершается правильный выбор?

– Дело не только в профориентации. Этот проект дает молодежи дополнительные возможности для развития. Да, молодой человек или девушка могут попробовать себя совершенно в разных профессиях и выбрать то, что им наиболее близко. Пройдя у нас обучение по профессии, например, корректора или художника-оформителя, ребята могут пойти в другой колледж на парикмахерское искусство или кондитерское дело. И такие возможности не только развивают совершенно разные профессиональные навыки, но и формируют достаточную гибкость, способность быстро адаптироваться, а значит, быть успешным в изменяющемся мире. Ведь отрасли развиваются достаточно быстро, появляются совершенно новые сферы деятельности, и багаж различных профессиональных компетенций – это большой бонус для человека.

 

5– Какие специальности сегодня на пике популярности в техникуме?

– Мы исторически специализируемся в области полиграфии и издательского дела. И эта сфера тоже интенсивно развивается, помимо новых печатных технологий возникли мультимедийные средства передачи информации, поэтому сейчас отрасль называется красивым словом «принтмедиаиндустрия». Что касается специальностей, то традиционно высокий спрос на «Издательское дело», «Печатное дело», «Графический дизайн». Также, отвечая на запросы рынка, мы реализуем условно управленческие специальности, такие как «Право и организация социального обеспечения», «Экономика и бухгалтерский учет», «Земельно-имущественные отношения», но эти направления представлены у нас только на внебюджетной основе. «Издательское дело» и «Дизайн» – самые популярные специальности, конкурс среди абитуриентов после 9-го класса – 5 человек на место, после 11-го класса – 3 человека на место. В этом году к нам в техникум было подано более 1300 заявлений.

 

6– Какие новации в образовательном процессе вы могли бы отметить с точки зрения подготовки конкурентоспособных специалистов?

– Образовательные организации сейчас объединяются по разным признакам, в том числе по географическому. И такое объединение в «межрайоны» показало свою безусловную эффективность. На территории межрайона создается единое образовательное пространство, школы и колледжи объединяют свои ресурсы для того, чтобы максимально отвечать потребностям жителей не только в основных образовательных программах, но и в дополнительном образовании, активном просветительском досуге. Мы напрямую получаем запросы от школ, разрабатываем программы под конкретные заявки родителей, учащихся, в том числе в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ». Также в рамках межрайона мы участвуем в проекте «Юные мастера» – это организация уроков технологии для школьников на базе колледжей. Сейчас очень активно развивается движение WorldSkills (или «Молодые профессионалы»). Очень своевременная тема, поскольку WorldSkills – это система унифицированных требований к компетенциям и квалификации, которые предъявляет вся отрасль, а не отдельно взятый работодатель. В этом году выпускники всех московских колледжей, включая наш техникум, сдавали демонстрационные экзамены по стандартам WorldSkills. В нашем случае – по трем компетенциям: «Печатные технологии в прессе», «Графический дизайн» и «Предпринимательство». Мы работаем над тем, чтобы включить в перечень компетенций еще и мультимедийную журналистику.

 

7– У вас реализован уникальный для технического учебного заведения проект под названием «Полиграфический цех», на базе которого проходят арт-субботы. О чем речь?

– Арт-центр «Полиграфический цех» – это уникальный образовательный проект техникума. Все началось с того, что у нас высвободились большие площади промышленного назначения. Во всех мегаполисах мира цеховые помещения используются в выставочных целях. И мы решили остановить свой выбор на современном искусстве. Почему? Потому что искусство – это всегда созидание. Современное искусство оперирует знакомыми для молодых людей понятиями и образами, использует разные языки коммуникаций, призывает задумываться о категориях, определяющих человеческую жизнь, о ценностях. Развивают проект наши преподаватели-художники, выпускники Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова, члены Московского Союза художников. В арт-центре регулярно проходят выставки, одна из них, по оценкам экспертного арт-сообщества, вошла в топ-10 лучших выставок Москвы, две вошли в параллельную программу Московской международной биеннале молодого искусства. Мы тесно взаимодействуем с Мос­ковским музеем современного искусства, школой «Свободные мастерские», институтами традиционного искусства, галереями. Как это включено в образовательный процесс? Очень просто. Через выставочные проекты мы запускаем в мышлении студентов процессы осмысления современной культуры, а не голого потребления. Ведем молодых людей от знакомого языка поп-культуры к языкам науки, логики, философии. Арт-субботы – это продолжение городских системных инициатив, которые предлагают школьникам широчайший выбор образовательного досуга. В 2012 году в столице стартовали «Университетские субботы» с участием ведущих федеральных вузов, проект быстро развивался, дополнился «Инженерными субботами», «Космическими субботами», «Субботами мужества» – все эти проекты сейчас объединены под названием «Субботы московского школьника». Мы подумали, что современное и классическое искусство тоже интересно ребятам, и не ошиблись. За прошедший 2016-2017 учебный год «Арт-субботы» посетили более 1,5 тысяч школьников.

