ММСО. Форум «Город образования»

Единое образовательное пространство

1

 

Сегодня фраза «мы учимся в Москве» справедлива во всех смыслах. Город стал одной большой школой, предоставив свою богатейшую культурную и научную среду для включения в образовательный процесс. Так, в столице этой осенью пройдет международный форум «Город образования», в рамках которого представители инновационных центров из разных стран мира познакомятся со столичной системой образования. Форум  посвящен практическому опыту по интеграции городских ресурсов для эффективной реализации идей открытого образования, использованию потенциала науки, культуры, бизнеса для формирования компетенций будущего у школьников.

 

Участники форума «Город образования» смогут оценить те изменения, которые произошли в столичной образовательной системе за последние годы, о чем свидетельствуют высокие результаты московских школьников в международном исследовании качества образования PISA. Также посетители смогут увидеть и лично опробовать те возможности, которые сейчас есть в московских школах. Московская электронная школа (МЭШ), сервис «Мои достижения», технологии виртуальной реальности, WorldSkills-шоу, мастер-классы от педагогов предпрофессионального образования (инженерных, медицинских и научно-технологических классов), аллея детских стартапов, питчинг проекта «Юные инноваторы», Хакатон IoT – это лишь малая часть того, что ждет посетителей форума.

 

2Центральным событием первого дня станет международная конференция руководителей систем образования, которая проходит по инициативе министра Правительства Москвы Исаака Калины. На приглашение откликнулись руководители образовательных систем из Сингапура, Токио, Гонконга, Нью-Дели, Берлина, Иерусалима. На повестке дня – вопросы формирования единой образовательной среды и доступности качественного образования для всех.
На форуме пройдут 200 различных мероприятий, участие в которых примут представители 40 стран мира и 70 регионов России, 80 компаний, занимающихся развитием образования, 250 российских и международных экспертов.

 

3«Школа сейчас перестала быть монополистом в организации образовательного процесса. У ребенка, выходящего из учебного здания, есть масса возможностей развить свои знания: в музеях, театрах, парках, кружках дополнительного образования, в Интернете, – рассказывает директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин. – На форуме мы постараемся показать единое городское образовательное пространство, направленное на расширение знаний и способностей детей, продемонстрируем образовательные тренды Москвы как одного из крупнейших мегаполисов мира. Могу с уверенностью сказать, что такой образовательный форум, где в центре внимания находятся ребенок и его возможности в мегаполисе, – один из первых в мире».

 

4Москва как мировой центр образования

Основные показатели качества школьного образования в Москве за последние годы выросли вдвое. В сеть образовательных организаций Москвы входят 632 школы (крупные многопрофильные образовательные учреждения), 57 колледжей и два вуза, в которых проходят обучение 1,3 миллиона детей и молодежи и работают порядка 180 тысяч человек. На сегодняшний день данная отрасль является наиболее значимой для столицы.

 

5«В топ «500 лучших школ России» теперь входит каждая четвертая мос­ковская школа. За последние годы практически в два раза увеличились такие показатели, как участие и выход в финал Всероссийской олимпиады школьников, в два раза выросло количество тех, кто сдал на 220 баллов ЕГЭ. А по результатам международного исследования PISA Москва заняла одну из лидирующих позиций в мире по уровню читательской и математической грамотности учеников», – отметил мэр Сергей Собянин.

 

По его словам, увеличение основных показателей школьного образования происходит на фоне организационных преобразований, а также изменений программы обучения. Несмотря на то, что произошли организационные изменения в школе и образовательных программах, результаты показывают возможности развития у школьников. Для них открылись перспективы для поступления в вузы и 6построения дальнейшей карьеры.
Об итогах выполнения государственной программы города «Столичное образование» в 2016 году и задачах на 2017-2018 гг. на заседании Президиума Правительства Москвы доложил министр, руководитель Департамента образования Исаак Калина: «Главной целью государственной программы «Столичное образование» является создание условий для социальной и образовательной успешности каждого москвича. Результаты 2016 года, о которых я сегодня докладываю, подтверждают правильность выбранных инструментов для достижения данной цели. Во-первых, увеличение ежегодного финансирования системы образования – в общем, уже в 1,5 раза по сравнению с 2010 годом – в сочетании с новыми принципами распределения средств, введенными в 2011–2013 годах, позволило обеспечить более эффективное использование бюджетных средств. Школы сегодня заинтересованы в каждом дошкольнике и школьнике. По сути, 7такое финансирование правильнее называть личностно ориентированным, именно поэтому оно является мощным катализатором позитивных преобразований в системе образования города».

 

Как отметил Исаак Калина, столичная образовательная сеть сегодня предлагает московским семьям самый широкий спектр программ для развития детских талантов. Сегодня все дети в возрасте от трех до семи лет, жители города Москвы, получили места в дошкольных группах. При этом численность детей, охваченных дошкольным образованием, выросла с 2010 года в 1,5 раза.

