ММСО. Форум «Город образования»

Реформа МФТИ: шесть слагаемых успеха

1

 

Одним из ключевых показателей популярности любого института, после его кадрового потенциала и наличия успешных выпускников, является положение, занимаемое альма-матер в рейтинге ведущих вузов страны. Главное – сохранить себя и приумножить достижения в процессе перестройки, которая в соответствии с требованиями времени приходит в стены большинства высших учебных заведений государства. МФТИ, кузница молодых ученых, сегодня – в стадии больших перемен. И об этом наш разговор с ректором знаменитого Физтеха, доктором физико-математических наук, членом-корреспондентом РАН Николаем Кудрявцевым.

Фото: Евгений Пелевин/Пресс-служба МФТИ

 

2– Николай Николаевич, в минувшем декабре МФТИ отметил 70-летний юбилей, и к своей круглой дате вуз подошел с солидным багажом достижений, занимая «топовые» позиции в мировых рейтингах среди российских университетов. Тем не менее, время не стоит на месте, и в 2016-м было принято решение о структурных преобразованиях, ключевое из которых – создание «Школ Физтеха». В чем миссия больших перемен?

– Спасибо за добрые слова об университете. Должен признаться, я весьма взвешенно отношусь к достижениям вуза и вижу те участки, на которых мы пока работаем не столь эффективно, как бы хотелось, но поводы для гордости действительно есть. У нас неплохо развиты международные контакты, мы участвуем, к примеру, в программе «5+100», имея доступ к ноу-хау мирового университетского сообщества. Но нам есть, куда и к чему стремиться. Одно из направлений этого движения – создание «Школ Физтеха». На эту тему в наших стенах было много неформальных дискуссий с членом Международного совета МФТИ Ральфом Айхлером, который одновременно является президентом Цюрихского 4политехнического института – одного из ведущих вузов мира, из стен которого вышло, на минуточку, восемь лауреатов Нобелевской премии. Так вот, господин Айхлер много рассказывал нам про свой университет, в т.ч. и об опыте создания подобных школ. Иначе говоря, наши швейцарские коллеги практически все свои факультеты, у которых были неясно очерчены края, названия и функционал, объединили в новые, более крупные и современные образования, точнее, центры, вобравшие в себя несколько факультетов со всеми кафедрами и лабораториями, которые заточили под актуальнейшие задачи современности. Этим центрам, помимо науки, делегировались значительные организационные и финансовые полномочия. На мой взгляд, подобного рода образования, во главу угла которых ставится принцип междисциплинарности, стопроцентно отвечают требованиям времени. В МФТИ это четко поняли и пошли по швейцарскому пути. Дорога эта не из легких, Цюрихский политех осиливал ее 5 лет, но результат того стоит. Что касается МФТИ, мы, создавая свои «Школы Физтеха», открываем новую страницу в своей истории, привлекая в альма-матер знаковых преподавателей и плотно занимаясь стратегией университета. Силы и ресурсы для этого есть. Сформирован костяк руководителей школ, имеющих все полномочия и ресурсы, а сами они сейчас активно занимаются оперативной работой.

 

5– Преобразования, подобные тем, что сейчас проходят в МФТИ, прошли во многих университетах мира?

