Авиастроение

Три кита «Технологии»

1

 

Его называют флагманом Обнинска, а еще первым в российском наукограде симбиозом производства и научной мысли. Расположенное в Калужской области, Обнинское научно-производственное предприятие «Технология», входящее в холдинг «РТ-ХИМКОМПОЗИТ», с момента создания специализируется на разработке новых материалов и серийном производстве наукоемкой продукции для космоса, авиационной техники, наземного и водного транспорта и энергетики.

 

Недавно предприятие отметило 55-летие. За плечами славная история – трудности, победы, достижения… Предприятие не потеряло лицо в бурную эпоху перемен, сохранило достоинство, а сегодня с оптимизмом смотрит в будущее, преумножая достигнутое. В отраслевом конкурсе «Авиастроитель года» компания уверенно победила в номинации «За создание новой технологии». Эти знаковые события стали поводом для встречи с генеральным директором ОНПП «Технология» Олегом Комиссаром.

 

– Какая именно разработка вывела ваше предприятие в лидеры нынешнего отраслевого конкурса, и в чем ее практическая польза для авиации?

– По-научному разработка называется «Технология изготовления панелей кессона киля и стабилизатора из полимерных композиционных материалов для самолета МС-21». Эта уникальная для России работа была выполнена учеными нашего предприятия в рамках кооперации по созданию перспективного отечественного авиалайнера МС-21. Ее отличительной особенностью стало широкое внедрение автоматизированных операций при изготовлении продукции из композиционных материалов. Априори сегодня все разработчики и производители авиационной техники понимают, что конкурировать на международном рынке без широкого применения композиционного материала невозможно. Доля композитов растет от самолета к самолету, и уже сейчас речь идет об ее увеличении в планере авиалайнеров до 60%. И к тому есть все предпосылки: этот материал по сравнению с металлом легок, прочен, у него больший эксплуатационный ресурс, меньше подверженность повреждениям и трещинам, а выполненные из него изделия реже требуют ремонта, т.е. снижаются издержки при эксплуатации самолета. Поэтому применение композитов в России сегодня – ключевой фактор в развитии авиастроения и авиационно-космической техники.

 

Разработанная на нашем предприятии технология позволяет многое. К примеру, если производить из углепластика кили и стабилизаторы хвостовых частей воздушного судна, то общий вес такой конструкции не превысит полторы тонны. Скажу более, эта технология основана на методах автоматизированного выпуска изделий из композиционных материалов, что сегодня является передовым направлением по внедрению данного продукта, т.к. позволяет наладить его стабильное серийное производство. Изготовленные по этой методике специальные панели нами были с успехом продемонстрированы на Парижской выставке «JEC Composites Show 2014». Стенд ОНПП «Технология» пользовался большой популярностью у коллег из профильных компаний США, Франции, Испании, других государств. В их глазах читался неподдельный интерес к нашим ноу-хау. Нам откровенно признавались, что очень удивлены появлению композитных панелей таких габаритов в России. И понять зарубежных партнеров можно, потому как во всем мире существует только пять компаний, специализирующихся на подобных разработках. Для нас слова европейцев и американцев значили то, что продукт, разработанный ОНПП «Технология», выполнен на очень высоком уровне и предельно конкурентоспособен.

 

– Поскольку на Западе не ожидали появления в России подобного рода разработок, смело можно утверждать о вкладе вашей компании в действующую сейчас в стране программу импортозамещения?

– Однозначно да. Особенно в свете того, что еще лет 10-15 назад Россия столкнулась с тем, что западные компании охотно продавали нам новое оборудование, но не новые технологии. Следовательно, в выигрыше оставались и остаются сейчас те российские корпорации, которые сами к иностранному оборудованию могут разработать новую технологию. Как наше предприятие, которое выполняет миссию серийного изготовителя и в то же время является государственным научным центром Российской Федерации в области композиционных материалов. Этим мы уникальны.

 

– Миссия вашего предприятия – формировать будущее в области создания материалов и конструкций для высокотехнологичных отраслей промышленности. Какими еще разработками может гордиться «Технология»?

