ММСО. Форум «Город образования»

Губкинский университет: первый отраслевой

01

 

Кузница нефтегазовой элиты страны и мира. Вуз, с именем которого прочно ассоциируются легенды отечественной «нефтянки». Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина. Казалось бы, о нем известно все. Но ректору знаменитой альма-матер Виктору Мартынову всегда есть что рассказать о текущем положении дел и планах на будущее  университета. 

 

– Губкинский университет – базовый для нефтегазовой отрасли страны. Какие достижения вуза на сегодняшний день вы, Виктор Георгиевич, как ректор могли бы выделить?

02– Главное – мы не сходим с профессионального направления. Модных векторов движения в российских вузах сейчас много, но мы придерживаемся своей основной специализации. Конечно, это не означает, что мы застыли на месте и используем старые программы обучения и научно-исследовательские направления работы, наша предметная область остается той, которая формировалась десятилетиями.

В сфере наших интересов по-прежнему нефтегазовая отрасль – разведка, добыча, переработка углеводородных ресурсов, экология, экономика всех этих процессов, а тренд происходящих изменений направлен на то, что называется возобновляемыми источниками энергии. Совместно с одной из нефтегазовых компаний страны мы сейчас создаем базовую кафедру по этому направлению.

 

В Год экологии во главу угла ставится продвижение экологической составляющей. Ясно, что это направление неприбыльно, для нефтегазовых компаний это скорее зона рисков и область дополнительной ответственности. Но Губкинский университет всегда занимался и занимается вопросами охраны окружающей среды. Совместно с Росприроднадзором мы реализуем целый ряд соответствующих научно-образовательных программ.

Важным достижением текущего года стало открытие Центра морского бурения совместно с компанией «Роснефть». Этот передовой учебный центр представляет собой целый блок мультимедийных аудиторий и зал ситуационного центра – точно такого же, как и используется в промышленности для централизованного управления буровыми и добычными объектами. Проект заточен на Северный и Дальневосточный шельфы, где наши нефтегазовые корпорации планируют выполнить большой объем работ по добыче арктических запасов нефти и газа. Потенциальные запасы «черного золота» и «голубого топлива» там очень велики. Словом, в нашем университете развиваются все направления, по которым отечественная промышленность активно двигается вперед.

 

03Не отстает от темпов развития производственной сферы и учебная программа нашей юридической магистратуры, которая готовит специалистов в части правового обеспечения нефтегазового бизнеса. Это специфическое направление: не просто магистерская программа по юриспруденции, а проект углубленного изучения проблем недропользования, лицензирования, извлечения углеводородов, транспортировки нефти и газа, экономического обеспечения, налогообложения, логистики и т.д. Наша магистерская программа уже получила признание среди наших партнеров. Мы наблюдаем ситуацию, когда значительное количество выпускников-юристов после получения базового фундаментального юридического образования в МГУ, «Плехановке», РУДН, Юридической академии и других вузах дальше идет к нам доучиваться по конкретной профессиональной специализации.

 

– Какими компетенциями обязан обладать выпускник РГУ нефти и газа, чтобы соответствовать высокому статусу вашего вуза?

– Наших студентов отличают: первое – воля к победе. Второе – выпускники университета за счет того, что у нас выстроен образовательный процесс по всей технологической цепочке нефтегазового производства и внедрено междисциплинарное обучение, глубоко и системно понимают, как в целом работает отрасль. В нашем деле уже недостаточно просто знать свою специальность. Надо понимать, как взаимодействовать с коллегами, которые имеют другую специализацию и образование, иной профиль работы. Это наше конкурентное преимущество, в этом отличие наших выпускников от других.

 

– А какие новации в области образовательного процесса способствуют получению этих компетенций?

