ММСО. Форум «Город образования»

Стратегические академические единицы в вузе – удачная альтернатива факультетам

01

 

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – кузница специалистов высокого уровня. Его история началась более 70 лет назад. С момента образования многое изменилось, но, как и в ранние годы, НИЯУ МИФИ продолжает сочетать в себе синтез образования и научных исследований. В интервью журналу «Столица Москва» представители университета рассказали об основных инновациях и достижениях, к которым удалось прийти не так давно.

 

— Год назад НИЯУ МИФИ получил поддержку Международного Совета Проекта «5-100» на создание пяти новых институтов. Какое значение для университета имеет данная глобальная структурная перестройка? Какая работа ведется в этом направлении?

 


Мария Ганченкова, директор дирекции Программы повышения конкурентоспособности НИЯУ МИФИ:

– Важной трансформацией университета стало создание стратегических академических единиц (САЕ). Они пришли на смену учебным факультетам. САЕ представляют из себя пять отдельных институтов: Институт ядерной физики и технологий (ИЯФиТ), Институт лазерных и плазменных технологий (ЛаПлаз), Инженерно-физический институт биомедицины (ИФИБ), Институт нанотехнологий в электронике, спинтронике и фотонике (ИНТЭЛ) и Институт интеллектуальных кибернетических систем (ИИКС). 19 марта 2016 года их проекты были представлены Международному совету Программы «5-100», который рекомендовал Минобрнауки России обеспечить их финансирование.

Стратегия Институтов подразумевает концентрацию на тех направлениях, в которых НИЯУ МИФИ – признанный лидер. Это ядерные и радиационные технологии, физика высоких энергий и элементарных частиц, лазерная физика. Кроме того, создание САЕ способствует тому, что университет развивает новые направления. К ним можно отнести биомедицинские технологии, наноэлектронику, информационные кибернетические системы.03

 

В 2016 году прием поступающих в МИФИ был впервые проведен по направлениям подготовки Институтов (САЕ). В результате 68% от общего числа поступивших были приняты на образовательные программы САЕ со средним баллом ЕГЭ 89,2.
Мы рассматриваем стратегические академические единицы как новое ядро структуры университета и драйвер его изменений.

 

– Как развивается региональная сеть МИФИ? Каковы стратегические цели и ожидания от недавно принятого решения объединить московскую и обнинскую площадки университета?

 

Владимир Петров, начальник Управления отраслевого развития НИЯУ МИФИ:
– В настоящее время в составе НИЯУ МИФИ 19 региональных подразделений, расположенных в 13 субъектах РФ и 5 федеральных округах. В их числе 11 институтов и 7 колледжей и техникумов, в которых обучаются более 17 тысяч студентов и работают свыше 4 тысяч сотрудников.

 

04Недавно было проведено сокращение непрофильных специальностей и направлений, согласованы программы подготовки кадров с предприятиями и организациями Госкорпорации «Росатом».
В целях совершенствования практик студентов созданы два ресурсных центра на базе филиалов НИЯУ МИФИ в Волгодонске и Нововоронеже. Там проходит подготовка как российских, так и иностранных студентов.
Ведется активная работа по подготовке квалифицированных кадров со средним специальным образованием. Причем учитываются требования WorldSkills, AtomSkills и профессиональных стандартов.

 

Александр Путилов, декан факультета бизнес-информатики и управления комплексными системами НИЯУ МИФИ:

– Региональная сеть НИЯУ МИФИ – основа региональной экономики, связанной с развитием предприятий Росатома. Это также центры инновационного развития.
Благодаря объединению московской и обнинской площадок теперь в едином ключе будут решаться все новые направления, прежде всего, в области инженерной биомедицины. В Обнинске имеются два предприятия Госкорпорации «Росатом», которые обеспечивают выпуск радиофармпрепаратов. Кроме того, там действует Центр радиационной медицины им. А.Ф. Цыба. Медицинский факультет НИЯУ МИФИ и Инженерно-физический институт биомедицины осуществляют исследования и разработки, определяющие будущий облик этого важнейшего научно-технического направления. Подготовлена программа «Формирование бизнес-пространства создания инноваций в инженерной биомедицине», которая станет опорой в формировании кадрового потенциала для Обнинского биомедицинского кластера. Выражение «кадры решают все» и сегодня актуально как никогда.

 

Татьяна Леонова, проректор НИЯУ МИФИ:

– Объединение московской и обнинской площадок имеет большое значение. У каждой есть свои неоспоримые достоинства. Так, если мы говорим о московской площадке, то это высокий уровень научной и исследовательской базы. У Обнинского университета же стоит выделить очень тесную связь с 05производством.

 

К преимуществам объединения можно отнести обмен знаниями и практическим опытом в ходе проведения цикла совместных лекций и практических занятий, а также коллективное использование уникального научно-технологического оборудования (ресурсные центры и научно-исследовательские лаборатории, симуляционный медицинский центр, центр практического обучения Learning factory для фармацевтической отрасли и др.). Кроме того, это совместное участие в образовательных и научно-инновационных проектах и развитие общих студенческих инициатив в образовательной, научной, спортивной и воспитательной сферах.
– По итогам Шанхайского глобального рейтинга в 2016 году МИФИ признан лучшим среди представленных в нем российских университетов по инженерным направлениям. В чем состоит уникальность образовательных программ МИФИ по развитию инженерных компетенций? Каковы конкурентные преимущества МИФИ на пути к лидерству в техническом образовании?

