ММСО. Форум «Город образования»миссия социального служения
Это единственный университет, где критерий для отбора абитуриентов – любовь к людям. И патриотическое воспитание, и ответственность здесь преподаются наравне с экономическими дисциплинами. И.о. ректора Российского государственного социального университета (РГСУ) Наталья Борисовна Починок уверена, что другого такого вуза в стране нет. – Наталья Борисовна, ваш университет основан в 1991 году. До сих пор университет единственный, даже на всем постсоветском пространстве. В чем уникальность? – Да, это правда. РГСУ занимает весьма прочные позиции в российском образовании, и в дальнейшем они будут только укрепляться. Наши студенты основательно изучают социальную работу и управление, вопросы, связанные с психолого-педагогической подготовкой, проблемы социальной ответственности, юриспруденцию, экономику и другие актуальные дисциплины. Все это позволяет нам выпускать действительно высококвалифицированных специалистов социальной сферы. Я думаю, что такого образования не может предложить ни один вуз России. Отмечу также, что сегодня в реализацию социальных услуг и услуг государственного сектора все активнее вовлекаются коммерческие структуры, которые расширяют само понятие социальной сферы. Учитывая это, мы еще лучше фокусируемся на потребностях образовательного рынка. – Кто выбирает ваш вуз? В чем особенность ваших студентов? – Сложно поступить в ваш вуз? – Да, на «бюджет» сложно. Проходят только высокобалльники на конкурсной основе. Если говорить о платном отделении, то тут тоже предъявляются строгие требования. Мы внимательно смотрим на абитуриента, на его потенциал, эрудированность, усидчивость, способность ставить перед собой серьезные цели, решать нестандартные задачи. Поэтому могу с уверенностью сказать, что у нас учатся наиболее энергичные и талантливые ребята. – Известно, что РГСУ уделяет большое внимание патриотическому воспитанию студентов. Расскажите об этом. – Воспитательная функция РГСУ является одной из приоритетных в рамках развития университета. Мы ставим перед собой цель не только выпускать высококвалифицированных специалистов, но и воспитывать социально ответственных граждан России. Патриотизм – понятие комплексное. Здесь переплетены и любовь к Родине через знание истории, и почитание великих дат и людей России, и уже упомянутое добровольчество как форма проявления патриотизма – неравнодушное, чуткое отношение к происходящему вокруг, к людям, нуждающимся в нашей помощи, внимание к здоровому образу жизни, словом, следование правильной модели жизни. – Социальное предпринимательство сегодня популярно, развивается интенсивно. Как в вашем вузе оно находит отражение? Социальное предпринимательство реализуется как профиль подготовки на одном из наших факультетов. Поскольку РГСУ является федеральным центром по разработке стандартов во всей социальной сфере, то наша задача заключается в координировании и модернизации данного направления. Мы активно занимаемся поддержкой наиболее значимых инициатив, размещением соответствующих проектов на нашей университетской площадке, благодаря чему студенты имеют возможность принять в них полноценное участие. Таким образом, социальное предпринимательство позволяет получить не только качественный социальный эффект, но и является растущим рынком, на котором предприниматели могут реализовать свои коммерческие проекты. Эти аспекты также входят в стратегию развития нашего университета. Добавлю, что особенность социального образования состоит в том, что это совокупность знаний, которые находятся в междисциплинарном блоке. Сюда входят и юриспруденция, и экономика, и финансы, и маркетинговая подготовка, и языковая. В дальнейшем мы планируем включить все это в стандарт социального работника. – На что вы стараетесь обратить особое внимание в подготовке специалистов? – К сожалению, сегодня высшие учебные заведения далеки от тех требований, которые предъявляются к ним со стороны работодателей. Эта ситуация возникла не сегодня и не вчера, она была очевидна на протяжении последних 10 лет. Дело в том, что вузы никогда не спрашивали, что нужно работодателю, а если и спрашивали, то не могли реализовать их требования на практике. Процент преподавателей, которые понимали эти требования, был слишком мал, чтобы создать актуальные и качественные программы обучения. В чем состоит идея, которую мы реализуем в рамках новой стратегии? Мы четко понимаем, что нужно нашим ключевым работодателям. Их список утвержден. В зависимости от направления подготовки факультетов вуза имеется так называемый ключевой работодатель – сильный игрок в той или иной индустрии. Это может быть как российская компания, так и международная. Совместно с ее представителями разрабатываются стандарты, которые необходимо будет применять, чтобы в дальнейшем оценивать работников по их критериям. Возьмем в качестве примера сегмент массовых финансовых услуг. Среди наших партнеров – крупнейшие работодатели, такие как Сбербанк России, ВТБ-24, другие известные представители финансовой отрасли. Для них мы готовим клиентоориентированных специалистов