 

Система стирает границы

Для большинства семей первоклассников зачисление вообще максимально упростилось: дети просто переходят в первый класс из дошкольной группы той же 8самой школы, где они получали дошкольное образование.

 

Вообще, условия в больших школах, их обширная инфраструктура, разнообразие программ обеспечивают возможность развития всем детям, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья. За счет реализации инклюзивного образования они могут обучаться вместе со своими здоровыми сверстниками, а не замыкаться на специализированном учебном заведении или домашнем обучении.

Так, в образовательных организациях города учатся более 20 тысяч детей-инвалидов. В настоящее время инклюзивные практики образования реализуют более 316 школ, 64 тысячи педагогов прошли подготовку к работе с такими детьми.

 

9В 80 процентах колледжей Москвы есть условия для получения детьми-инвалидами профессионального образования.

 

Проекты будущего поколения

И сегодня для достижения новых результатов в столице инициированы два мегапроекта. Это проект углубленной информатизации в системе образования. Он подразумевает глобальную модернизацию школьного компьютерного парка и опережающее развитие общегородской платформы электронных образовательных материалов.

 

«Московская электронная школа» – инновационный проект, призванный изменить лицо школьного образования столицы. Проект рассчитан на широкое использование современных IT-технологий и сети Интернет. Привычную школьную доску заменили интерактивные панели, а учебники, тетради и дневники – планшеты. Благодаря использованию мобильных и визуальных технологий каждый урок становится уникальным приключением в электронном пространстве. Уже сегодня школы, оборудованные по стандартам «МЭШ», отмечают рост успеваемости 10учеников», – говорит Калина.
А вот суть второго проекта отражена в его девизе, которое учительство сегодня приняло. Это девиз «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире». Задача проекта – формирование у ученика умений и навыков, необходимых ему в жизни и в выбранной профессии. Но для этого должны появиться новые акценты в содержании образования. Речь идет, прежде всего, об интеграции разных уровней образования для достижения новых результатов. Инженерно-медицинский, кадетский, академический и курчатовский классы есть в любом межрайонном совете директоров. Они дают возможность каждому школьнику выбрать профессию и подготовиться к ее получению.

 

Данный подход обусловил первые шаги в реализации проекта: пред­университарий на базе федеральных вузов, разнообразные предпрофессиональные классы, развитие которых осуществляется в кооперации с профильными университетами, профессиональное обучение старшеклассников с участием колледжей.

 

11Важно, что предпрофессиональное обучение в нынешней трактовке поз­воляет старшекласснику заглянуть в свое взрослое будущее и понять, что он изучает в школе сегодня, что будет ему полезно не только для сдачи трех ЕГЭ, но и для продолжения учебы в колледже или вузе, а что более ценно – и для будущей работы. И это, конечно, самая лучшая мотивация к учебе. Такой взгляд на реализацию программ предпрофессионального обучения стал реальностью благодаря тому, что московские учителя и ученики получили возможность выйти за пределы школьных стен.

 

Результаты сегодня

12Перечень городских проектов с каждым годом расширяется. Этому способствуют высокий уровень финансирования, новое оборудование, ремонты, которые дошли до каждой школы.

Также создана эффективная общегородская система повышения квалификации учителей и директоров. Особенность ее в том, что она основана на сборе показателей успеваемости учеников. Именно поэтому отличная результативность в обучении стала целью каждой московской школы. Стоит отметить, что результаты московских школьников в международном исследовании удивили наших коллег из других стран не только высоким уровнем, но и высокой плотностью этих результатов: лучших много, худших мало.

 

«Я могу смело от лица всех московских школ сказать, что у каждого мос­ковского школьника, студента колледжа есть возможность получить качественное образование, – заявляет руководитель Департамента образования  Исаак Калина. – Результаты прошлого учебного года это подтвердили, а возможности нового учебного года дают уверенность в возможностях московских школ для всех москвичей».

 

13По мнению Калины, стоит проверять не только то, чему научили за партой, но и те знания и умения, которые ребенок осваивает вне школы. «Было бы здорово, если бы к уважаемому мной Единому государственному экзамену добавились другие методы оценки результатов наших школьников. В Москве уже второй год работают предпрофессиональные классы – медицинские и инженерные, но, к сожалению, все, что ребята освоят в них, мы никак не будем учитывать на выходе. И это является демотивацией для учителей, детей и родителей», – пояснил он.

 

На сегодняшний день Департамент образования вместе с некоторыми вузами уже разрабатывает предпрофессиональный экзамен, который будет учитывать знания, приобретенные в медицинских и инженерных классах.

 

Развитие двух вышеназванных мегапроектов станет приоритетной задачей системы образования Москвы на ближайшие годы.
«Когда шесть лет назад мои коллеги из других городов звонили и просили показать московские школы, у меня не возникало вопросов, т.к. их было не так много – несколько десятков. Но примерно с 2014 года стало сложнее, т.к. список таких школ стал расширяться. Сейчас ситуация такова, что все школы отвечают современным стандартам образования», – сказал Иссак Калина.

14

15

16

17

18