 

Сергей Киреев, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров:

– В этом году впервые в рейтинге были оценены университеты по 7 инженерным направлениям. В рейтинг вошли три российских вуза: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Уфимский государственный авиационный университет. Всего в рейтинге представлено более 730 высших учебных заведений из 55 стран мира.
Важно отметить, что НИЯУ МИФИ впервые вошел в авторитетный Шанхайский рейтинг и был признан лучшим среди трех представленных в нем университетов России. Тем самым он в очередной раз подтвердил свои конкурентные преимущества в области технического образования.

 

06В марте этого года МИФИ третий год подряд попал в ТОП-100 Международного рейтинга «Physics & Astronomy». Стоит отметить, что вуз впервые был отмечен по таким критериям, как «инженерия и технологии» и «естественные науки».

 

Александр Путилов, декан факультета бизнес-информатики и управления комплексными системами НИЯУ МИФИ:

– Уникальность образовательных программ НИЯУ МИФИ по инженерным направлениям заключается в их глубокой инновационной направленности. В настоящее время дисциплина «экономика» читается студентам на первом курсе и в небольшом объеме. Для решения этой проблемы в университете был разработан курс «Экономика проектирования и конструирования в атомной отрасли». На лекциях предусмотрены тесты для контроля усвоения материала. Результаты тестирований видны преподавателю в режиме реального времени, что позволяет корректировать образовательную технологию, учитывая восприятие аудитории. Практикумы обеспечивают решение до десяти задач, условия которых студенты видят в своих мобильных телефонах и выбирают варианты ответов. Все решения фиксируются в электронной ведомости с точностью до секунды. Таким техническим приемом традиционное «списывание» исключается чисто аппаратными средствами.
Этот пример не единственный среди новых образовательных технологий, применяемых в МИФИ. Но он наглядно иллюстрирует возможности современных технических подходов в системе «преподаватель – студент».

 

– Как развивается партнерство университета с бизнес-структурами при подготовке специалистов?

 

Александр Путилов:

– Партнерство с бизнес-структурами постоянно совершенствуется. Очень многие консалтинговые организации обращаются к нам. По их заданиям студенты выполняют работы, защищают магистерские диссертации, а выпускники сразу получают неплохие позиции для карьерного роста.

 

Можно привести пример и международного сотрудничества в этой сфере. В Бизнес-школе НИЯУ МИФИ обучается около двухсот граждан Республики Казахстан по четырем направлениям подготовки: менедж­мент, экономика, международные отношения и бизнес-информатика. Первый выпуск запланирован на лето 2017 г. Интересно, что большинство обучающихся на этих магистерских программах – сотрудники НАК «Казатомпром», которая решает в Республике Казахстан те же задачи, что и Госкорпорация «Росатом» в нашей стране. Заключены соглашения с Евразийским национальным университетом им. Л.Н. Гумилева в г. Астане: мы тесно сотрудничаем и решаем совместно задачи бизнес-подготовки инженерных кадров для нашего стратегического партнера – Республики Казахстан.

 

07– Каковы перспективы международного сотрудничества вуза?

 

Мария Ганченкова, директор дирекции Программы повышения конкурентоспособности НИЯУ МИФИ:

– В прошлом году активно формировался пакет образовательных программ по перспективным научным направлениям университета. В него вошли 149 двуязычных программ (русский/английский языки), в числе которых 46 программ бакалавриата, 19 – специалитета, 58 – магистратуры, 15 – аспирантуры, а также 11 крат­косрочных модулей.

В 2016 году было запущено сотрудничество с Университетом Турина (Италия) – по теоретической физике (ИЯФиТ), с Университетом Савойи и Университетом Гренобля (Франция) – по космологии, физике элементарных частиц. Также началось взаимодействие с Институтом Джона Адамса (Департамент физики, Оксфордский университет, Великобритания) и с Университетом Оулу (Финляндия).

Были подписаны соглашения об образовательном союзе с Харбинским и Пекинским технологическими институтами (Китай) и Университетом Рочестера (Нью-Йорк). Разработаны 19 новых образовательных программ магистратуры двойного диплома с вузами стран СНГ.

 

В 2016 году общее количество студентов, обучавшихся на онлайн-курсах МИФИ, составило порядка 80 000 человек. Это представители 146 стран мира. Параллельно МИФИ разрабатывал и активно внедрял в учебный процесс и иные форматы дистанционного обучения. Это, например, международная «Виртуальная лаборатория ядерного деления», образовательный ресурс по ядерной физике и технологиям «Nuclear Science and Technology». Университет продолжает внедрение лучших мировых практик в образовательный процесс. Более 75% инженерных программ прошли международную аккредитацию, 70 программ модернизированы в соответствии с международными стандартами инженерного образования. Внедрена система обязательной сертификации квалификаций выпускников в соответствии с требованиями отраслевых профстандартов.

 

Более 50% зарубежных научно-педагогических работников, работающих в МИФИ, представляют страны дальнего зарубежья. И этот показатель устойчив в течение нескольких лет. За 2016 год на 45% выросло число сотрудников из Западной Европы, Северной и Южной Америки.

В соответствии с принципом международной открытости вуз непрерывно наращивает количество иностранных студентов. Их число с 2013 года выросло более чем в 3 раза, и сейчас оно составляет свыше 1200 зарубежных представителей из 36 стран мира.

Прошлый год ознаменовался активным международным сотрудничеством НИЯУ МИФИ в области ядерного образования с МАГАТЭ, Европейским ядерным агентством (NEA/OECD), Европейской сетью ядерного образования ENEN, а также с АТОМ-СНГ.