– Да, и сейчас дошла очередь до России. В этом смысле участие МФТИ в программе «5+100» нас подстегнуло. Начало реформирования было непростым. Не обошлось без личностных аспектов и историзма. На многочисленных встречах руководства факультетов, подлежащих объединению, мы в условиях жарких дискуссий искали компромисс. Научная элита МФТИ высказывала массу сомнений: а нужны ли нам перемены? Ведь в Физтехе традиции – это святое. Больше всего споров было в среде математиков, ибо в рамках «Школ» мы соединили фундаментальную и прикладную науку, т.е. фундаментальную математику и компьютерные технологии, чего в рамках факультетов нам достичь не удалось. Процесс был болезненный. Таковым он остается и сейчас, потому что 6идет этап становления. Но реформу в вузе приняли. Могу проиллюстрировать это примером. Недавно я принимал участие в церемонии вручения премий Правительства Москвы в области науки, которую лично проводил мэр столицы Сергей Собянин. И там было много наших. В секторе МФТИ мне было зарезервировано место посредине, а моими соседями оказались заведующие кафедрами двух объединенных в одну «Школу» факультетов. Так мне оба в один голос заявили: «Как здорово получилось с объединением! Почему же раньше этого не сделали?». Я в ответ: «Уважаемые коллеги, так вы сами выступали против этого!». О чем это говорит? О том, что реформа пошла. В вузе расширился круг общения между профессорско-преподавательским составом. Появились новые задачи, которые решаются совместно. Легче стало работать. Кстати, популярность наших «Школ» доказала летняя приемная кампания 2016 года. Ко мне прорвались трое родителей абитуриентов, сами в прошлом выпускники МФТИ. Пришли они за советом: в какую из «Школ Физтеха» лучше поступать их деткам? Речь шла не о факультетах, а именно о «Школах»! Как видим, информация о реформе достаточно быстро разошлась в народе, и люди сами оценили, насколько наши преобразования перспективны.

 

– Но сами факультеты как таковые никуда не делись, они лишь объединились в шесть «Школ»?

7– Совершенно верно, раньше в МФТИ было 11 факультетов, сегодня они продолжают работать в составе шести «Школ». В большинстве случаев одна Школа объединяет 2 факультета. К примеру, факультет общеприкладной физики и факультет проблем физики энергетики. По сути своей они очень близки. А потому были объединены в составе «Школы фундаментальной и прикладной физики». Реформа пошла и на пользу студентам – они получили больше возможностей. В том числе в выборе научных направлений и в плане получения знаний, потому как в вузе начали преподавать ученые, знаковые для российской науки. Например, профессор, доктор физико-математических наук Юрий Райзер, гуру в области физической газодинамики и низкотемпературной плазмы, которого я уговорил приезжать на Физтех читать лекции. И Юрий Петрович в свои 90 лет согласился. Между прочим, ребята его очень любят. Сам профессор, чрезвычайно скромный человек, который приезжает к нам в вуз на электричке, наши поздравления с юбилеем согласился принимать только в перерывах между лекциями, на глазах слушателей. Реакция аудитории была потрясающей. На лицах студентов был неподдельный восторг и уважение. Вот что значат легенды старой научной школы в эпоху современности.

 

8– Вы обмолвились про продолжающийся этап становления МФТИ после реформы. Когда он закончится и каковы ваши ожидания на финише этого процесса?

– Возможно, к концу текущего учебного года. Поймите меня правильно: мы ничего не хотим делать насильно. Люди должны получить возможность влиять на ситуацию, и когда они видят, что такая возможность у них есть, они активно включаются в работу без какого-либо педалирования со стороны ректората. Сейчас в «Школах» идет процесс формирования Ученых советов. Безусловно, в них войдут знаковые для МФТИ люди. А в задачу Совета среди прочего будет входить определение стратегии развития той или иной Школы. Что касается ожиданий – все покажет приемная кампания этого года. И системность в работе самих «Школ», в т.ч. в финансовой и в нормативно-правовой составляющей. Сегодня ясно одно: все наши структурные преобразования – новый этап в жизни и истории МФТИ. Сами реформы дадут дальнейший импульс к развитию физтеха. В т.ч. в сфере многопрофильности, в частности, гуманитарной составляющей, которая для МФТИ представляется весьма важной. Кроме этого, наш вуз всерьез задумался о походе в педагогику. Многие наши сотрудники, кроме технической, имеют педагогические ученые степени. Еще одно направление в развитии многопрофильного образования в МФТИ – дизайн и архитектура. Среди выпускников Физтеха немало руководителей строительных компаний.

 

– Одним из трендов развития высшего образования сегодня является курс на интернационализацию. МФТИ – не исключение? Вы привлекаете в свои стены зарубежных преподавателей и иностранных студентов? И возможно, в Физтехе ведется статистика, сколько талантливых выпускников вуза осталось в России, а сколько уехало строить карьеру за границу?

