машиностроение

Владимир Гутенев: «Только объединив усилия, мы достигнем успеха»

2

 

Общероссийская общественная организация «Союз машиностроителей России» в этом году празднует свой 10-летний юбилей. К этой дате Союз пришел с богатым опытом и стал ведущей общественно-политической силой, выйдя за рамки узкопрофессионального отраслевого объединения. Сегодня он представляет интересы более 4 миллионов трудящихся и более 7 500 ведущих предприятий машиностроительного комплекса России.

 

Какие этапы развития за эти годы прошла машиностроительная отрасль России и что за задачи стоят перед комплексом в будущем, рассказал в своем интервью журналу «Столица Москва» Первый вице-президент Союза машиностроителей России, Первый зампред Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы Владимир Гутенев.

 

– 2017 год – год 10-летия Союза машиностроителей России. Как вы оцениваете тенденции в развитии отечественной машиностроительной отрасли за этот период? Что удалось сделать?

– Как вы помните, в середине нулевых годов при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре и внутренней социально-политической стабильности наблюдался экономический рост, практически все виды экономической деятельности характеризовались динамичным развитием. Главной причиной этому в те годы был очень низкий курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам, что положительно сказалось на производстве внутри страны и на экспортных возможностях предприятий. Увеличилась и скорость роста инвестиций, в том числе иностранных.

 

Вместе с тем, в машиностроении появилась достаточно опасная тенденция. Разобщенные предприятия страны, замыкаясь на своих внутренних проблемах, не могли в одиночку конкурировать на современных рынках с ведущими мировыми игроками в виде концернов, холдингов, корпораций. Положение усугублялось отсутствием действенных коммуникаций между промышленностью, наукой и властью, а также несовершенством нормативной базы. В те годы чрезвычайно обострилась и проблема кадрового обеспечения российской промышленности – престиж науки, рабочих и инженерных профессий катастрофически падал, нехватка профессионалов стала бедой всех секторов машиностроения.

 

Сложившаяся ситуация не только могла привести к заметному падению уровня жизни населения, но и создавала непосредственную угрозу безопасности страны, ведь именно продукция машиностроения составляет основу всех ключевых отраслей экономики. Требовались решения, конкретизирующие промышленную политику России и позволяющие вывести промышленное производство на новый уровень. В первую очередь это касалось формирования приоритетов, создания полноценной законодательной базы, разработки механизмов финансирования развития промышленности и стимулирования спроса на продукцию отечественного машиностроения, а также подготовки и закрепления на ведущих предприятиях передовых научных кадров, специалистов и высококвалифицированных рабочих. Важным направлением стало и формирование укрупненных групп предприятий – промышленных и научно-производственных объединений, способных решать поставленные задачи в сложившихся условиях. Не случайно в конце 2006 года была образована Объединенная авиастроительная корпорация, в 2007 году – государственные корпорации «Ростехнологии», «Росатом», «Объединенная судостроительная корпорация», холдинг «Вертолеты России». Сегодня они показывают примеры создания высокотехнологичных экспортно ориентированных продуктов.
Кроме того, стало очевидным, что для использования синергетического эффекта при разработке различных программ развития, выработке и реализации оптимальных решений потребуется объединение усилий всего сообщества, всех профессионалов, болеющих за свою отрасль и ее будущее, прекрасно осо­знающих, какую роль может сыграть машиностроительный комп­лекс в развитии всех остальных отраслей и страны в целом. Именно требование консолидации и стало, кстати, основной причиной создания в апреле 2007 года Союза машиностроителей России.

 

Если кратко оценить характер произошедших за эти годы изменений, то можно сказать, что в стране создана прочная правовая основа развития промышленности. Это принятые при непосредственном участии нашего Союза Законы «О промышленной политике», «О государственном оборонном заказе», «О стандартизации», «О промышленной безопасности», «О стратегическом планировании», «Об образовании», «О государственно-частном партнерстве», другие стратегически важные документы. Конечно, все они требуют дальнейшего совершенствования и постоянных изменений, соответствующих стратегии развития российского государства.