фронт-офиса, доброжелательных, внимательных, знающих, что такое высокие стандарты сервиса, и не стремящихся через полгода перепрыгнуть и руководить какой-нибудь головной компанией или заниматься кредитованием. Они с удовольствием работают с клиентами на фронт-офисе. Конечно же, востребованность наших выпускников со стороны работодателей колоссальна. Со многими ведущими компаниями у нас подписаны соглашения о сотрудничестве. Мы берем наработки, которые они сделали в рамках своих корпоративных университетов, и применяем их у нас, адаптируем теоретические курсы, практические особенности. Совместно с тем же Сбербанком России мы готовим соответствующие курсы, лекции, тренажеры. Таковы критерии массового обучения сотрудников корпоративного университета, которые применяются во всем мире. Приведу еще пример. Дистанционный курс тоже имеет стандартную и глубокую платформу. С одной стороны, есть обязательный инструмент преподавателя: разработанные бэкслайды, методички, в том числе по передаче тренингов, другие пособия. Такой подход решает много проблем, касающихся образовательного стандарта, причем не только в Москве, которая является методическим центром, но и в регионах. Тогда не страшно, что не во всех образовательных центрах работают высокопрофессиональные преподаватели, ведь есть четкая стандартная база, которая помогает обеспечивать качество образования, в том числе и дистанционно. Эта идея не нова, но я ни в одном вузе не видела ее практического воплощения. Такие методические разработки обычно ведутся группой ученых и лучших практиков, это коллективный труд университета. У нас нет индивидуальных гуру при разработке тестов. В научной сфере мы концентрируемся на конкретных темах. Скажем, на работе с пожилыми людьми, на социальном предпринимательстве, вопросах реабилитации людей с инвалидностью. Есть руководитель, который досконально знает тему, и уже вокруг него собираются различные специалисты, в том числе работодатели, которые занимаются этой проблематикой. Также мы вносим изменения в набор реализуемых направлений подготовки (например, «информационная безопасность», «охрана окружающей среды»), вводим новые востребованные профили («социальное предпринимательство» и другие), корректируем при согласовании с работодателями содержание учебного процесса, обеспечиваем внедрение передовых информационных технологий. – Как организовано международное сотрудничество университета? – В настоящее время мы стремительно вовлекаемся в международное сообщество. В плане образовательной деятельности сейчас активно ищем и находим партнеров для реализации программ по обмену студентами и преподавателями, программ двойных дипломов. В 2015/2016 учебном году мы планируем предложить нашим абитуриентам порядка десяти совместных программ и возможность осуществлять академическую мобильность в 20 университетах, находящихся в восьми странах мира. – Скажите, если возвращаться к образовательной деятельности, с какими странами наиболее интенсивно сотрудничает РГСУ? – Традиционными партнерами нашего университета на протяжении последних десяти лет были Китай и Южная Корея. Сейчас мы продолжаем интенсивно наращивать сотрудничество с этими странами. Десятки студентов РГСУ, и не только обучающиеся на факультете иностранных языков, осваивают китайский и корейский языки. Многие из них ездят на стажировки. В будущем году мы запускаем две совместные программы с китайскими университетами и одну с корейским. – Какие новые образовательные технологии внедряются в РГСУ? – У нас активно внедряются современные технологии дистанционного обучения, такие как системы записи в ходе проведения лекций и других учебных занятий с онлайн-трансляцией в Интернете, автоматической обработкой в готовый для просмотра вид и размещением в виртуальной образовательной среде РГСУ. Данная технология полезна для студентов, которые по каким-либо причинам не могут присутствовать на занятии, для повторения материала, для обучающихся с ограниченными возможностями по здоровью. Востребованность наших выпускников со стороны работодателей колоссальна. Со многими ведущими компаниями у нас подписаны соглашения о сотрудничестве. – Как организовано инклюзивное образование в университете? – Развитие и внедрение инклюзивного образования является одним из приоритетных направлений развития нашего университета. Работа осуществляется по следующим направлениям: научно-методическое, консультативное, общественно-просветительское. С одной стороны, проводятся фундаментальные научные исследования для накопления научных знаний в области инклюзивного образования. С другой – сотрудники университета активно применяют полученные знания в рамках консультативного направления, которое включает телефонное консультирование, предоставление информации о возможностях и специфике включенности в образовательный процесс школьников и студентов, имеющих инвалидность, оказание психологической помощи; и общественно-просветительского направления – через существующие интернет-площадки университета и проведение личных встреч. Серьезная работа осуществляется Центром инклюзивного образования, который был создан в 2012 году на базе факультета