ММСО. Форум «Город образования»

Творите и будьте счастливы! Или как быть востребованным в кризис

1

 

Основная задача конкурса «Тоp 25 students» – внедрение эффективных механизмов независимой оценки качества образования, основанных на профессиональных компетенциях (независимая сертификация профессий и специальностей, выпускников колледжа), а также вовлечение социальных партнеров в формирование имиджевых программ: формирование имиджа профессий, специальностей; формирование имиджа работодателя (предприятия-социального партнера колледжа), формирование имиджа выпускника колледжа.

 

Как-то, подводя итоги Международного конкурса профессионального мастерства «Moscow.Fashion.Look. – Город.Мода.Образ», организатором которого является Технологический колледж № 24 г. Москвы, директор учебного заведения Ирина Васильевна Судибор удивила молодых участников, рассказав о своих впечатлениях от лондонских улиц.

 

– Люди там одеты обыденно, они спешат на работу, им не до моды, – сказала она не ожидавшим такой оценки мирового центра fashion-индустрии студентам – будущим модельерам, парикмахерам и визажистам.

И уж кто-кто, а Ирина Судибор за долгие годы работы в системе среднего профессионального образования хорошо усвоила: каким бы престижным ни казалось высшее образование, на рынке труда всегда были и будут востребованы конкретные профессиональные навыки, а проще говоря – люди «с руками». Это двадцать лет назад, когда российская молодежь повально выбирала для себя модные профессии менеджеров, юристов и психологов, среднее профобразование считалось чем-то третьесортным. Времена изменились, и уже не дипломы высших учебных заведений востребованы у работодателей, они ищут для себя обычных рабочих с конкретными навыками. К примеру, только за последний год количество заявок от работодателей на портных, швей, парикмахеров в Технологическом колледже № 24 увеличилось в разы. И судя по всему, этот тренд в пользу рабочих профессий, наметившийся в России в последние лет десять, будет только расти. И одна из причин такой тенденции – в активно внедряемой сегодня в экономику страны политике импортозамещения.

 

2– Творите! Не бойтесь проявлять себя! Будьте личностями, и все у вас будет как надо! – уверенно призывала участников конкурса Ирина Судибор.
В чем секрет такой уверенности его директора (учитывая сегодняшний экономический кризис в стране), мы поняли, побывав в стенах Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Москвы Технологическом колледже № 24.

 

Четырехэтажное здание на 16-й Парковой улице в районе станции метро «Щелковская» – главный корпус колледжа. Сегодня в этих стенах царит приподнятая атмосфера. В ближайшие дни здесь готовятся принимать гостей: пройдет День открытых дверей и акция «Профессиональная среда» для будущих абитуриентов и их родителей. В программе: знакомство с многочисленными учебно-производственными мастерскими, экскур­сия по музею «Народный костюм: традиции и современность», демонстрация лабораторий Ресурсного центра по легкой промышленности, мастер-классы парикмахеров, визажистов и модельеров, встречи с работодателями колледжа. И, конечно, показ коллекций одежды!

 

Разумеется, за несколько часов, отведенных на встречу с гостями, хозяева заведения вряд ли успеют рассказать обо всех своих профессиональных возможностях и достижениях. Ведь сегодня в колледже готовят учащихся по 19 специальностям, востребованным и, надо признать, неплохо оплачиваемым. Среди них работники индустрии красоты и моды, сферы обслуживания, туризма, коммерции, информационных технологий и других.

 

3– В наш многофункциональный центр прикладных квалификаций «Лидер» приходят учиться люди самых разных возрастов и профессий, многие даже имеют дипломы о высшем образовании, – комментирует сегодняшнюю ситуацию в дополнительном профессиональном образовании Ирина Судибор. – Более тысячи слушателей ежегодно проходят здесь профессиональное обучение, переобучение и повышают квалификацию. От нас они уходят с профессиями, востребованными на рынке труда – парикмахерами, мастерами маникюра и педикюра, визажистами, портными, вязальщицами трикотажных изделий, вышивальщицами, наладчиками технологического оборудования и т.д. При этом, заверяют в администрации, каждому студенту уже на этапе его обучения гарантированы рабочие места на предприятиях города. В колледже создана Служба сертификации, трудоустройства и сопровождения карьеры выпускников. Такая форма взаимодействия с социальными партнерами и работодателями дает возможность ежегодно выпускать и трудоустраивать студентов. В настоящее время колледж заключил более 300 договоров с крупными, средними и малыми предприятиями, а также с частными предпринимателями.

 

Ежегодно для выпускников колледжей по профессии «парикмахер» проходит городской конкурс профессионального мастерства «Тоp 25 students». По своему уровню конкурс приравнивается к выпускному квалификационному экзамену по специальности. Практическое конкурсное задание выпускники выполняют под пристальным вниманием приглашенных специалистов, среди которых представители ведущих фирм в области парикмахерского искусства, таких мировых брендов, как DIKSON, Schwarzkopf Professional, KEUNE, Londa Professional, Sexy Hair, EstelProfessional, МОНЕ, ALDO COPPOLA, OLLIN Professional, руководители салонов красоты и другие эксперты. На конкурсе будущие молодые специалисты и работодатели находят друг друга. Последние имеют возможность непосредственно на конкурсе оценить уровень знаний, качество подготовки и способности участников. В этом году из 45 были выбраны 18 лучших выпускников московских колледжей, которые смогут трудоустроиться в лучшие салоны перечисленных фирм.

 

– Но даже если конкурсант не стал победителем, – говорят члены жюри этого конкурса, – полученный им заверенный столичными мэтрами парикмахерского искусства сертификат – это уже гарантия успеха при трудоустройстве.