04– Особенно хотел бы отметить, что наши ребята, будучи на студенческой скамье, могут получать практические навыки будущей профессии, моделируя и прорабатывая те или иные ситуации на виртуальном нефтеперерабатывающем заводе, виртуальной трубопроводной системе или на виртуальном месторождении. В учебный процесс внедрены командные и проектные методы обучения, когда ребята с разных факультетов вместе готовят общий проект и защищают его перед комиссией, состоящей из наших профессоров и приглашенных отраслевых специалистов. За эту разработку мы не так давно получили премию Правительства РФ в области образования. Кроме того, в нашем университете установлены многие профессиональные программные продукты, используемые в нефтегазовой отрасли, благодаря чему мы учим студентов применять полученные знания на практике, не покидая стен альма-матер. Плюс – больше половины наших студентов защищают свои выпускные работы с трансляцией в прямом эфире в сети Интернет, в том числе на английском языке. Иными словами, работодатель может еще на этапе защиты диплома оценить уровень того или иного выпускника, кого-то выделить и впоследствии пригласить на работу. При этом представители нефтегазовых компаний не просто зрители, они могут задавать ребятам вопросы, оценить ответы и сделать для себя определенные выводы. Родители студентов также в режиме online могут наблюдать за ходом защиты.

 

– В апреле в стенах вашей альма-матер пройдет молодежная научно-практическая конференция «Нефть и газ-2017». Такая конференция проходит в вузе уже не первый год и является практически самым масштабным проектом в сфере нефтегазового образования. В чем результативность форума?

– Эту конференцию мы вывели на уровень крупного отраслевого форума международного значения. В ней участвуют студенты отраслевых вузов со всего мира. И этот проект действительно самый крупный в отрасли, собирает ежегодно более 2 000 участников на одной площадке, где выступают представители разных научно-педагогических школ. И она позволяет сверить часы: по каким направлениям ведутся научные исследования, в чем достигнуты прорывы, какие темы научных исследований сегодня на острие и т.д. Учитывая, что в жюри преобладают представители промышленности, и они участвуют в оценке исследовательских работ студентов и аспирантов, можно выявить наиболее перспективные направления научных исследований молодежи. Оценить актуальность выполненных проектов. Их значимость для отрасли. Благодаря таким конференциям работодатель и будущий выпускник уже заранее знакомятся друг с другом. Студент получает уверенность в будущем, зная, что получив диплом, он не будет бегать в поисках работы, а найдет свое место в конкретной компании.

 

– Если говорить о взаимодействии промышленности и университета, как развивается двустороннее сотрудничество с базовыми отраслевыми компаниями и в целом с бизнес-сообществом?

05– Мы – опорный вуз №1 для всех компаний нефтегазовой отрасли страны. И со всеми мы поддерживаем очень хорошие рабочие отношения. У нас имеются совместные планы работ с «Роснефтью» и «Газпромом», «Транснефтью» и «Лукойлом». Другими отраслевыми корпорациями. И со всеми своими партнерами мы сотрудничаем по предельно широкому спектру взаимодействия: наука, целевая подготовка студентов, дополнительное профессиональное образование специалистов, проведение различных конференций и форумов. Кстати, воспользовавшись интервью вашему изданию, хочу высказать в этой связи несколько соображений применительно к 2017 году. Мы практически полностью перешли к двухуровневой системе образования по принципу «бакалавр», «магистр». Понятно, что пятилетнее образование лучше, чем четырехлетнее. Но шестилетнее образование лучше, чем пятилетнее. Де-факто по инженерным специальностям мы обучаем шесть лет, потому что количество магистерских мест уже примерно равно количеству мест в бакалавриате. То есть студенты, которые показали хорошие знания и мотивацию к учебе, они все имеют возможность продолжить обучение дальше, в магистратуре. Ценность в том, что мы готовим специализированных выпускников под высокотехнологичные рабочие места, создание которых может обходиться бизнесу порядка в 1-1,5 млн USD и больше, а стало быть, требует хорошо обученных людей. По результатам магистерских программ стены нашей альма-матер в 2017-м покинут свыше тысячи человек. Такой массовый выпуск из магистратуры в этом году будет первым в нашей истории. И теперь у нас на повестку дня выходит вопрос создания целевой магистратуры, а эту задачу можно решить только работая в тесном контакте с компаниями нефтегазовой отрасли. Причем будущих магистров из числа бакалавров по нашей задумке должны отбирать именно предприятия, причем не обязательно только в стенах Губкинского университета, но и по всей стране. Подобного рода инновация сейчас должна «уйти в массы», быстрых плодов она не принесет, но мы будем эту идею активно продвигать.

