образование

Наталья Рябкова: «Какой школа будет сегодня – таким мир будет завтра»

01

 

Школу №2030, благодаря инновационным образовательным проектам и полному оснащению высокотехнологичным оборудованием, в народе называют «Школой Будущего». И такой статус присвоен совершенно справедливо: на территории ГБОУ расположены два бассейна, два спортивных зала, музей, гимнастический и борцовый залы, атомно-силовые микроскопы и даже собственная интерактивная мини-электростанция. Директор одного из лучших средних общеобразовательных учреждений города Москвы Наталья Петровна Рябкова рассказала нашему журналу о материально-технической базе  школы, проценте поступивших в вузы выпускников, а также поделилась своим видением роли школы в жизни общества и воспитании ребенка.

 

02– Наталья Петровна, школа №2030 ежегодно занимает первые места рейтингов образовательных учреждений города Москвы. Расскажите, пожалуйста, о материально-техническом обеспечении вашей школы. В чем ее пре­имущества?

– Материально–техническое обеспечение нашей школы позволяет говорить о создании образовательной среды, в которой каждый ребенок может найти свою собственную траекторию развития.
Оригинальный архитектурный проект школы и нестандартные дизайнерские решения создают пространство, в котором все сделано для удобства школьников: пронизанные светом коридоры и рекреации, гостеприимная библиотека и медиатека, современный физкультурно-оздоровительный комплекс, вместительная столовая с вкусной и здоровой пищей и, конечно, просторные, теп­лые, уютные учебные аудитории, оснащенные интерактивными дос­ками, проекторами, принтерами, сканерами и веб-камерами.

 

В любой точке школы имеется беспроводной доступ к школьной информационной сети и глобальной сети Интернет, что позволяет каждому ученику работать с высококачественными образовательными ресурсами, знакомиться с инновационными технологиями, включаясь в виртуальное сообщество коллег со всего мира. А 03консультации online для школьников, учителей и родителей для нас стали привычным делом.
Доступные для каждого ребенка естественно-научные мини-лаборатории, многофункциональная водная инсталляция, установки с оптическими приборами, комплексы взаимо­связанных механизмов позволяют, модифицируя традиционные формы урока, вывести занятие за рамки учебного кабинета. Кроме того, у нас в школе есть своя собственная интерактивная мини-электростанция. Такая насыщенность высокотехнологичным оборудованием помогает вовлечь ребят в исследовательскую деятельность, рождает желание самим изобретать, творить, понимать и осваивать новое.

 

В 2011 году школа приступила к реализации проекта «Курчатовский центр междисциплинарного (конвергентного) образования» совместно с НИЦ «Курчатовский институт» и Департаментом образования города Москвы. В рамках данного проекта по развитию навыков исследовательской деятельности у учащихся, начиная с 1-х классов, в школу поступило современное оборудование для преподавания предметов естественно-научного цикла и проектно-исследовательской деятельности. Была создана конвергентная лаборатория для междисциплинарных исследований. Ребята работают с уникальным оборудованием: цифровым зондовым сканирующим микроскопом, спектрофотометром и лабораторией спектроскопии, лабораторией гидропоники, с электронной пушкой, которая позволяет исследовать движение потока электронов в магнитном поле. Для проведения практикумов по физике, химии, биологии созданы отдельные помещения, укомплектованные цифровыми лабораториями, индивидуальными нетбуками. Таким 04образом реализуется концепция междисциплинарного образования в сочетании с традиционной узкой специализацией.

 

С 2015 года школа стала участницей проекта «Инженерный класс в московской школе». Учащиеся инженерных классов занимаются 3D-моделированием, изучают структуру материалов, используют геодезические приборы и нанотехнологические комплексы, наборы для архитектурного конструирования и электротехники.

 

– Как у вас проводится подготовка к ЕГЭ и ОГЭ? Какие результаты показывают ваши выпускники?

