ММСО. Форум «Город образования»

Политехнический колледж № 8 имени дважды героя Советского Союза И.Ф. Павлова: пути совершенствования качества профессионального образования

01

 

Об участии студентов в Чемпионатах профессионального мастерства по стандартам «Ворлдскиллс Россия» (WorldSkills Russia), о новых формах оценки квалификации выпускников, профориентации школьников, о новых задачах и перспективах журналу «Столица Москва» рассказала директор Политехнического колледжа № 8 им. И. Ф. Павлова Наталья Анатольевна Куторго.

 

Чемпионат «Ворлдскиллс Россия» (WorldSkills Russia) – олимпиада для рабочих рук

– Сегодня многие отрасли экономического сектора стали ощущать очень острую нехватку квалифицированных рабочих, и если некоторое время назад бытовало мнение, что молодые люди просто не хотят работать на производстве и овладевать рабочими профессиями, то теперь пришло время говорить о качестве подготовки и мотивации к работе. 02Наш колледж и все профессиональные образовательные организации, которые входят в состав Учебно-производственного объединения (УПО) «Авиационно-космическое машиностроение», активно включились в деятельность и развитие движения «Ворлдскиллс Россия» (WorldSkills Russia), – рассказывает Наталья Анатольевна. – Студенты участвуют в различных этапах Чемпионатов профессионального мастерства, демонстрируя хорошие результаты полученных навыков. И каждый раз, когда после окончания очередного чемпионата проводится тщательный анализ результатов, приходит понимание, что надо менять в самом процессе обучения, что в оснащении учебных заведений.

 

С июня 2016 года наш колледж участвует в пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена в рамках итоговой аттестации выпускников колледжей по требованиям, которые предъявляются к участникам чемпионатов «Ворлдскиллс Россия», – делится Наталья Анатольевна.

 

Демонстрационный экзамен – это мотивация к пересмотру использования вариативной части образовательных программ

– В прошлом году мы проводили такой экзамен по одной компетенции – «Мехатроника», в нем участвовали 9 человек. А в зимнем этапе приняли участие уже 35 человек по компетенции «Ремонт и обслуживание легкового автомобиля» и 18 человек по компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ». При этом хотелось бы отметить, что по компетенции «Ремонт и обслуживание легкового автомобиля» наш колледж являлся площадкой проведения такого формата экзамена для студентов двух московских 03колледжей.

 

Так как демонстрационный экзамен – это новая форма оценки уровня квалификации наших выпускников, то, конечно, она требует еще ряда доработок. И проведение такого экзамена в летнем этапе выпуска уже сейчас нас заставляет учесть все недочеты, недоработки в организации и, самое главное, в подготовке студентов и преподавателей к нему. Ведь оценивание работ наших студентов осуществляют сертифицированные эксперты, которые не являются нашими преподавателями.
Во время летнего этапа выпуска итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена наши выпускники будут проходить по пяти компетенциям: IT-решения для бизнеса на платформе 1С: Предприятие 8; Ремонт и обслуживание легкового автомобиля; Мехатроника; Веб-дизайн; Электроника. В общем зачете заявили желание попробовать свои силы 150 студентов. По трем компетенциям наш колледж будет принимать у себя 125 студентов из других профессиональных образовательных организаций.

 

Весь процесс подготовки к этапам чемпионатов, демонстрационному экзамену проходит при активной помощи наших социальных партнеров – работодателей, основным из 04которых является Государственная корпорация «Роскосмос». Для студентов предоставляется возможность получать дополнительные практические занятия по отдельным модулям на современном оборудовании с ведущими специалистами предприятий. А также использовать материально-техническую базу для проведения демонстрационного экзамена и этапов чемпионата.

 

Если говорить о результатах чемпионатов профессионального мастерства, о первых результатах нового формата оценки профессиональных квалификаций – демонстрационном экзамене по стандартам «Ворлд­скиллс Россия», движения WorldSkills International, то это хороший толчок к пересмотру использования вариативной части образовательных программ, для того, чтобы полноценно подготовить студентов по требуемым компетенциям для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

 

«Кружок от чемпиона» – ноу-хау для школьников

– Чемпионаты профессионального мастерства по стандартам «Ворлд­скиллс Россия», которые широко освещаются СМИ, в интернет-ресурсах, наглядно демонстрируют уровень современного рабочего, но ведь мы должны привлечь внимание и наших школьников к профессиональному миру, помочь сделать выбор будущей своей профессии, – рассказывает директор колледжа. – В нашем колледже проводится большая работа со школьниками по их профориентации, одна из форм этой работы – «Кружок от чемпиона» для учеников общеобразовательных учреждений, проект, предложенный Департаментом образования г. Москвы.

