ММСО. Форум «Город образования»

ММСО-2017: говорить о настоящем – смотреть в будущее

VT1_1264

 

Московский международный салон образования (ММСО) – крупнейшее мероприятие сферы образования России: открытый форум и самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий и инновационных проектов. В преддверии ММСО-2017 в пресс-центре МИА «Россия сегодня» была организована дискуссионная площадка, на которой обсуждались главные тренды, задачи и направления в сфере образования.

 

Журнал «Столица Москва» в рамках специального проекта «ММСО-2017» представляет заочный Круглый стол, в котором отражены мнения участников прошедшей дискуссии, а также других экспертов в сфере образования – общественных и государственных деятелей, руководителей институтов развития.

 

– Какова значимость ММСО-2017 для образовательного процесса?

 


2Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки РФ:

– За три года Салон стал неотъемлемой частью развития системы образования. Многие, как и я, отмеряют год не с 1 января по 31 декабря, а от Салона до Салона, ведь именно в это время наступает пора для оценки того, что было сделано за прошедший учебный год. Ряд проблем уходит на второй план, какие-то, наоборот, появляются. Салон дает возможность диалога всех заинтересованных в развитии образования людей. Некоторые стремятся добиться нужного качества образования через развитие информационных технологий, подготовку кадров, кто-то через мотивацию детей и совместную работу с родителями. Каждая точка зрения имеет под собой основания, и на пересечении разных подходов нередко рождается нечто новое и перспективное.

 

Г-н Тао Чжань, директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании:

– Московский международный салон образования – это очень важное мероприятие как для сообщества международного образования, так и для России в целом. ЮНЕСКО уделяет большое внимание этому событию. Я очень рад быть приглашенным на ММСО и горжусь тем, что мы являемся одним из ключевых партнеров Салона. Этот салон – значимое событие, на котором можно обменяться взглядами и опытом.

 

ЭКСПЕРТЫ

 

  • Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки РФ
  • Гульназ Кадырова, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации
  • Ольга Забралова, Первый заместитель Председателя Правительства Московской области
  • Максим Казарновский, директор Московского международного салона образования
  • Г-н Тао Чжань, директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
  • Руслан Байрамов, президент Международного благотворительного фонда «Диалог культур – единый мир», основатель культурно-образовательного проекта «Этномир»

 

– ММСО – крупнейшая дискуссионная площадка. На что будет обращено внимание гостей мероприятия? Что сегодня, по вашему мнению, наиболее актуально для аудитории Салона, которая включает не только педагогов, но и детей, и их родителей?

 

4Максим Казарновский, директор Московского международного салона образования:

– На мероприятии планируется около 60 тысяч человек посетителей, и мы надеемся быть полезными для каждого из них. Сегодня мы наблюдаем большой интерес со стороны молодых образовательных проектов. В течение четырех дней 29 стартап-экспозиций будут выступать со своими презентациями, спич-сессиями, защищать свои идеи и искать инвесторов. Все это говорит о том, что, наряду с развитием государственной части образования, Салон интересен и для коммерческих секторов. Аудитория салона – это педагоги средней школы, воспитатели детских садов, руководители учебных учреждений. В этом году мы сильно расширяем аудиторию профессионального сообщества. Рассчитано девятнадцать разных сценариев для различных профессий и групп интересов. Заявлена отдельная крупная блок-программа для родителей. Сквозная тема Салона-2017 – новая система образования. На Салоне мы пытаемся выстроить взаимоотношения участников образовательного процесса, пытаемся отследить, что эффективно, а что нет, узнать слабые и сильные точки, проследить динамику развития.

 

Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки РФ:

– Вопросы, связанные с воспитанием, займут большое пространство на нашем салоне. Мы никогда не отделяли воспитательный компонент от обучения, ведь образование включает в себя оба этих аспекта. В процессе обучения ребенок воспитывается, формирует свой характер, жизненную позицию, приобретает новые навыки. Если говорить об оценке эффективности обучения, мы уже нашли инструменты для выявления результатов нашей работы – это ЕГЭ, ОГЭ, олимпиады и многое другое. Оценить результат воспитания в цифрах – пока недостижимая задача.

 

5Дискуссии вокруг темы воспитания на ММСО будут самые обширные. Я думаю, что вы не найдете ни одного события на Салоне из 500 заявленных, которое так или иначе не было бы связано с соотношением вопросов воспитания и обучения. Дети разных возрастов и увлечений смогут познакомиться не только с новыми программами, но и попробовать принять участие в квестах, экспериментальных работах, проконсультироваться с психологами по поводу выбора будущей профессии. Для педагогов будут организованы программы повышения квалификации. Каждый успешно прошедший программу получит сертификат Оргкомитета Салона и Академии повышения квалификации педагогов. Разработчики, производители новых решений для образования и работодатели – также найдут для себя много интересного. Мы ждем родителей с детьми. Программу этого дня курировала группа молодых мам, которые, кажется, предусмотрели все аспекты – от дошкольного образования до профориентации детей и обучения родителей.