–Так как ЕГЭ и ОГЭ – это форма проверки знаний в виде экзамена, то изучается учебный материал согласно образовательной программе. Задания, входящие в ЕГЭ и ОГЭ, 05включаются в обычные уроки, диагностические и контрольные работы. Для адаптации учащихся к формату работ ЕГЭ и ОГЭ проводятся тренировочные работы несколько раз в год. Мы также используем возможности Московского центра качества образования, где наши ребята пишут независимые диагностики в формате ЕГЭ и ОГЭ, а для учащихся, имеющих сложности, ведутся консультативные часы.
Если говорить о наших результатах, то они таковы:

  • около 79% выпускников 11-х классов сдают три экзамена на 220 балов и выше;
  • выпускники 9-х классов по трем предметам набрали по 12 баллов и выше, и таких учащихся – 89% от числа сдававших.

 

Какие иностранные языки можно изучать у вас? Много ли выпускников поступают на программы высшего образования за границу?

– В нашей школе изучаются английский, немецкий, французский языки, а в системе дополнительного образования – китайский язык. За границу поступают менее 1% выпускников, а в языковые вузы поступают около 15-20 %.

 

06– Какова статистика поступивших в высшие учебные заведения после окончания вашей школы? Каким вузам отдают предпочтения ваши выпускники?

– В высшие учебные заведения поступают 92% выпускников. Наша школа многопрофильная, поэтому спектр вузов тоже широкий. Наши выпускники учатся в МГУ им. М.В. Ломоносова (экономический факультет, филологический), МГИМО, Высшей школе экономики, РГГУ, РУДН, РАНХ и ГС, МФТИ, МВТУ им. Баумана, Втором медицинском институте им. Пирогова.

 

– Недавно в вашей школе состоялся «Урок доброты», который провели министр образования РФ Ольга Юрьевна Васильева и певица Диана Гурцкая. Скажите, пожалуйста, как часто у вас проводятся подобные мероприятия? В чем значимость таких уроков и какие результаты после их проведения можно наблюдать?

– «Уроки доброты» у нас проводятся традиционно в рамках благотворительных акций «Центр ДоброТы», и мы очень рады, что эту инициативу поддержала министр образования РФ Васильева О.Ю.
07Такие уроки должны быть, поскольку на них решаются важные воспитательные задачи. Проводя их, учитель акцентирует внимание детей на значимости уважительного отношения к представителям разных религиозных конфессий, к разным социальным группам, к людям с иными взглядами и убеждениями, а также на доброе, заботливое и терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Чуткое отношение детей к окружающим формируется со школьной скамьи, где главную роль играет учитель, который доносит свою гуманную жизненную позицию до сознания детей. Школа стремится, чтобы ее выпускники, вступая во взрослую жизнь, несли в этот мир тепло и доброту собственной души.
Вспоминаются слова Юрия Лотмана: «Чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести».

 

– Какие еще внеклассные мероприятия могут посещать ваши учащиеся?

– Внеклассная жизнь в нашей школе очень яркая и насыщенная. Разноплановая система дополнительного образования в сочетании с современным оборудованием рождает у ребят желание участвовать в самых различных школьных мероприятиях. Традиционными стали ежегодные Олимпийские игры, театральные фестивали, различные конкурсы, в которых раскрывается талант детей. Живя и обучаясь в Москве, невозможно не использовать то культурное богатство, которое дает нам город. Дети регулярно посещают музеи, парки, театры Москвы.

 

08Наши ребята с удовольствием участвуют в благотворительных акциях «Бумажный бум», «Коробка храбрости». В этом году с учениками начальной школы мы включились в проект «Защитники, вперед!». Воспитательная работа немыслима без постоянного тесного взаимодействия с ветеранами Великой Отечественной войны, школа помнит о наших ветеранах не только в канун праздника 9 Мая. Мы встречаемся с героями войны 19 ноября в День артиллерии, проводим уроки мужества 23 февраля, участвуем в акции «Бессмертный полк» 9 мая.

 

Современный мир – это стремительно меняющийся мир, в котором постоянно обновляются экономические и социальные условия. Именно школьное образование призвано раскрыть способности каждого ребенка, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном обществе, конкурентном мире, личность, от которой во многом будет зависеть облик России будущего.
Школа – это маленькая модель большого мира, поэтому, какой школа будет сегодня – таким мир будет завтра.