ММСО. Форум «Город образования»

Русский язык – международный язык

1

 

Восстановить былую популярность русского языка в мире, сделать его «рабочим» для значительной доли экономических, финансовых, энергетических и иных корпораций, вернуть ему статус по-настоящему конкурентоспособного международного языка  –  эти и другие масштабные задачи решаются в рамках Программы продвижения русского языка и образования на русском.

 

Богатство опыта

В рамках Программы продвижения русского языка и образования на русском Совет по русскому языку при Правительстве Российской Федерации и Министерство образования и науки России инициировали создание портала дистанционного обучения «Образование на русском». В подготовке электронных ресурсов для портала участвуют более 20 вузов России: разрабатываются программы для изучения русского языка как иностранного, курсы на русском языке по предметам российской школы, подготовке к ЕГЭ, массовые открытые онлайн-курсы по различным областям знаний. Отдельное важное направление – программы повышения квалификации для преподавателей-русистов. Функции координационного центра Программы продвижения русского языка и образования на русском возложены на Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. Теперь Институт Пушкина – это бренд по продвижению русского языка и программ открытого образования на русском языке во всем мире.

 

Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина: «Выбор пал на наш вуз неслучайно – около полувека назад институт был создан как центр обучения русскому языку иностранных граждан, и конечно, за эти годы коллективом института накоплен колоссальный опыт. Тем не менее, задача создания электронной школы русского языка была для нас новая, сложная, поскольку предстояло традиционную систему обучения языку переложить в дистанционный формат, предполагающий особые принципы организации обучения, иные форматы и, конечно, особый, электронный обучающий контент».

 

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина возник почти 50 лет назад. В мире давно существуют подобного плана институции, направленные на углубленное изучения языка, а также культуры и традиции стран. Это, например, институты Гёте, Конфуция, Сервантеса. Подобная задача с первых дней создания стоит перед Институтом Пушкина – разрабатывать методики, обучать иностранных граждан русскому языку, популяризировать культуру и традиции нашей страны, а также проводить мероприятия, связанные с позиционированием русского языка и культуры в мире.

 

Новое время русского языка

В 2013 году при Правительстве РФ был создан Совет по русскому языку. Его возглавила заместитель Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец. Зачем нужен такой Совет? Да затем, что число людей, говорящих на русском языке, за последние 20 лет сократилось на 50 миллионов! Об этом говорят данные социологических исследований.

 

Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина: «Русский язык сегодня – это по-прежнему язык образования, искусства, науки и высоких технологий. И, несомненно, это язык бизнеса».

 

Поэтому первым решением Совета по русскому языку при Правительстве РФ было утверждение Программы продвижения русского языка и образования на русском языке. Институт Пушкина стал оператором этой программы.

 

«Мы создали в рамках проекта три электронных образовательных ресурса: Школу русского языка для желающих изучать русский как иностранный, Школу профессиональной поддержки педагогов-русистов и Раздел с программами общего и дополнительного образования для детей и родителей. Ключевым, безусловно, стало направление разработок по созданию Школы русского языка. В рабочую группу по созданию Школы русского языка вошли более 70 преподавателей ведущих российских университетов – РУДН, МГУ им. Ломоносова, МГЛУ, СПбГУ. Все они преподают русский язык как иностранный, являются авторами учебных программ и методик. По результатам экспертных независимых заключений нам удалось создать уникальный лингвистический ресурс, предоставляющий широкие возможности как для отдельных граждан, так и для организаций, заинтересованных в организации обучения русскому языку».

 

2И вот портал «Образование на русском», доступный в сети Интернет по адресу pushkininstitute.ru, начал свою работу. Любой желающий из любой точки мира может совершенно бесплатно стать участником образовательной программы. Изучение русского языка как иностранного, повышение квалификации преподавателей-русистов, возможность обучения по российским программам общего и дополнительного образования – преимущества этого уникального образовательного сервиса.