психологии РГСУ. В нем реализуются такие программы, как Служба психологической поддержки студентов-инвалидов, Ресурсный информационный центр для слепых и слабовидящих, Интерактивная площадка «Парк равных возможностей», Инклюзивный студенческий клуб «Искра», Центр информационного мониторинга. – Какие инновационные технологии работы с инвалидами внедрены в рамках инклюзивного образования сотрудниками РГСУ? Во-вторых, это технологии обеспечения доступности профессионального образования для незрячих студентов. В-третьих, доступность профессионального образования для слабослышащих студентов. В-четвертых, методика инклюзивного музыкального обучения инвалидов по различным направлениям и профилям подготовки (академическое, народное, эстрадное пение, игра на музыкальных инструментах). И, наконец, в-пятых, это технологии социализации лиц с ментальной инвалидностью. Основной задачей здесь является формирование механизмов и норм социального поведения, установок, черт характера и других особенностей, которые в целом помогают им адаптироваться к повседневной жизни. – Существует ли сотрудничество университета с региональными властями? В чем оно проявляется? – Со времени своего основания РГСУ очень тесно сотрудничает с властями регионов присутствия его подразделений. В рамках реализации образовательного процесса это взаимодействие обеспечивает решение кадровых проблем, экспертизу качества подготовки специалистов региональных властей. – Какие основные положения включает в себя принятая недавно стратегия развития РГСУ? – Стратегия, как и планы по ее реализации, грандиозные. Перед РГСУ стоит глобальная многоуровневая задача: к 2020 году стать эффективным, технологичным, стабильно и динамично развивающимся университетом, полноправным участником глобального научно-образовательного пространства, лидером российского социального образования и социальной науки, сплоченная команда которого включена в международное образование, науку, бизнес, государственный сектор и создает профильные инновации. И это все не громкие слова. За каждым из них стоят конкретные планы и сроки их реализации.– 60% учащихся нашего университета составляют молодые люди из регионов, 40% – москвичи или жители Подмосковья. Часто это дети работников госсектора, граждан, задействованных в социальной сфере, чей доход определяется как «средний» или чуть «ниже среднего». Все ребята стремятся получить интересное, качественное образование, их не привлекают стереотипы так называемого «модного» образования.
Кроме того, наш вуз еще и самый активный с точки зрения волонтерской деятельности. Мы участвуем в проведении крупнейших общественных мероприятий, в том числе спортивных, таких как Олимпиада и Паралимпиада в Сочи, тесно сотрудничаем с учреждениями для людей с ограничениями по здоровью, тем самым осуществляя миссию социального служения.– Недавно мы проводили конференцию с Правительством Москвы и Некоммерческим фондом «Наше будущее», который имеет богатый опыт по развитию социального предпринимательства, и подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве.
Благодаря всему этому воспитывается и лояльность к бренду. Если в процессе обучения студент поймет, что не хочет идти работать в Сбербанк, то он все равно останется его лояльным клиентом, поскольку ему понятны все технологические особенности компании.
В последнее время, я говорю об этой осени, мы активно начали развивать сотрудничество с университетами Латинской Америки. В сентябре был создан Российско-ибероамериканский международный центр РГСУ, призванный как раз разрабатывать и реализовывать совместные проекты с Латинской Америкой, Испанией и Португалией. Достигнуты очень важные договоренности о совместной деятельности с вузами Аргентины, Бразилии, Колумбии, Мексики, Чили. Фактически данные страны сейчас, наряду с Китаем, наиболее интенсивно прогрессируют в плане развития высшего образования, что, кстати, находит отражение и в международных рейтингах. Например, в последнем рейтинге QS представлены 11 чилийских вузов, 16 аргентинских, порядка 25 бразильских.– Таких технологий немало. Это, во-первых, многоуровневая интерактивная технология формирования позитивного взгляда на возможности человека с инвалидностью и знакомство со специфическими средствами коммуникации путем «реального погружения» в мир ограничений и ресурсов ЛОВЗ.
Сотрудничество вуза с местным руководством реализуется и по другим направлениям. В университете уже много лет функционирует Волонтерский центр, основными задачами которого является повышение социальной активности молодежи, формирование позитивных жизненных ценностей, вклад в реализацию социальной политики, решение региональных социальных проблем. Добровольческие акции проводятся в поддержку здорового образа жизни, с целью оказания помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, восстановления и сохранения исторических памятников, в защиту окружающей среды и т.д.
В РГСУ организована также Юридическая клиника, помогающая жителям региона, Лаборатория инклюзивного образования и Лаборатория жестового языка, способствующая созданию безбарьерной среды для лиц с ОВЗ.