9– Статистика – штука точная, и она свидетельствует: максимум 10% наших выпускников уезжают сегодня за пределы нашей страны. В начале 1990-х этот процент был значительно больше, порядка 30%, потому что с дипломом Физтеха человек найдет себе достойное применение в любой точке планеты. Однако сегодня многие из тех, кто уехал, сейчас вернулись и работают у нас. Кстати, уезжали многие по причине отсутствия оборудования на рабочих местах, в результате чего специалист терял квалификацию. Возможно, вы удивитесь, но зарплата у большинства специалистов стояла на третьем месте. Ныне ситуация другая. У нас, равно как и на других площадках, появилось современное инновационное оборудование. Возникла масса научных программ. Люди стали возвращаться, но кое-кто уезжает и сегодня. И наша задача – добиться паритета. Чтобы на место тех 10% уехавших приехали 10% зарубежных специалистов. Однако освоить наши российские программы под силу далеко не каждому иностранному ученому. Они слишком сложны для наших коллег из-за рубежа, даже из индустриально развитых стран. Но мы выходим со своими проектами и на государства СНГ, и на дальнее зарубежье, понимая, что директивно к нам не поедут. Нужна мотивация. Крупные зарубежные специалисты приезжают к нам читать лекции сроком на две недели. Приглашать на семестр востребованного во всем мире человека сложно, дорого, да и по большому счету не нужно. Эффективность двухнедельных командировок значительно выше: доказано практикой. Другая форма сотрудничества – современные технологии. У нас заведующий одной из кафедр по скайпу читает лекции 10из США. И приезжает к нам лишь для приема экзаменов. В свою очередь, сотрудники его кафедры уезжают периодически к нему на месяц в командировку, после чего возвращаются обратно.

 

– Когда отмечалось 70-летие МФТИ, в альма-матер приезжало очень много выпускников и бывших преподавателей вуза, сделавших успешную карьеру. А что можно сказать о сегодняшнем студенчестве?

– Только хорошие слова. Сегодняшние выпускники общеобразовательных учреждений, приходящие к нам учиться, ничуть не хуже, чем предыдущие поколения. Об этом я постоянно говорю на встречах сегодняшним школьникам – нашим будущим абитуриентам. И, кстати, всегда рассказываю ребятам о тех заданиях, которые попались в свое время мне, когда я поступал на Физтех, задания эти я прекрасно помню. На устные мне, признаюсь честно, было сложнее отвечать, чем сегодняшним абитуриентам. У сегодняшних мальчишек и девчонок своеобразный образ мышления, со своими особенностями, конечно. Не все они, к примеру, могут быстро и четко решать задачи. Зато быстро отвечают на тесты – школа ЕГЭ. Я вообще считаю, через несколько лет у нас в России будет подавляющее большинство выпускников, объединенных понятием «поколение ЕГЭ». В свое время, когда министр образования России Владимир Филиппов вводил Единый госэкзамен по всей стране, Физтех поддерживал это решение, поскольку такой экзамен давал возможность поступать к нам не только представителям центральной части страны, но и талантливой молодежи с окраин государства и из глубинки. К примеру, благодаря ЕГЭ в МФТИ поступила талантливая девушка с Камчатки, набравшая неплохой проходной балл. Но изобретательством нельзя заниматься, если ты не знаешь фундаментальных основ. Поэтому в вопросе ЕГЭ, как способе поступления в вуз, должен быть найден разумный компромисс.

 

11– Ваши пожелания и советы тем, кто собирается поступать в МФТИ.

– Главное – поступить. И не расстраиваться, если этого не произошло. По счастью, в России не один Физтех хороший вуз. Если человек выбирает свою судьбу, нужно действовать в соответствии со своим внутренним голосом. Человеку обязательно понравится там, где он впервые добьется успеха. Для этого, прежде всего, нужно слушать себя, к мнению родителей прислушиваться с уважением, но жизненный путь выбирать самому. И быть ответственным за свою судьбу, выбирая профессию столь же ответственно, как свою вторую половинку.