 

Руслан Байрамов, президент Международного благотворительного фонда «Диалог культур – единый мир», основатель культурно-образовательного проекта «Этномир»:

– В этом году выставка стала более масштабной: заявлено больше международных участников и частных образовательных учреждений. Она раскрывает фактически все тенденции современного образования для каждого человека, вне зависимости от его возраста, ведь можно учиться всю жизнь. Я считаю, что выставку ждет успех, ведь ММСО задает тренды образования будущего.

 

Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки РФ:

– Наш Салон отличается от других событий в сфере образования именно тем, что он действительно вызывает энтузиазм участников. Нередко то, что раньше казалось невыполнимым, становится реальным. Уверен, новые образовательные идеи можно будет внедрять и использовать не только в самых продвинутых образовательных организациях, регионах нашей страны, но, в перспективе, и по всему миру. Мы рады, что Cалон становится интересной переговорной площадкой и для других стран.

 

Максим Казарновский, директор Московского международного салона образования:

6– Было собрано около 1500 заявок от представителей рынка на участие в деловой программе. Отдельной работой занимался экспертный совет, который выделял, какие «болевые точки» нужно освещать в том или ином кластере. Также мы взаимодействовали с представителями оргкомитета. В первую очередь это организатор салона – Минобрнауки. Сейчас все программы интегрированы между собой. Мы имеем 4 ключевых спецпроекта: международное образование, образ будущего в образовании, пятая четверть и профориентация. Наша гордость – это возможность ознакомиться с особенностями нашей программы на сайте, где можно собрать персонализированный маршрут для каждого из посетителей. Нас по-прежнему поддерживают международные партнеры, среди которых Лига образования Франции, BETT от Лондонского салона.

 

– Если говорить о качестве российского образования сегодня, то какие достоинства и недостатки вы могли бы выделить? Существуют ли проблемы, которые заслуживают особого внимания и решения в сфере образования?

 

Руслан Байрамов, президент Международного благотворительного фонда «Диалог культур – единый мир», основатель культурно-образовательного проекта «Этномир»:

– Качество российского образования очень хорошее. Оно имеет уникальную историю развития. Поэтому его нельзя напрямую сравнивать с образованием Европы или Америки. В этом и заключается его особенность – иностранные студенты приезжают сюда, чтобы получить масштабный системный взгляд на мир. Российское образование имеет большую перспективу.

 

Ольга Забралова, Первый заместитель Председателя Правительства Московской области:

– Правильней говорить не о проблемах, а о задачах, которые нам предстоит решать. Мы ведем серьезную работу по ликвидации второй смены. К 2021 году все подмосковные школьники смогут учиться в первую смену: для этого будут построены 230 новых школ. Их необходимо обеспечить высококвалифицированными учителями и руководящими кадрами. В школах будет создана доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья, все условия для всестороннего развития детей. Качественное доступное образование для всех – наша главная задача, и мы ее решаем.

 

Руслан Байрамов, президент Международного благотворительного фонда «Диалог культур – единый мир», основатель культурно-образовательного проекта «Этномир»:

– Основная проблема на сегодняшний день, на мой взгляд – это переход от государственного регулирования системы образования к частному. Это поэтапная специализация вузов и школ на тех или иных направлениях, которые начинают кристаллизоваться. Пути решения – это больше свобод, больше обмена информацией, проектами, практиками между зарубежными и российскими вузами и школами. Нужно двигаться вперед, сохраняя свою российскую специфику.

 

7– Когда мы говорим о проблемах в сфере образования, невозможно обойти вопросы, касающиеся квалификации кадров. Новый технологический уклад требует и нового качества трудовых ресурсов, особенно в высокотехнологичных секторах отечественной промышленности. Каким образом решается этот вопрос? Какие ниши будущие и нынешние студенты колледжей и вузов имеют возможность заполнить, чтобы быть востребованными на рынке труда?

 

Гульназ Кадырова, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации:

– Главным инструментом подготовки квалифицированных специалистов сегодня является Государственный план подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием на 2016 – 2020 годы.