 

Производство, безусловно, адаптируется к новым требованиям. На большинстве предприятий выполнена глубокая модернизация производственной базы. Внедрены современные интегрированные системы производства, качества и управления персоналом. Развивается кооперация, предприятия встраиваются в производственные цепочки, в том числе международные, создающие продукты высоких технологий.

 

В числе главных итогов десятилетия следует отметить и то, что главы органов власти всех уровней, руководство отраслей экономики, менеджмент предприятий пришли к четкому осознанию того, что сегодня технологическое преимущество, как никогда, решает все. Альтернатива – это деградация промышленности и ее переход на ремесленное производство. Причем стало понятно, что уровень и тренд технологического развития определяют состояние и перспективы не только всех без исключения отраслей экономики, но и образования и культуры. Выход современной молодежи на новый уровень мышления, слом традиционных схем общения и потребления информации стали продуктами, в первую очередь, технологической революции.

 

– Каковы на сегодняшний день основные проблемы, вызовы, стоящие перед российской машиностроительной отраслью?

– Так называемая Индустрия 4.0 уже не на пороге, она уже шагает по ступенькам. Полагаю, что в рамках корректировки приоритетов развития России в сторону развития наукоемких и высокотехнологичных производств, поиска новых форм государственной поддержки и, соответственно, перераспределения бюджетных ассигнований необходимо более активно включаться в процесс создания правовой и физической инфраструктуры для перехода к «оцифровке» экономики в целом и промышленности в частности. Потому что, если не переформатировать ситуацию сейчас, то уже в самые ближайшие годы можно будет говорить не об отставании России от мировых лидеров, а о полном разрыве с мировой экономикой.

 

Конечно, нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается. В мае Президентом России был подписан Указ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Минкомсвязи подготовило проект Программы «Цифровая экономика». Цифровой экономике и задачам по ее созданию было отведено значительное место в выступлении Президента страны на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. Там же на форуме госкорпорация «Ростех» представила свой стенд – «”Ростех” в авангарде цифровой экономики». На нем отражены ключевые экосистемные проекты корпорации, которые призваны стать ключевым фактором развития гражданского сегмента «Ростеха» и роста его выручки в ближайшие годы. Это проекты «Умный город», «Электронное здравоохранение» и «Автоматизированные системы управления». Технологии «Умного города» являются наиболее динамично развивающейся сферой применения цифровых решений. Мировой рынок таких технологий растет на 19,6% ежегодно.

 

Вторая проблема, без решения которой движение вперед невозможно, касается перспективных исследований. Тот задел, который создали для нас предыдущие поколения российских ученых и инженеров, уже практически исчерпан. Оставшийся или уже используется зарубежными конкурентами, или технологически устарел и, соответственно, не дает никаких преференций. Нужно уже сегодня создавать новый задел на будущее. По каждому направлению должны быть разработаны «облики» и «образы» перспективных продуктов, созданных не в результате реинжиниринга существующих решений, а принципиально новых, соответствующих прогнозам развития общества, техники и технологий. При этом необходимо предусмотреть различные источники и механизмы финансирования таких проектов, причем объектами должны быть не только «заказные» работы, но и обязательно инициативные. Только так можно обеспечить реализацию прорывных проектов и заметное место на мировых рынках продуктов производства.

 

И еще один момент хочу затронуть. В связи с бурным развитием новых технологий во всех ключевых отраслях появляется и множество новых компетенций.
Союз машиностроителей старается постоянно отслеживать ситуацию, внедрение целостной системы профессиональных квалификаций в отрасли машиностроения с учетом существующих тенденций промышленного развития – одно из важных направлений нашей работы. Полагаю, что подобная работа должна проводиться и по другим направлениям, в других отраслях.

