ММСО. Форум «Город образования»

РГСУ: миссия социального служения

1

 

Это единственный университет, где критерий для отбора абитуриентов – любовь к людям. И патриотическое воспитание, и ответственность здесь преподаются наравне с экономическими дисциплинами. И.о. ректора Российского государственного социального университета (РГСУ) Наталья Борисовна Починок уверена, что другого такого вуза в стране нет.

 

– Наталья Борисовна, ваш университет основан в 1991 году. До сих пор университет единственный, даже на всем постсоветском пространстве. В чем уникальность?

– Да, это правда. РГСУ занимает весьма прочные позиции в российском образовании, и в дальнейшем они будут только укрепляться. Наши студенты основательно изучают социальную работу и управление, вопросы, связанные с психолого-педагогической подготовкой, проблемы социальной ответственности, юриспруденцию, экономику и другие актуальные дисциплины. Все это позволяет нам выпускать действительно высококвалифицированных специалистов социальной сферы. Я думаю, что такого образования не может предложить ни один вуз России.

 

Отмечу также, что сегодня в реализацию социальных услуг и услуг государственного сектора все активнее вовлекаются коммерческие структуры, которые расширяют само понятие социальной сферы. Учитывая это, мы еще лучше фокусируемся на потребностях образовательного рынка.

 

– Кто выбирает ваш вуз? В чем особенность ваших студентов?

2– 60% учащихся нашего университета составляют молодые люди из регионов, 40% – москвичи или жители Подмосковья. Часто это дети работников госсектора, граждан, задействованных в социальной сфере, чей доход определяется как «средний» или чуть «ниже среднего». Все ребята стремятся получить интересное, качественное образование, их не привлекают стереотипы так называемого «модного» образования.

 

– Сложно поступить в ваш вуз?

– Да, на «бюджет» сложно. Проходят только высокобалльники на конкурсной основе. Если говорить о платном отделении, то тут тоже предъявляются строгие требования. Мы внимательно смотрим на абитуриента, на его потенциал, эрудированность, усидчивость, способность ставить перед собой серьезные цели, решать нестандартные задачи. Поэтому могу с уверенностью сказать, что у нас учатся наиболее энергичные и талантливые ребята.
Кроме того, наш вуз еще и самый активный с точки зрения волонтерской деятельности. Мы участвуем в проведении крупнейших общественных мероприятий, в том числе спортивных, таких как Олимпиада и Паралимпиада в Сочи, тесно сотрудничаем с учреждениями для людей с ограничениями по здоровью, тем самым осуществляя миссию социального служения.

 

– Известно, что РГСУ уделяет большое внимание патриотическому воспитанию студентов. Расскажите об этом.

– Воспитательная функция РГСУ является одной из приоритетных в рамках развития университета. Мы ставим перед собой цель не только выпускать высококвалифицированных специалистов, но и воспитывать социально ответственных граждан России.

 

Патриотизм – понятие комплексное. Здесь переплетены и любовь к Родине через знание истории, и почитание великих дат и людей России, и уже упомянутое добровольчество как форма проявления патриотизма – неравнодушное, чуткое отношение к происходящему вокруг, к людям, нуждающимся в нашей помощи, внимание к здоровому образу жизни, словом, следование правильной модели жизни.

 

– Социальное предпринимательство сегодня популярно, развивается интенсивно. Как в вашем вузе оно находит отражение?

3– Недавно мы проводили конференцию с Правительством Москвы и Некоммерческим фондом «Наше будущее», который имеет богатый опыт по развитию социального предпринимательства, и подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве.

 

Социальное предпринимательство реализуется как профиль подготовки на одном из наших факультетов. Поскольку РГСУ является федеральным центром по разработке стандартов во всей социальной сфере, то наша задача заключается в координировании и модернизации данного направления. Мы активно занимаемся поддержкой наиболее значимых инициатив, размещением соответствующих проектов на нашей университетской площадке, благодаря чему студенты имеют возможность принять в них полноценное участие. Таким образом, социальное предпринимательство позволяет получить не только качественный социальный эффект, но и является растущим рынком, на котором предприниматели могут реализовать свои коммерческие проекты. Эти аспекты также входят в стратегию развития нашего университета.

 

Добавлю, что особенность социального образования состоит в том, что это совокупность знаний, которые находятся в междисциплинарном блоке. Сюда входят и юриспруденция, и экономика, и финансы, и маркетинговая подготовка, и языковая. В дальнейшем мы планируем включить все это в стандарт социального работника.

 

– На что вы стараетесь обратить особое внимание в подготовке специалистов?