 

8– Очень хочется узнать подробности «Школы успеха молодого москвича».

– «Школа успеха молодого москвича» – это наш внутренний проект, который объединяет всю внеурочную активность студентов. Через эту «Школу» мы формируем у студентов не только профессиональные компетенции, но и межпрофессиональные, надпрофессиональные, а также так называемые компетенции жителя столичного мегаполиса. Компетенции москвича – это знание истории и устройства города, городской инфраструктуры и электронных сервисов для горожан. В рамках этого проекта мы хотим воспитывать активных жителей Москвы, которые будут заинтересованы в развитии города и своими инициативами сделают вклад в решение общегородских задач. В проекте мы максимально следуем принципу «Город как школа». Успешный москвич должен знать городское пространство со всеми социокультурными, научными, спортивными ресурсами. Поэтому мы тесно сотрудничаем с вузами, музеями, исследовательскими институтами, погружаем студентов в разные среды, расширяем их кругозор. И конечно, такой подход приносит свои плоды. Наши выпускники действительно высоко котируются на рынке, а показатель трудоустройства по профилю образования стабильно не опускается ниже 85%. Около 15% выпускников переходят на следующую ступень обучения в профильные вузы. Кстати, в этом году все выпускные квалификационные работы были сделаны по реальным заказам конкретных предприятий, а результаты каждой из ВКР приняты заказчиком.

 

9– С какими компаниями у вас наиболее развито социальное партнерство?

– Мы давно и конструктивно сотрудничаем с издательством «Просвещение», крупными полиграфическими предприятиями Москвы, в частности, с типографией «Пушкинская площадь», компанией «Профиком» –это большая сеть салонов цифровой полиграфии. Также, и это очень важно, мы заняли нишу в области подготовки кадров для защищенной полиграфии, и на сегодняшний день мы являемся единственной в стране образовательной организацией, обслуживающей данный сегмент. Речь идет о предприятиях-производителях документов строгой отчетности, бланков, пластиковых карт, акцизов и т.п. Это направление у нас ведут преподаватели-практики, эксперты в этой области. Команда техникума им. Красина вообще амбициозна. Мы являемся участниками еще одного городского проекта – «Ресурсы внутри системы». Суть этого проекта заключается в том, чтобы максимально использовать учебно-производственный потенциал колледжей в решении типовых задач образовательных организаций.

 

10Например, благоустройство территорий могут выполнить студенты ландшафтного или архитектурного колледжа, техосмотр автотранспорта – студенты автомобильных колледжей и так далее. Мы приняли на себя задачу обеспечить полиграфической продукцией все центральные городские учреждения мос­ковского образования и образовательные организации. В настоящее время мы реализуем проект по созданию ультрасовременного учебно-производственного полиграфического комплекса. Это позволит нам не только осуществлять подготовку кадров «на острие спроса», специалистов, которые, обладая глубокими техническими знаниями, способностью решать новые задачи, смогут участвовать в развитии полиграфической индустрии в нашей стране. Также мы ставим перед собой задачу конкурировать с коммерческими типографиями по ассортименту, качеству и цене производимой продукции. Мы планируем выполнять весь комплекс издательско-полиграфических работ для всех учреждений системы образования Москвы. И сегодня у нас для этого есть и ресурсы, и инструменты.