ММСО. Форум «Город образования»

Русский язык для успешных людей

01

 

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина более полувека успешно выполняет высокую миссию продвижения, изучения и распространения русского языка в мире. На сегодняшний день число зарубежных выпускников института составляет более пятисот тысяч человек. Институт Пушкина является ведущим научным и методическим центром в области русского языка, развития речевых компетенций, активным участником реализации государственной языковой политики, инициатив Министерства образования и науки, направленных на возрождение интереса к чтению, сохранение и развитие российских культурных традиций, повышение качества преподавания и изучения русского языка.

 

02Современная реальность, в которой огромное место занимает обмен информацией, предъявляет новые требования к уровню владения различными видами коммуникаций. Эти навыки необходимо развивать, начиная с дошкольного возраста, используя весь арсенал современных технологий и методов обучения.

 

Огромную роль играет школа – прежде всего уровень профессионализма и качество речи самих педагогов, которые являются для своих учеников самым близким и действенным примером. В школе каждый учитель – словесник: независимо от предмета, который он преподает, он должен демонстрировать образцы правильной, убедительной и красивой русской речи.

Для самих школьников освоение образовательных программ по русскому языку имеет определяющее значение: от этого зависит академическая успешность, в том числе результаты государственных итоговых испытаний и, соответственно, возможность получения качественного высшего образования.

 

Преподавание русского языка должно вестись с учетом потребностей каждого ребенка. В Институте Пушкина разработаны методики, учитывающие особенности различных категорий детей: как тех, кто демонстрирует высокие результаты и проявляет склонность к углубленному изучению филологии, так и детей, для которых русский язык не является родным. Эта ситуация актуальна и для российских мегаполисов, где значительную долю в классах занимают дети-инофоны, и для национальных республик Российской Федерации.

Богатство языка, развитие речи, навыков чтения и понимания текстов, умение точно выражать свои мысли, эффективно осуществлять различные виды речевых коммуникаций являются сильнейшим конкурентным преимуществом. Такие программы необходимы и взрослым, чтобы быть успешными в современном мире.

 

03Институт Пушкина, имеющий огромный методический и практический опыт, готов делиться своими наработками и обсудить направления сотрудничества со всеми заинтересованными коллегами.
Одной из особенностей Московского международного салона образования является внимание к теме русского языка как языка международного общения, языка больших возможностей. Поэтому закономерно, что Институт Пушкина – активный участник Салона. Площадка института на IV ММСО выполняет функцию центра притяжения коллективов, работающих в сфере русского языка, а сам институт – интегратора  проектов, которые реализуются в этом направлении. Как ведущий международный центр и оператор государственных программ развития и продвижения русского языка, институт традиционно выступает организатором общественной площадки для представления новых форматов работы, обсуждения актуальных вопросов преподавания, изучения и развития русского языка.

 

В течение всего периода работы Салона в зале «Пушкин» будут проводиться тематические мероприятия – экспертные дискуссии, мастер-классы, лекции – по вопросам государственной языковой политики, развития филологии и гуманитарной науки, научных исследований в сфере искусственного интеллекта, электронной педагогики, новых методов изучения языка.
Институт Пушкина рад видеть среди гостей и участников мероприятий всех, кому близка тема русского языка!

 

ММСО (ВДНХ, 75 павильон) ЗАЛ «ПУШКИН»

12 апреля

«Будущее словарей.  О внедрении Концепции преподавания русского языка и литературы в школах»

 

04Словарь, являясь основным носителем языковой, культурной и энциклопедической информации, предоставляет широкие возможности для формирования полноценной личности постиндустриальной эпохи, способной к оперативному поиску необходимых сведений. Бурное развитие современных технологий не меняет существа дела, поскольку отличие электронного словаря от словаря бумажного касается, прежде всего, формы (формата), но не содержания.
Представители Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, научных фондов, издательств обсудят, какими должны быть современные словари и в каком формате должны создаваться словари XXI века.

 

«Естественный язык и искусственный интеллект – вместо или вместе?»