2– Большую долю нашей продукции составляют детали для ракет-носителей «Протон» и «Ангара». Наши оболочки из углепластика для головных обтекателей постоянно модифицируются. Именно поэтому у нас налажено очень тесное сотрудничество с ГКНПЦ им. Хруничева. Вообще наше предприятие развивается в трех основных направлениях. Первое – композиционные материалы. Второе – оптическое остекление, предназначенное для самолетов и космических аппаратов. Третье – керамические материалы. Вот три кита, на которых мы стоим. Мы производим то, что востребовано на рынке. Продукция предприятия, например, востребована РЖД. На базе авиационных технологий нам удалось разработать методику изготовления лобовых стекол для кабин машинистов локомотивов. До этого, т.е. до нашего выхода на рынок РЖД, такие стекла делались для железнодорожников по автомобильной технологии, т.е. либо триплекс, либо каленое стекло. Мы предложили РЖД вариант обогреваемых стекол, которые начали производить еще в 90-е годы прошлого века специально для отечественной авиации. Выйдя на рынок РЖД, мы разработали новый продукт, создали под него технические условия и около пяти лет были единственными поставщиками такого стекла для наших железнодорожников. И сегодня 50% лобовых стекол, используемых на локомотивах РЖД, изготовлены нашим предприятием. В своей работе мы предвосхищаем будущее.

 

– Наверное, для вас не на последнем месте тесная кооперация с российскими научными центрами?

– Да, сотрудничество налажено очень тесное и плодотворное, к примеру, со Всероссийским институтом авиационных материалов (ВИАМ). Фактически это наш прародитель. Именно на базе обнинского филиала ВИАМ и филиала НИИ технического стекла в 1978 году появилось на свет научно-производственное предприятие «Технология». Сегодня мы регулярно проводим совместные конкурсы молодых ученых. На недавнем таком конкурсе первое место занял наш специалист, а второе – сотрудник ВИАМ. Само состязание, кстати, впервые было открытым, в нем принял участие даже молодой ученый из Нидерландов. ОНПП «Технология» принимает участие в реализации трех приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в России, речь идет о таких направлениях, как «Индустрия наносистем», «Перспективные виды техники», «Транспортные и космические системы».

 

– Олег Николаевич, у ОНПП «Технология» очень хорошо развиты международные связи. География ваших стран-партнеров весьма обширна. Однако не отразилась ли сегодняшняя геополитическая ситуация в стране и мире на зарубежных контактах?

– Международные связи у нас действительно устойчивы и эффективны. Наших зарубежных партнеров я бы разделил на три группы. Первая – соратники, с которыми мы обсуждаем новые достижения и планируем развитие. К таким соратникам я бы причислил американскую компанию «Airtech» и германский центр аэрокосмических исследований. Здесь у нас нет коммерческой составляющей. Мы как ученые обмениваемся специалистами, повышаем свой уровень. Вторая группа партнеров – поставщики сырья и оборудования. И третья – те, кто заказывает нашу продукцию. С поставщиками сейчас из-за известных политических событий отношения несколько изменились, сдвигаются сроки поставки материалов. Многие аналоги стали разрабатываться как у нас на предприятии, так и у других российских производителей. Государство выделяет на это средства, и для нас это дополнительный источник доходов.

 

Наше предприятие развивается в трех основных направлениях. Первое – композиционные материалы. Второе – оптическое остекление, предназначенное для самолетов и космических аппаратов. Третье – керамические материалы. Вот три кита, на которых мы стоим.

 

Свои изделия мы поставляем железнодорожникам и авиаторам в Чехию, Польшу, Китай, Индию. Конечно, доля поставок невелика, не превышает 1% в общем объеме выпускаемой продукции по итогам 2013 года. Однако здесь мы просматриваем перспективы загрузки нашего производства. Систему сертификации качества производства по международным стандартам мы провели еще в 2011 году. В этом году такую сертификацию мы провели в части изготовления остекления для наших самолетов. Сейчас ведем переговоры с компанией «Эйрбас» с целью организации у себя на предприятии производства остекления для ремонта эксплуатируемых в России самолетов этой марки. Парк самолетов «Эйрбас» в нашей стране составляет около 600 машин. Первые итоги переговоров с «Аэрофлотом» показали, что наши авиаперевозчики заинтересованы в том, чтобы в России изготавливались комплектующие для «Эйрбасов», потому что на сегодня средний простой самолета из-за повреждения стекла, к примеру, составляет шесть месяцев! Вы представляете себе, какие убытки несет авиаперевозчик? Поэтому чем короче срок возврата самолета в строй, тем лучше. Собственно, и сам «Эйр­бас» заинтересован в сокращении сроков ремонта своих самолетов. В перспективе мы ищем возможности поставок своих комплектующих зарубежным компаниям уже не для ремонтов, а для сборки новых воздушных судов.