 

– Университет в ближайшее время планирует открывать новые специальности?

– Кардинально новые направления и специальности – нет, поскольку вся необходимая отрасли учебная цепочка подготовки в вузе есть. Сейчас у нас разрабатываются и внедряются новые профессиональные стандарты в образовании. Кроме того, мы с началом 2017 года уже провели аккредитацию наших программ бакалавриата и магистратуры по основным направлениям в Совете по профессиональным квалификациям нефтегазового комплекса, выполнив требования профессионального сообщества. Все наши ключевые образовательные программы мы в прошлом году провели через Международную аккредитацию инженерного образования. Вуз, таким образом, подтвердил свой статус самодостаточного университета, соответствующего запросам промышленности.

 

– РГУ нефти и газа по праву можно называть международным, но хотелось бы больше узнать о том, как развивает университет интер-контакты?

06– В нашем вузе обучаются юноши и девушки более чем из 60 стран мира. Вообще по численности иностранцев, которые обучаются в университете, мы занимаем лидирующие позиции по стране. С учетом нашего Ташкентского филиала у нас 23% студентов – иностранные граждане. Если брать только московскую площадку, показатель этот будет равен 12%. И в этом плане наше отличие от других вузов в том, что доля студентов Губкинского университета из дальнего зарубежья существенно выше, чем из ближнего. Вещь для высшей школы, скажу я вам, достаточно редкая. Мы работаем со многими странами мира. У нас проходят подготовку целевые группы иностранцев. Больше 80% иностранных учащихся вуза – студенты, приехавшие в университет по направлению зарубежных нефтегазовых компаний. Это еще раз подтверждает наш принцип: работать на конкретные компании и их потребности. Мы готовим профессионалов для нефтегазовой промышлености Кубы, Венесуэлы, Китая, Вьетнама, компаний других стран мира. Я бы еще хотел упомянуть о том, что в прошлом году мы провели первый в своем роде международный съезд студентов, обучающихся по нефтегазовому профилю в вузах мира. К нам слетелись делегации из 56 стран. Получился такой слет первого интернационала студентов-нефтяников. Он проходил под патронажем Международного общества инженеров-нефтяников (SPE), Международного газового союза и Международного нефтяного форума. На форуме звучали лекции специалистов о будущем энергетики. О новых технологиях, которые внедряются в отрасль. Был проведен чемпионат по кейсам среди делегаций. И конечно, было много общения. В итоге решено было создать Координационный совет студентов нефтегазовых вузов мира со штаб-квартирой в Губкинском университете. В сентябре 2017 года мы проведем второй такой съезд. Интерес к нему большой, мы надеемся сделать этот форум постоянным.

 

– Какие стратегические задачи сегодня на повестке дня в университете?

– Мы живем в эпоху больших перемен, в т.ч. на рынке труда. Стремительно развивается технологический прогресс. В энергетике и нефтегазовой отрасли происходит стремительная автоматизация и роботизация производств. Роль человека минимизируется. Поэтому возрастает потребность в профессионалах не просто высокого, а высочайшего уровня. А стало быть, в приоритете сегодня качество и широта подготовки специалистов, мыслящих системно и нестандартно, т.е. таких, которых неспособен заменить ни один робот. Это главное. И в апреле в нашем вузе стартовала программа дополнительного образования студентов. Это факультативный проект, где преподаются дисциплины, которые не читают в рамках стандартных образовательных программ. Проект поможет молодому человеку стать креативным, всесторонне подкованным, конкурентоспособным и успешным. Такой замысел станет не только отличительной особенностью 2017 года, он создается с прицелом на будущее. Будущее профессионального специалиста XXI века.