 

Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина: «Посетителями портала уже стали более 200 тысяч человек, это пользователи со всего мира. Более 70 тысяч человек обучаются русскому языку, почти 3 тысячи педагогов с сентября по ноябрь прошли повышение квалификации по программе «Методика преподавания русского языка как иностранного»».

 

Новый портал – это комплексная система, где можно изучить фонетику и лексику русского языка, научиться читать и писать на русском языке. В процессе обучения можно воспользоваться лингафонным кабинетом, прослушать запись диктора, записать свою речь и оценить, насколько произношение совпадает с эталонным. В личном кабинете пользователя видны успехи и достижения, по окончании уровня предлагается пройти итоговое тестирование.

 

Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина: «Это новый обучающий продукт, аналогов которого нет в мире. Такой глубокой лингвистической дистанционной системы изучения русского языка, насколько мне известно, до настоящего времени не было».

 

Итак, первый информационный ресурс – дистанционная школа русского языка – позволит изучать русский язык всем желающим бесплатно из любой точки мира, где есть Интернет.

Второй интернет-ресурс – это портал профессиональной поддержки для педагогов, которые преподают русский язык как иностранный.

Третий ресурс предназначен для дистанционного обучения на русском языке. Он обеспечит всем желающим доступ к программам общего и дополнительного образования – в соответствии с российскими стандартами. «Мы думаем, что постепенно, по мере наполнения на этом портале появятся, помимо уже обозначенных, программы и для детей-билингвов, развивающихся в условиях многоязычия, и для мигрантов, желающих подготовиться к сдаче экзаменов по русскому языку», – добавила Маргарита Русецкая.

 

Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина: «Активная позиция вуза и участие в масштабных программах – это гарантия того, что вуз будет востребован. Именно востребованность всегда держит в здоровом тонусе весь коллектив. Когда на тебя смотрит вся страна, когда ты включен в крупные проекты, ты не имеешь права на ошибку, на некачественную работу».

 

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, известный во всем мире как центр по преподаванию русского для иностранцев, уже 15 лет реализует программы филологического направления в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре.

 

Выпускники бакалавриата, особенно по профилю «прикладная филология», реализуются в сфере PR, рекламы и журналистики. Многие филфаковцы идут работать в школу. Кстати, сейчас устроиться в московскую школу крайне сложно. В Москве существенно выросли зарплаты учителей, молодые специалисты получают весьма привлекательную зарплату… Выпускник филфака Института Пушкина, который работает в обыкновенной средней школе, зарабатывает более 70 тысяч рублей в месяц. Другая выпускница стала победителем профессионального конкурса учителей и получает 96 тысяч рублей в месяц.

 

Проходит то время, когда профессия учителя считалась непрестижной. Молодежь, причем прекрасно образованная, идет в школу. О том, что сильные выпускники выбирают филогогическое образование, говорит и рейтинг вузов по качеству приема в 2014 году. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина вошел в десятку лучших вузов России по качеству приема. Средний балл наших первокурсников – почти 85 баллов! Это большая ответственность для вуза. Нужно сохранить у этих ребят мотивацию к обучению, обеспечить высокий уровень качества образования, довести каждого из них до рабочего места с желанием и готовностью обучать детей русскому языку и литературе!

 

Иностранные граждане также могут поступить на филологический факультет. Сейчас на программах бакалавриата учатся студенты из Вьетнама, Греции, Китая, Таиланда… И конечно, в магистратуре обучаются студенты из Италии, Швеции… Каждый четвертый студент – иностранец. Абитуриентов из стран СНГ традиционно много каждый год! Мы надеемся на дальнейшее увеличение числа иностранных студентов. Это чрезвычайно важно для сохранения и развития русского языка во всем мире! Институт Пушкина продолжает выполнять свою миссию, заложенную еще при его основании: поддержка и распространение русского языка в мире. Теперь и с использованием новых технологий электронного обучения!