 

1– Как вы оцениваете уровень внимания к машиностроению со стороны государства и частного бизнеса? Насколько эффективны сегодня инструменты господдержки отрасли?

– Внимание к машиностроению и его проблемам со стороны государства самое пристальное. Это подтверждается, в том числе, участием в наших съездах Президента России, вице-премьеров и министров правительства, руководителей крупнейших промышленных объединений, ведущих научных и общественных организаций. Регулярное посещение Владимиром Владимировичем Путиным машиностроительных предприятий не только придает импульс развитию конкретного производства, но и способствует решению более общих задач какого-либо направления отрасли.

 

Важное значение имело участие Президента России в расширенном заседании бюро Союза машиностроителей и Лиги содействия оборонным предприятиям в Ижевске 27 июня. Там состоялся откровенный и конструктивный разговор о состоянии отрасли и ее проблемах, в том числе связанных с ценообразованием, изменением нормативов рентабельности при расчете цены контракта по гособоронзаказу, доступом предприятий к конкурентным заемным ресурсам. По итогам заседания главой государства 14 июля были даны соответствующие поручения Правительству РФ.

 

Хочу отметить два наиболее важных для машиностроителей направления в деятельности государства в сфере международной экономической деятельности. Первое – это протекционизм при выходе на внешние рынки. Вместе с тем, при продвижении отечественной продукции надо расширять перечень отраслей, где применяются компенсационные меры для логистических затрат, а также затрат на сертификацию и омологацию продукции и технологий производства. И второе направление, касающееся защиты внутреннего рынка. Здесь важным компонентом является ужесточение работы механизмов, оценивающих наличие альтернативных приобретаемым за рубежом российских товаров. Это могут быть продукты станкостроения, тяжелого, транспортного и нефтегазового машиностроения, других отраслей промышленности.

 

Что касается дальнейших шагов в сфере государственной поддержки машиностроения, то следует и далее расширять сферу действия механизмов точечной эффективной поддержки отраслей, проводимой Минпромторгом, таких, как «третий лишний» в фармацевтике. Также необходимо обеспечивать безусловную приоритетность российских стандартов при реализации совместных проектов с зарубежными партнерами на нашей территории.
Доказал свою эффективность Фонд развития промышленности. Как известно, его работа направлена на реализацию инвестиционных проектов, он дает кредиты на 5 лет под 5 процентов годовых. За ними уже стоит очередь из предприятий-претендентов. При этом развивается процесс создания и региональных фондов промышленного развития, которых уже полтора десятка. Безус­ловно, необходимо обеспечить долгосрочный характер их деятельности. Вызывает удовлетворение то, что, несмотря на сложности при формировании нынешнего бюджета, удалось решить вопрос о докапитализации Фонда в этом году на 17,4 млрд рублей.

 

Но, конечно, только государственная поддержка не может обеспечить должного уровня развития современного высокотехнологичного производства. Как известно, двигателем прогресса являются частный бизнес и частная инициатива. И здесь задача по привлечению частного капитала в программы промышленного развития и импортозамещения стоит достаточно остро. Ни в коем случае не должно быть ситуации, которая сложилась в два предыдущих года, когда при росте совокупной прибыли российских компаний их инвестиционная активность падает.

 

В этой связи хочу отметить такой реальный механизм взаимодействия органов государственного управления, госпредприятий и частного бизнеса, как государственно-частное партнерство. Этот важнейший инструмент регулирования экономического развития в отдельных регионах и отраслях уже показал свою эффективность. Продажа сорока девяти процентов акций Концерна «Калашников» в частные руки обеспечила путь к дальнейшему росту предприятию, которое еще недавно было убыточным. В прошлом году Концерном было открыто пять новых производственных объектов, все они приносят прибыль. По этому пути пошли и другие. Среди них – холдинги «Технодинамика» и «Росэлектроника», концерны «Радиоэлектронные технологии», «Техмаш», «Вертолеты России», «ОАК» и «ОСК».