 

Знаковым для нас событием стала работа по адронному коллайдеру. На предприятии были изготовлены уникальные размеростабильные опорные конструкции из углепластика для основного детектора переходного излучения для Большого адронного коллайдера. Концерн «Церн» даже выдал сертификат, согласно которому мы – одна из немногих в мире компаний, которая способна делать такую продукцию. Участие в этом проекте принесло ОНПП «Технология» не только деньги, но и смену самосознания. Мы дали старт новому направлению своего развития.

 

– Хотелось бы обсудить еще одну стратегическую тему – портфель заказов предприятия.

– В настоящее время отмечается устойчивый рост выручки, и это, безусловно, связано с увеличением портфеля заказов, что мы отчетливо ощутили еще в 2009 году, когда грянул мировой экономический кризис. А в кризис компании, как правило, отказываются от традиционных покупок, того, без чего можно обойтись. Зато не могут отказаться от эксклюзива, что помогает им держаться на плаву, а инновации и есть эксклюзивное предложение. И вот в период кризиса наша выручка поднялась на 30%. Что помогло достичь такого результата? Нестандартные решения, иначе говоря, инновационные разработки. Мы – прибыльная компания.

 

– Залог устойчивого развития любого предприятия – выстраивание эффективной кад­ровой политики. Как она строится в ОНПП «Технология»? Все же в компании более 2500 сотрудников, средний возраст которых 46 лет.

3– В 2011 году, когда я возглавил ОНПП «Технология», выяснилось, что у нас налицо «кадровый провал» среди сотрудников 25-35 лет. Возник логичный вопрос: кому передавать опыт? И все же сейчас, спустя три года, молодежи в нашей команде стало больше, передача знаний от старой, еще советской формации молодым специалистам приобрела более активные формы. Конечно, и сейчас нам остро нужны грамотные специалисты новой формации. Где их брать? В МАТИ, МАИ, МВТУ им. Баумана, т.е. ведущих профильных вузах страны, но при этом важно, чтобы они, придя к нам, не вернулись потом из Обнинска в Москву. Поэтому мы ориентируемся в первую очередь на местную молодежь, причем присматриваем себе будущих специалистов еще на школьной скамье. Мы с тремя учебными заведениями Обнинска заключили договоры о сотрудничестве, проводим совместные научные конференции и образовательно-научные симпозиумы, которые ориентированы на аудиторию молодых талантов начиная с седьмого класса общеобразовательной школы. Для этой категории учащихся организуем на предприятии Дни открытых дверей, совместные лабораторные исследования, чтобы ребенку с малых лет привить любовь к производству. Ведь сегодня подавляющее большинство школьников не понимают, чего они хотят и каков будет их дальнейший жизненный путь после школы. Зато они часто влюбляются в первое, что видят, и наша задача в том, чтобы они влюбились в наше предприятие, флагман российской научной мысли. Наиболее успешных учащихся с высоким потенциалом роста мы направляем на обучение в столичные университеты. У нас с шестью российскими вузами, в том числе с Московским авиационным институтом, Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана, Национальным исследовательским технологическим университетом «Московский институт стали и сплавов», заключены договоры, согласно которым учебные заведения предоставляют нашим наиболее успешным школьникам бюджетные места. Став студентами, ребята, успешно окончившие первый курс, получают от нас дополнительную стипендию, а после третьего курса наш студент приходит в ОНПП «Технология» на практику, а в дальнейшем на стажировку, получив право оформиться на полставки. По окончании обучения, согласно заключенному «на берегу» договору, молодой специалист обязан отработать у нас на предприятии 3-5 лет.

