женщина творец

Путь героя: «Мы не ищем любимое дело, мы его создаем!»

2В современном мире, когда подростку исполняется 18 лет, мы уже считаем его взрослым и независимым, но при этом видим перед собой психологически не готового к жизни человека. Он не готов брать на себя ответственность, делать выбор и отвечать за свои поступки самостоятельно. И даже если он делает такую попытку, то через пару лет мы видим этого взрослого «ребенка» с потухшими глазами, который ежедневно задает себе вопрос: «Зачем мне завтра выходить на работу, которую я не люблю?». Почему так произошло, что человек не нашел себя? Винить в этом родителей или это проблема самого ребенка?

 

У разных народов и племен в древности (а у некоторых и в наши дни) существовали обряды перехода из мира детства во взрослую жизнь. Своего рода инициацию во взрослую жизнь проходил каждый человек, в этом ему помогали родственники и наставники.
В наши дни значение наставника, которое было у наших предков, давно забыто.

 

Как помочь подростку найти свое предназначение, нужен ли наставник или как самому стать таким человеком, в интервью журналу «Столица Москва» рассказала психолог, коуч и создатель профориентационной игры «Путь героя» Ольга Немтышкина.

 

– О предназначении человека сегодня говорят много и часто, как говорится, эта тема в тренде. Почему это настолько важно в развитии человека?

– Сегодня существует много тренингов и программ, которые помогают раскрыть человеку его предназначение и найти свое любимое дело. Я сама долгое время задавалась этим вопросом, пыталась найти ответ извне, чтобы мне сказали: «Ольга, ваше призвание такое-то». Но, как и в отношениях – все неоднозначно. Мы сами куем свое счастье и создаем свою любовь – никто ее не приносит на блюдечке. На мой взгляд, это точно так же относится и к любимому делу и профессии мечты. Даже проходя тесты по профориентации, подросток сталкивается с массой вопросов: как разработать стратегию, какой путь выбрать. У меня у самой были такие же вопросы при обучении.

 

Мы не ищем любимое дело, мы его создаем! Создаем из своего рода молекул: наш опыт, способности, мечты и цели. Каждый раз, когда мы двигаемся в ту или иную сторону – мы расширяем не только свой кругозор, но и создаем свою картину мира. Важно понять для себя самого, как вы будете его создавать и развивать. Понять свои склонности и предпочтения, а дальше продумать стратегию пути. Это особенно важно для развития подростков.

 

– Как пришла идея создать собственную игру? И на кого рассчитана игра?

– Для меня самой это стало поиском. Я окончила РУДН, затем СИНТОН по специальности «Психология», изучала тему коучинга Эриксона и трансформационных игр. И на стыке всех практик у меня возникла идея создать игру «Путь героя» – тренинг по профориентации: инициации подростков во взрослую жизнь. В основу была положена методика «хочу, могу, надо миру» (японское «икигай»). По итогу игры подросток определяется с конкретным профилем, куда ему пойти учиться (вуз, колледж), на каких предметах стоит сакцентировать внимание.

 

Раньше в школах система образования была построена на ЗУНах (знания, умения, навыки), не было разговора о мотивации человека, о его типе личности. А сейчас у нас индивидуальный подход. Современная система мотивации строится на МИЛах (мотивации, интеллекте, типе личности).
Выбрать собственный профиль – это вложение в свое будущее. Можно провести интерпретацию со строительством дома. Важно заложить качественный фундамент (базу), на который, в дальнейшем, уже застраиваются дополнительное образование, кружки и курсы.

 

Это важный аспект, потому что сейчас никто на 100 % не сможет сказать, какая в будущем профессия будет пользоваться спросом и станет успешной для конкретного ребенка. Конечно, можно прогнозировать данный вопрос, но я считаю, что человеку важно стать личностью, определить для себя: «что я хочу, что я могу дать миру?». Игра оптимальна для подростков с 13 лет, но можно начинать и раньше. В этом возрасте перед человеком встает уже определенный выбор ориентирования. К сожалению, в школах не уделяется этому вопросу должного внимания. Преимущественно эта игра направлена на подростков, которые запутались в выборе.