 

Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием осуществляется в образовательных организациях, в которых создаются центры компетенций, ресурсные центры и другие структуры, осуществляющие подготовку рабочих кадров. Если, например, говорить о таком высокотехнологичном секторе отечественной промышленности как ОПК, то все проекты по целевому обучению, отобранные по результатам конкурса, предполагают проведение комплекса профориентационных мероприятий для абитуриентов и обучающихся образовательных организаций; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава с учетом специфики деятельности организаций-партнеров; прохождение практик обучающимися и трудоустройство выпускников образовательных организаций в организациях ОПК.
Особого внимания заслуживает развитие корпоративного сегмента. Около 60% предприятий ОПК предпочитают доучивать сотрудников на базе собственных образовательных подразделений.

 

Также образовательными организациями продолжена работа по созданию кафедр и иных структурных подразделений, которые обеспечивают практическую подготовку обучающихся, на базе организации ОПК. В настоящее время 89 образовательных организаций, подведомственных Минобрнауки, имеют в своем составе 382 базовые кафедры, из них в 2016 году созданы 44 базовые кафедры.

Следующим шагом будет являться выработка и внедрение в практику новых форм взаимодействия организаций промышленности и образования, обеспечивающих адресный непрерывный характер формирования кадрового потенциала.

 

Ольга Забралова, Первый заместитель Председателя Правительства Московской области:

– В подмосковных колледжах учатся более 50 тысяч студентов, из них почти 23 тыс. человек – по 29 профессиям и специальностям ТОП-50, то есть наиболее востребованным экономикой региона. Наших ребят ждут на предприятиях: это высококвалифицированные специалисты, которых готовят в соответствии с требованиями современного производства по стандартам WorldSkills.

 

Стоит отметить, что в этом учебном году мы на 40% увеличили количество бюджетных мест на специальности приоритетных отраслей, таких как: оборонно-промышленный комплекс, строительство, сельское хозяйство, транспорт, промышленное производство. Запросы рынка совпадают с выбором абитуриентов – на 100 бюджетных мест по этим специальностям приходило 150-200 заявлений.

 

8Мы развиваем государственно-частное партнерство: у нас более 2,3 тыс. договоров с предприятиями, на контрактно-целевой основе обучаются порядка 4,3 тыс. студентов. Так что наши кадры востребованы в регионе.

 

– Вернемся, к главному событию в сфере образования – ММСО-2017. Если говорить о настоящем, при этом смотреть в будущее, что внедряется, планируется в рамках Салона?

 

Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки РФ:

– В этом году Cалон проходит под эгидой ЮНЕСКО. Недавно мы обсуждали с заместителем генерального директора ЮНЕСКО господином Тангом, который будет одним из ключевых спикеров на нашем Салоне, программу Форума министров образования стран ЮНЕСКО, который состоится 13 апреля в рамках деловой программы Салона. Министры будут обсуждать вопросы, связанные с ролью системы образования и формированием устойчивости обучающихся к радикальным и экстремистским идеологиям.
В свете последних событий этот вопрос злободневен как никогда. Многие страны озабочены не только качеством образования, но и уровнем того, что мы называем воспитанием, умением жить в современном мире.

 

Г-н Тао Чжань, директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании:

– До 2030 года ЮНЕСКО будет реализовывать новую образовательную повестку, которая была принята полтора года назад. Совместно с заместителем министра образования РФ В. Кагановым мы побывали в Париже, где ЮНЕСКО организовала образовательную программу для беженцев. Высокий интерес людей к этому мероприятию показал нам, что мы можем многое делать для этих уязвимых групп. В России также функционируют много небольших школ, где пара учителей отвечают за целую группу школьников, в Китае их еще больше, и теперь мы можем в этих образовательных учреждениях внедрить ICT и виртуальное обучение, что дает возможность обучать большое количество людей любого возраста. Мы стремимся развивать технологии в сфере образования и профессиональной подготовки. Сегодня сфера образования стремительно преобразуется, чтобы соответствовать требованиям времени, поэтому очень важно обмениваться идеями и вместе обсуждать насущные вопросы. Предстоящее мероприятие как раз представляет нам эту возможность.

 

Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки РФ:

– РФ имеет большой опыт по этим направлениям, и мы уверены, что проведение Салона позволит представить нашим зарубежным коллегам все преимущества российской системы образования. Я не знаю страны, которая бы не была озабочена развитием образования, и мы готовы делиться с партнерами нашим опытом. Я думаю, что все четыре дня Салона пройдут на высоком эмоциональном уровне, потому что образование – не для равнодушных, а для увлеченных, это всегда настроение, кураж, искрящиеся глаза, новые контакты и идеи. Во все предыдущие годы это было именно так, и мы уверены, что в этот раз мы добьемся еще больших результатов.