 

– Наверняка в ОНПП «Технология» существуют и свои трудовые династии?

– Любое предприятие с богатой историей имеет свои трудовые династии, а стало быть, еще один повод для гордости. Не исключение и ОНПП «Технология». Есть у нас три именитые династии. Первая – это семья Ромашиных. Александр Гаврилович Ромашин – один из создателей нашего объединения, в котором сейчас трудятся его брат, сын и внучка. Вторая династия – семейство Келиных, представители которой образуют настоящую научную плеяду компании. Не могу не отметить династию Шатуновых, которая в 2014 году стала победителем общегородского конкурса «Семья года». Представители этого семейного клана внесли весомый вклад в развитие объединения.

 

– Олег Николаевич, на предприятии проводились исследования среди молодых специалистов – составляли своеобразный индекс предпочтений, и, насколько мне известно, выявились любопытные результаты?

– Такие исследования проводились, и результаты получены действительно интересные. Так вот, подавляющее большинство недавних студентов, работающих у нас, делают ставку на возможность реализации в «Технологии» своих творческих замыслов. На втором месте у ребят стоит зарплата, средний уровень которой на нашем предприятии достигает 57 тыс. рублей, что очень неплохо для Калужской области. И на третьем месте молодежных предпочтений – жилье. На этом моменте хотел бы остановиться подробнее: мы запустили программу софинансирования ипотечного жилищного строительства. Предприятие взяло на себя погашение процентов по кредитам наших молодых специалистов. Кроме того, в Калужской области дан старт соответствующей программе субсидирования, по которой, к примеру, семья нашего молодого специалиста может получить в качестве субсидии 350 тысяч рублей на решение жилищного вопроса. Плюс у нас заключен эксклюзивный договор со Сбербанком, который выдает жилищные кредиты сотрудникам предприятия, благодаря чему 30 семейных работников из числа молодежи получили возможность строить свое собственное жилье. На ОНПП «Технология» восстановлен совет молодых ученых. Те юноши и девушки, кто поступил в аспирантуру, получают за это доплаты от предприятия.

 

Особо подчеркну, что мы – социально ответственная организация, что подтверждают награды и поощрения Правительства Калужской области. В компании действует очень сильный профсоюзный комитет, который не только организует летний отдых сотрудников, но и регулярно направляет работников на всевозможные областные конкурсы, к примеру, «лучший по профессии», где сотрудники предприятия часто и регулярно завоевывают призовые места, я уж не говорю про различные спортивные состязания среди персонала ОНПП «Технология».

 

– С момента основания предприятия минуло 55 лет. Позади – славная история, сегодня – стабильное настоящее, но каковы перспективы флагмана российского наукограда в обозримом будущем?

– Перед нами достаточно обширный спектр задач, многие из которых давно назрели и требуют скорейшего воплощения. К примеру, мы намерены максимально автоматизировать производство. Это повлечет как увеличение выработки, так и улучшение условий труда работников. Причем высвобождение рабочих рук безработицей не грозит: у нас планируется расширение предприятия. До 2020 года на ОНПП «Технология» появятся 350 новых рабочих мест. Планируется удвоение выручки. Наши позиции на авиационном рынке уверенные. Кроме того, мы расширяем свое присутствие на рынке изделий для железнодорожного транспорта: помимо остекления, делаем для РЖД еще ряд композиционных разработок. На самом деле расширение производства связано с тем, что мы не успеваем за темпами заказов, и такое расширение жизненно назрело. Пять отдельных корпусов под новые задачи будут построены в объединении к 2020 году. Команда предприятия будет расти профессионально, потому как мы переходим на новую технологическую формацию. В целом же ОНПП «Технология» позиционирует себя как ведущий в мире центр компетенций в области исследования, разработки и производства конструкций из полимерных композитов, керамики и стекла, предоставляющий разработчикам современной техники возможности кардинального улучшения эксплуатационных свойств продукции. Наше предприятие готово к покорению новых вершин и смотрит в будущее с оптимизмом: мы уверены в своих силах, своем профессионализме, своих партнерах, своем государстве.