05Работа этого кружка интересна тем, что его ведет не преподаватель или мастер производственного обучения колледжа, а студент, который победил на национальном или региональном чемпионате «Ворлдскиллс Россия» (Worldskills Russia), практически их сверстник. Это отличный пример того, что каждый из ребят может достичь таких же положительных результатов, и даже лучше.

 

Стажировки студентов за рубежом – обмен международным опытом

– Еще одной из важных задач колледжа является организация стажировок студентов на предприятиях, в том числе и зарубежных, т.к. оборудование и производственные технологии, которые используют в соревнованиях, – международного уровня.
В прошлом учебном году студенты, обучающиеся по профессии «Автомеханик» и специальности «Автоматизация технологических процессов и производств», выезжали на стажировку в Германию, в города Лейпциг и Хемниц, в этом году – в Берлин по компетенции «Мехатроника», в этом году мы планируем направить наших студентов в Чехию (город Брно) на стажировку по компетенции «Автоматизированное производство». Чешская фирма PHARIS, которая занимается автоматизацией технологических процессов и производств, уже пять лет является нашим парт­нером, результатом этого сотрудничества стало создание на нашей базе учебного центра по работе с управляющей программой – MES-системы. Студенты, которых мы планируем направить на стажировку, уже прошли обучение в нашем учебном центре, а практические навыки будут закреп­ляться ими на предприятии.

 

Ресурсный центр для Ассоциации 3D-образования

– С 2015 года колледж является региональным ресурсным центром Ассоциации 3D-образования в Москве, целью которого является создание условий для выявления и поддержки талантливой молодежи, проявляющей интерес к объемному, художественному и техническому творчеству. Два года наш колледж совместно с Ассоциацией 3D-образования проводит региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по 3D-технологиям в номинациях «3D-моделирование» и «объемное рисование», участие в которой принимают более 100 московских школьников.

 

06На базе нашего колледжа открыта специальность «Аддитивные технологии (AF – Additive Manufacturing), или технологии послойного синтеза». Сегодня – это одно из наиболее динамично развивающихся направлений «цифрового» производства. Они начинают внедряться и в систему образования, – делится Наталья Анатольевна Куторго.

— Также мы являемся авторизированным центром Академии Cisco, – рассказывает директор колледжа. – Сетевая академия Cisco – это глобальная образовательная программа, обучающая студентов проектировать, создавать, отлаживать и защищать компьютерные сети. Сетевая Академия предоставляет онлайн-курсы, интерактивные инструменты и лабораторную практику, чтобы помочь людям подготовиться к сдаче экзаменов и повышению «сетевой» карьеры, практически в любом типе промышленности.

 

Новые задачи и перспективы

– Наряду с основными профессиональными образовательными программами в нашем колледже активно развивается и система дополнительного профессионального образования, ориентированная на непрерывно возрастающий интерес со стороны предприятий. Пользуются широким спросом обу­чение различным компьютерным программам, изучение специализированного программного обеспечения.

 

На сегодняшний день одни из самых востребованных профессий – это станочники, радиомонтажники, наладчики технологического оборудования, поэтому на базе колледжа обучаются по краткосрочным программам и действующие работники предприятий.

Появились совсем новые профессии: мехатроника, робототехника – они пользуются спросом у работодателей, и наша основная задача – получить лицензию по новым образовательным программам.

На ближайший период также мы планируем открыть специализированный центр компетенции оценки квалификации, сроки до лета, – подчеркивает Наталья Анатольевна. – Если говорить о планах, это также и кафедры на предприятиях, которые позволят еще больше приблизить студента к пониманию производственного процесса, что называется, изнутри. И, несомненно, это усилит ответственность руководства предприятий за то, что они заказывают.
Политехнический колледж №8 им. И.Ф. Павлова – современный, динамично развивающийся центр профессионального образования.