– К сожалению, сегодня высшие учебные заведения далеки от тех требований, которые предъявляются к ним со стороны работодателей. Эта ситуация возникла не сегодня и не вчера, она была очевидна на протяжении последних 10 лет. Дело в том, что вузы никогда не спрашивали, что нужно работодателю, а если и спрашивали, то не могли реализовать их требования на практике. Процент преподавателей, которые понимали эти требования, был слишком мал, чтобы создать актуальные и качественные программы обучения.

 

В чем состоит идея, которую мы реализуем в рамках новой стратегии? Мы четко понимаем, что нужно нашим ключевым работодателям. Их список утвержден. В зависимости от направления подготовки факультетов вуза имеется так называемый ключевой работодатель – сильный игрок в той или иной индустрии. Это может быть как российская компания, так и международная. Совместно с ее представителями разрабатываются стандарты, которые необходимо будет применять, чтобы в дальнейшем оценивать работников по их критериям.

 

Возьмем в качестве примера сегмент массовых финансовых услуг. Среди наших партнеров – крупнейшие работодатели, такие как Сбербанк России, ВТБ-24, другие известные представители финансовой отрасли. Для них мы готовим клиентоориентированных специалистов фронт-офиса, доб­рожелательных, внимательных, знающих, что такое высокие стандарты сервиса, и не стремящихся через полгода перепрыг­нуть и руководить какой-нибудь головной компанией или заниматься кредитованием. Они с удовольствием работают с клиентами на фронт-офисе.

 

Конечно же, востребованность наших выпускников со стороны работодателей колоссальна. Со многими ведущими компаниями у нас подписаны соглашения о сотрудничестве. Мы берем наработки, которые они сделали в рамках своих корпоративных университетов, и применяем их у нас, адаптируем теоретические курсы, практические особенности. Совместно с тем же Сбербанком России мы готовим соответствующие курсы, лекции, тренажеры. Таковы критерии массового обучения сотрудников корпоративного университета, которые применяются во всем мире.

 

4Благодаря всему этому воспитывается и лояльность к бренду. Если в процессе обучения студент поймет, что не хочет идти работать в Сбербанк, то он все равно останется его лояльным клиентом, поскольку ему понятны все технологические особенности компании.

 

Приведу еще пример. Дистанционный курс тоже имеет стандартную и глубокую платформу. С одной стороны, есть обязательный инструмент преподавателя: разработанные бэкслайды, методички, в том числе по передаче тренингов, другие пособия. Такой подход решает много проблем, касающихся образовательного стандарта, причем не только в Москве, которая является методическим центром, но и в регионах. Тогда не страшно, что не во всех образовательных центрах работают высокопрофессиональные преподаватели, ведь есть четкая стандартная база, которая помогает обеспечивать качество образования, в том числе и дистанционно. Эта идея не нова, но я ни в одном вузе не видела ее практического воплощения.

 

Такие методические разработки обычно ведутся группой ученых и лучших практиков, это коллективный труд университета. У нас нет индивидуальных гуру при разработке тестов. В научной сфере мы концентрируемся на конкретных темах. Скажем, на работе с пожилыми людьми, на социальном предпринимательстве, вопросах реабилитации людей с инвалидностью. Есть руководитель, который досконально знает тему, и уже вокруг него собираются различные специалисты, в том числе работодатели, которые занимаются этой проблематикой.

 

Также мы вносим изменения в набор реализуемых направлений подготовки (например, «информационная безопасность», «охрана окружающей среды»), вводим новые востребованные профили («социальное предпринимательство» и другие), корректируем при согласовании с работодателями содержание учебного процесса, обеспечиваем внедрение передовых информационных технологий.

 

– Как организовано международное сотрудничество университета?

– В настоящее время мы стремительно вовлекаемся в международное сообщество. В плане образовательной деятельности сейчас активно ищем и находим партнеров для реализации программ по обмену студентами и преподавателями, программ двойных дипломов. В 2015/2016 учебном году мы планируем предложить нашим абитуриентам порядка десяти совместных программ и возможность осуществлять академическую мобильность в 20 университетах, находящихся в восьми странах мира.

 

– Скажите, если возвращаться к образовательной деятельности, с какими странами наиболее интенсивно сотрудничает РГСУ?

– Традиционными партнерами нашего университета на протяжении последних десяти лет были Китай и Южная Корея. Сейчас мы продолжаем интенсивно наращивать сотрудничество с этими странами. Десятки студентов РГСУ, и не только обучающиеся на факультете иностранных языков, осваивают китайский и корейский языки. Многие из них ездят на стажировки. В будущем году мы запускаем две совместные программы с китайскими университетами и одну с корейским.
В последнее время, я говорю об этой осени, мы активно начали развивать сотрудничество с университетами Латинской Америки. В сентябре был создан Российско-ибероамериканский международный центр РГСУ, призванный как раз разрабатывать и реализовывать совместные проекты с Латинской Америкой, Испанией и Португалией. Достигнуты очень важные договоренности о совместной деятельности с вузами Аргентины, Бразилии, Колумбии, Мексики, Чили. Фактически данные страны сейчас, наряду с Китаем, наиболее интенсивно прогрессируют в плане развития высшего образования, что, кстати, находит отражение и в международных рейтингах. Например, в последнем рейтинге QS представлены 11 чилийских вузов, 16 аргентинских, порядка 25 бразильских.