 

«Google-переводчик придумал собственный язык», «Искусственный интеллект от Microsoft научился ругаться, как американский подросток», «Боты стали общаться на языке, непонятном их создателям». Эти и другие новости из мира технологий – примеры неоднозначного взаимодействия лингвистики и разработки искусственного интеллекта. В ходе дискуссии будут рассмотрены следующие вопросы: «Как знания о естественном языке используются при создании искусственного интеллекта?», «Могут ли самообучающиеся системы уточнить представления ученых об устройстве языка, его эволюции?», «Как искусственный интеллект может быть полезен в обучении языку?», «Стоит ли бояться переводчикам, преподавателям, копирайтерам конкуренции с искусственным интеллектом?»

Взгляд на проблему представителей Фонда развития интернет-инициатив, компаний «НейроНет», ФРИИ, ABBYY, IBM.

 

13 апреля

«Как современные научные представления о работе мозга меняют подходы к обучению»

 

Современные достижения в области нейронаук помогают нам понять основные принципы работы памяти и внимания человека, дают возможность оценить особенности его характера и уровень мотивации. Можно ли эти знания применить уже сегодня, в образовательном процессе, и каким должно быть образование будущего? Как оптимальным образом развить способности талантливого ребенка, как помочь детям, которым по тем или иным причинам учиться сложнее, чем их сверстникам?

Свое мнение представят специалисты по нейронаукам, разработчики образовательных ресурсов, педагоги.

 

«Иностранные бизнес-термины в русской речи: техника безопасности»

 

05За последние десятилетия русский язык впитал в себя большое количество иноязычных терминов из сферы бизнеса. Какие заимствования оправданы и делают нашу речь более точной, обогащая картину мира новыми явлениями, а какие являются «ложными друзьями», так как неправильно понимаются и некорректно используются?

В ходе мастер-класса лингвист и бизнес-тренер Вадим Рубан расскажет, как делать смысловой перевод термина, не попадая в ловушки языка, приведет примеры того, как неверный перевод иностранных терминов может принести не пользу, а большой вред компании или целой отрасли.

 

«Может ли современная гуманитарная наука быть конкурентоспособной?»

 

Главный проблемный вопрос: как быть с гуманитарной наукой, которая не всегда вписывается в современные представления о научной результативности? Обсуждение путей развития гуманитарной науки в контексте современных требований, предъявляемых к научным исследованиям.

Панельная дискуссия с участием представителей Министерства образования и науки РФ, Российского научного фонда и других научных организаций.

 

14 апреля

 

Всероссийское совещание по организационно-методическому обеспечению обучения иностранных студентов

 

Современные приоритеты государственной политики России – расширение присутствия на международном рынке образования, стратегия продвижения национальных интересов через иностранных выпускников российских вузов.
На совещании с участием представителей Министерства образования и науки состоится обсуждение мероприятий, необходимых для эффективной деятельности по расширению приема иностранных граждан в российские вузы, их успешной адаптации и повышения качества подготовки иностранных специалистов с высшим образованием.

 

«Послы русского языка в мире. Сессия с опорными вузами программы»

 

Международная волонтерская программа «Послы русского языка в мире» реализуется с 2015 года, ежегодно расширяя свой формат, количество участников и географию экспедиций.
На мероприятии в рамках ММСО будет представлена программа, объявлены вузы – победители конкурсного отбора на статус «Опорного вуза программы», проведена проектная сессия с будущими кураторами программы в вузах.

 

«Тематические смены по русскому языку во всероссийских детских центрах»

 

Тематические смены по русскому языку – новая форма образовательно-просветительских программ, разработанная Институтом Пушкина. На мероприятии будут представлены итоги  тематических смен по русскому языку во всероссийских детских центрах и обсуждение будущих смен и мероприятий в лагерях: «Артек», «Орленок», «Океан», «Смена».

Тематические смены по русскому языку могут быть организованы для российских и/или зарубежных детей по различным программам в регионах России, которые заинтересованы в развитии новых эффективных форматов работы с молодежью.

 

Полная программа мероприятий Института Пушкина на IV Московском международном салоне образования: pushkin.institute
 
Дополнительная информация: pr@pushkin.institute
 
Приглашаем специалистов и посетителей Салона в зал «Пушкин»!