 

4«Тоp 25 students» – часть крупномасштабного проекта «Moscow.Fashion.Look. – Город.Мода.Образ». Такое название носит международный конкурс профессионального мастерства среди студентов колледжей легкой промышленности и сферы услуг. Посетите его однажды, и вы не пожалеете! Любознательному человеку конкурс откроет новые миры творчества. Мастер-классы, тренинги, лекции ведущих стилистов, визажистов, дизайнеров одежды – сюда действительно хочется возвращаться еще и еще!

 

– Колледж – это открытое образовательное пространство, – продолжает рассказ о своем детище Ирина Васильевна. – На наш конкурс приезжают студенты из самых разных регионов России, а также иностранцы. На мастер-классах ребята имеют возможность познакомиться с новейшими тенденциями в области моды и стиля, получить практические рекомендации от профессионалов и, что очень важно, научиться работать в команде.

 

У колледжа № 24 есть еще одно направление деятельности. Речь идет о международных образовательных проектах – конференциях, семинарах, олимпиадах, конкурсах и выставках, которые Технологический колледж № 24 наряду с другими образовательными учреждениями отрасли проводит для своих студентов. Среди постоянных зарубежных партнеров россиян – Польша и Беларусь. Учебное заведение посетили представители Департамента образования Варшавы. Они побывали в мастерских и лабораториях, познакомились с творческими работами студентов и педагогов, обсудили с российскими коллегами общие ключевые проблемы, в частности, подготовку и трудоустройство молодых специалистов в Москве и в Польше, сотрудничество в европейской программе «Леонардо» (Leonardo), направленное на содействие студенческой мобильности среди профессиональных образовательных учреждений стран Евросоюза. А в марте 2013 и 2014 годов с ответным визитом в Польше побывала делегация представителей российских колледжей легкой промышленности. В Варшаве русские студенты приняли участие во Всепольском конкурсе парикмахерского искусства, Международном конкурсе моды и парикмахерского искусства, провели мастер-классы по визажу и парикмахерскому мастерству, завершив это грандиозное действо совместным с польскими студентами Объединения образовательных учреждений швейного производства, парикмахерского искусства и косметики № 22 (Варшава) дефиле коллекций. Кстати, польские студенты являются постоянными активными участниками Международного конкурса профессионального мастерства «Moscow.Fashion.Look. – Город.Мода.Образ».

 

Ирина Васильевна Судибор – умная, горячо любящая свое дело, обаятельная женщина, кандидат педагогических наук, почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации, а кроме того, еще и руководитель Учебно-производственного объединения города Москвы «Сервис и легкая промышленность», Ассоциации средних специальных учреждений «Легпромобразование».
– Чем занимается возглавляемая вами Ассоциация и с какой целью она была создана?

5– Ассоциация учреждена в 1992 году как добровольная общественная некоммерческая структура. В настоящее время она объединяет 42 учреждения среднего профессионального образования из разных регионов России. Наша цель – консолидировать усилия по формированию единого отраслевого информационно-образовательного пространства, чтобы содействовать повышению престижа специальностей отраслевой направленности. Среди основных задач – представительство и защита интересов членов Ассоциации на государственном и региональном уровнях, укрепление и развитие делового партнерства с общественными и некоммерческими организациями для реализации программ профессионального образования, развитие связей с профильными образовательными учреждениями высшей профессиональной школы по непрерывной подготовке специалистов, создание условий для обмена образовательными технологиями, инновационными и коммуникационными методами организации учебного процесса (семинары, конференции, профессиональные конкурсы и т.д.), установление партнерских связей с зарубежными учебными заведениями аналогичного уровня и профиля по обмену опытом и творческому сотрудничеству, разработка и издание учебно-методической документации, учебных пособий и многие другие вопросы, в решении которых сегодня заинтересованы члены Ассоциации.

 

Работы у нас в будущем много, и направлений развития у системы профессионального образования тоже много. такое образование будет оставаться востребованным среди работодателей.

– В конце 2014 года Департамент образования создал учебно-производственные объединения. Для чего было нужно создавать такую структуру в системе профессионального образования?

– Действительно, Департамент образования Москвы в октябре создал семь учебно-производственных объединений. В объединение «Сервис и легкая промышленность» входят десять колледжей, Технологический колледж № 24 является базовой площадкой объединения. Целью работы этих объединений является повышение эффективности деятельности по обеспечению потребностей экономики Москвы в квалифицированных кадрах и усиление вклада системы профессионального образования в развитие экономики. Их задача – организация обучения по актуальным для города образовательным программам, обеспечение соответствия качества подготовки выпускников потребностям экономики, обеспечение развития эффективной системы государственно-частного партнерства. Я возглавляю работу объединения «Сервис и легкая промышленность», в состав которого вошли Технологические колледжи № 24 и № 34, 1-й Московский Образовательный Комплекс, Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже, Колледж легкой промышленности № 5, Колледжи малого бизнеса №4, №48, Техникум туризма и сервиса №29, Полиграфический колледж имени Ивана Федорова и Полиграфический колледж №56. При объединении работают Собрание полномочных представителей профессиональных образовательных организаций и других организаций и Профессионально-общественный совет, а также рабочие группы, которые создаются под конкретные задачи. В дальнейшем в работу объединения будут включаться и региональные колледжи, входящие в состав АУЗ «Легпромобразование». Цель объединения – повысить эффективность подготовки квалифицированных кадров для экономики России и Москвы. Такое взаимодействие позволит близким по профилю учебным заведениям более рационально использовать материально-технические, кадровые, научно-методические и другие ресурсы.

 

Так что работы у нас в будущем много, и направлений развития у системы профессионального образования тоже много. Такое образование будет оставаться востребованным среди работодателей.