 

– Какие новые образовательные технологии внедряются в РГСУ?

– У нас активно внедряются современные технологии дистанционного обу­чения, такие как системы записи в ходе проведения лекций и других учебных занятий с онлайн-трансляцией в Интернете, автоматической обработкой в готовый для просмотра вид и размещением в виртуальной образовательной среде РГСУ. Данная технология полезна для студентов, которые по каким-либо причинам не могут присутствовать на занятии, для повторения материала, для обучающихся с ограниченными возможностями по здоровью.

 

Востребованность наших выпускников со стороны работодателей колоссальна. Со многими ведущими компаниями у нас подписаны соглашения о сотрудничестве.

 

– Как организовано инклюзивное образование в университете?

– Развитие и внедрение инклюзивного образования является одним из приоритетных направлений развития нашего университета. Работа осуществляется по следующим направлениям: научно-методическое, консультативное, общественно-просветительское.

 

С одной стороны, проводятся фундаментальные научные исследования для накопления научных знаний в области инклюзивного образования. С другой – сотрудники университета активно применяют полученные знания в рамках консультативного направления, которое включает телефонное консультирование, предоставление информации о возможностях и специфике включенности в образовательный процесс школьников и студентов, имеющих инвалидность, оказание психологической помощи; и общественно-просветительского направления – через существующие интернет-площадки университета и проведение личных встреч.

 

Серьезная работа осуществляется Центром инклюзивного образования, который был создан в 2012 году на базе факультета психологии РГСУ. В нем реализуются такие программы, как Служба психологической поддержки студентов-инвалидов, Ресурсный информационный центр для слепых и слабовидящих, Интерактивная площадка «Парк равных возможностей», Инклюзивный студенческий клуб «Искра», Центр информационного мониторинга.

 

– Какие инновационные технологии работы с инвалидами внедрены в рамках инклюзивного образования сотрудниками РГСУ?

5– Таких технологий немало. Это, во-первых, многоуровневая интерактивная технология формирования позитивного взгляда на возможности человека с инвалидностью и знакомство со специфическими средствами коммуникации путем «реального погружения» в мир ограничений и ресурсов ЛОВЗ.

Во-вторых, это технологии обеспечения доступности профессионального образования для незрячих студентов.

В-третьих, доступность профессионального образования для слабослышащих студентов.

В-четвертых, методика инклюзивного музыкального обучения инвалидов по различным направлениям и профилям подготовки (академическое, народное, эстрадное пение, игра на музыкальных инструментах).

И, наконец, в-пятых, это технологии социализации лиц с ментальной инвалидностью. Основной задачей здесь является формирование механизмов и норм социального поведения, установок, черт характера и других особенностей, которые в целом помогают им адаптироваться к повседневной жизни.

 

– Существует ли сотрудничество университета с региональными властями? В чем оно проявляется?

– Со времени своего основания РГСУ очень тесно сотрудничает с властями регионов присутствия его подразделений. В рамках реализации образовательного процесса это взаимодействие обеспечивает решение кадровых проблем, экспертизу качества подготовки специалистов региональных властей.
Сотрудничество вуза с местным руководством реализуется и по другим направлениям. В университете уже много лет функционирует Волонтерский центр, основными задачами которого является повышение социальной активности молодежи, формирование позитивных жизненных ценностей, вклад в реализацию социальной политики, решение региональных социальных проблем. Добровольческие акции проводятся в поддержку здорового образа жизни, с целью оказания помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, восстановления и сохранения исторических памятников, в защиту окружающей среды и т.д.
В РГСУ организована также Юридическая клиника, помогающая жителям региона, Лаборатория инклюзивного образования и Лаборатория жестового языка, способствующая созданию безбарьерной среды для лиц с ОВЗ.

 

– Какие основные положения включает в себя принятая недавно стратегия развития РГСУ?

– Стратегия, как и планы по ее реализации, грандиозные. Перед РГСУ стоит глобальная многоуровневая задача: к 2020 году стать эффективным, технологичным, стабильно и динамично развивающимся университетом, полноправным участником глобального научно-образовательного пространства, лидером российского социального образования и социальной науки, сплоченная команда которого включена в международное образование, науку, бизнес, государственный сектор и создает профильные инновации. И это все не громкие слова. За каждым из них стоят конкретные планы и сроки их реализации.