 

– Президентом России поставлена задача по использованию потенциала ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Как идет диверсификация оборонного производства?

– Совершенно верно, наряду с выполнением госпрограммы во­оружений-2025 перед предприятиями стоит задача диверсификации производства, перехода к выпуску конкурентоспособной высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения.
Для оказания содействия предприятиям ОПК в Союзе машиностроителей России была создана рабочая группа по диверсификации. В числе ее задач – выработка общих подходов и согласованных проектов документов, которые лягут в основу законотворческой деятельности в Государственной думе. Группа анализирует, всесторонне прорабатывает и инициативно готовит свои предложения по вопросам и проблемам диверсификации. Одним из результатов ее работы стало заключение Соглашения между «Ростехом» и Внешэкономбанком о создании совместного предприятия. НПО «Конверсия» обеспечит перенос технологий и продукции предприятий ОПК в гражданские сегменты. Кроме того, поможет продвижению высокотехнологичной гражданской продукции на внутренних рынках. Комплекс мер, реализованных в этой области, позволит осуществить диверсификацию производства ОПК, увеличить экспортный потенциал предприятий.

Свою роль в диверсификации должно сыграть Агентство по технологическому развитию, его активность необходимо повысить в разы – ведь оно должно взять на себя работу по переносу прорывных технологий из ОПК в гражданский сектор.

 

– В чем вы видите перспективы отечественного машиностроения и задачи Союза машиностроителей в этой связи?

– Сегодня очень важно сделать ставку на улучшение инвестиционного климата, повышение производительности труда и капитала, эффективности реализуемых в промышленности проектов, развитие малого и среднего бизнеса, наращивание объемов несырьевого экспорта. Мы должны грамотно использовать инструменты проектного финансирования. Надо более активно привлекать в производство частный капитал, при этом не ограничиваться только российским капиталом, это могут быть и зарубежные инвесторы, а также менеджмент предприятий, который способен наиболее полно раскрыть их потенциал.

 

Далеко не полностью использованы возможности программ импортозамещения, здесь правительству, законодателям и предприятиям предстоит еще много работы. У нас есть замечательные примеры решения чрезвычайно острых и сверхсложных проблем в этом отношении. Я говорю о замене украинских двигателей на российских вертолетах и судах. По вертолетам на сегодняшний день Россия полностью обеспечивает собственные военные заказы двигателями ВК-2500 производства санкт-петербургского АО «Климов», а полное замещение украинского импорта запланировано на 2019 год. По судовым двигателям, по существу, положено начало новой подотрасли – российскому газотурбинному двигателестроению. На замену украинской продукции ПО «Зоря» – «Машпроект» поступят рыбинские, сконструированные и изготовленные специалистами НПО «Сатурн» для установки на фрегаты проектов 22350 и 11356, малый десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» и другие корабли и суда ВМФ России. Испытания газотурбинного агрегата М-35Р-1 с двигателем М-70ФРУ-2 уже начаты.

 

Конечной целью развития промышленной инфраструктуры должно стать повышение конкурентоспособности импортозамещающей продукции, в том числе на внешних рынках. У нас должны появиться глобальные лидеры на ключевых высокотехнологичных направлениях. Чтобы ускорить этот процесс, необходимо использовать все возможные источники технологического обновления нашей промышленности.

 

Союз машиностроителей не замыкается на узкоотраслевых проблемах. Сегодня перед Россией стоят глобальные вызовы при ограниченных ресурсах, и, чтобы отвечать на них и формировать великое будущее страны, необходима мощная экономика, основанная на научных знаниях, опирающаяся на высокотехнологичную промышленность и обеспеченная высококвалифицированными кадрами. Соответственно, и вся деятельность Союза нацелена на решение задач развития национальной экономики, преодоление совокупности проблем в их взаимосвязи. Решить их в одиночку ни правительству, ни законодателям, ни общественным институтам невозможно. Только объединив усилия, мы достигнем успеха.