 

– Игра называется «Путь героя», почему?

– Сегодня человеку приходится структурировать и систематизировать большие объемы информации. А игра помогает разложить все по полочкам, появляется четкое видение, что делать дальше. По итогам игры у него будет молекула своего любимого дела, профессии, направления. Получается некий ящик Пандоры, когда мы открываем шаг за шагом в человеке его способности, навыки, возможности, строим вместе стратегию. Почему называется «Путь героя» – потому что каждый человек индивидуален, уникален, он – личность. И ему важно этот путь стратегически продумать и использовать максимальное количество возможностей.

 

Есть книга «Путешествие героя». В ней главный герой проходит яркий цикл своей жизни, наполненный проблемами и сложностями – рассказывается его путь, и достигает успеха. Также и «Путь героя» основан на том, что участник игры не получает сразу ответ на свой вопрос. В течение игры он проходит этапы: сталкивается со сложностями, принимает решения, берет на себя ответственность за свой выбор, в итоге он сам определяет свой профиль.

 

– Что происходит с человеком во время игры? Что-то в нем ломается или открывается?

– Идея игры – увидеть потенциал человека и направить все ресурсы на его раскрытие. Игра состоит из трех частей. Первая часть – «что человек хочет», мы разбираем цели труда, средства труда, что человек любил делать в детстве. Происходит некая максимальная инвентаризация того, чего человек хочет. Затем – «что человек может». Через тесты, сценки, мини-тренинги мы проговариваем тему «могу», тем самым выявляем навыки человека на данный момент. И третья часть – «что надо миру от человека», здесь уже раскрываются глубинные навыки, подсознательные «хотелки» и т.д. Приведу пример: один из участников пришел с запросом, что не может реализоваться. В настоящее время человек занимается психологией, но в детстве увлекался техникой, программированием. На момент выбора профессии у него была непростая ситуация в семье, давление родителей. Тогда он сделал фокус не на себе, а попытался как-то решить ситуацию с близкими. Возможно, ему просто нужна была поддержка со стороны грамотного специалиста по профориентированию, но на тот момент он ее не получил. И ошибочно выбрал путь – психология. Учитывая его увлечения, склонности и потенциал, человек мог стать известным нанотехнологом, но сделал «рациональное» решение, которое не принадлежало ему. Винить в этом родителей или его – бессмысленно, человек сам не знал на тот момент, чего хочет, а сориентировать было некому. В итоге, после прохождения игры, он записался на курсы при Бауманском университете. В любое время можно поменять траекторию своего пути.

 

– Скорее всего, создание и проведение игры «Путь героя» – это только первые шаги, а что планируете реализовать в ближайшее время?

– Уже сейчас поступают запросы на обучение специалистов игре «Путь героя». Учителя в школах самостоятельно могут проводить игру в классе. Также обучение могут пройти и родители, чтобы проводить игру со своими детьми. Проведение игры «Путь героя» рассчитано на мини-группы, она длится целый день. Поэтому сейчас я готовлю ряд вебинаров как для учителей, специалистов образовательных учреждений, так и для родителей. Думаю, что каждый взрослый хочет видеть своего ребенка счастливым и желает ему успешного будущего. А счастливым он будет тогда, когда сможет найти ключ к самому себе, будет сам создавать свой мир с любимым делом, любимой семьей и в гармонии с самим собой.

 

«Путь героя» – профориентационная игра
Цели игры:

  1. Определиться с профессиональным профилем
  2. Составить молекулу своей профессии, своего любимого дела
  3. Понять свой профессиональный функционал: «Что конкретно я делаю»
  4. Поставить три цели своего профессионального развития и конкретные шаги своего профессионального развития
  5. Составить карту своей уникальности
  6. Объективно оценить свои сильные и слабые стороны
  7. Научиться строить жизненные планы, ставить правильно цели

www.путьгероя.рф