апк и пищепром

Об импортозамещении на рынке мороженого

1

 

В России ежегодно реализуется около 400 тыс. тонн мороженого и замороженных фруктовых десертов. Подавляющее большинство этого объема – 98% – производится предприятиями, расположенными на территории Российской Федерации. Ввозится в страну около 10 тыс. тонн мороженого, в основном премиум-класса, по цене в несколько раз выше отечественного. Эта продукция хорошо дополняет ассортимент российских предприятий, которые в основном выпускают продукцию недорогую.

 

2В свое время, по поручению Министерства сельского хозяйства РФ, мы изучали мнение руководителей предприятий о том, надо ли закрыть наш рынок для импорта. Многие отметили, что это не имеет никакого смысла, поскольку объем импортной продукции находится в пределах статистической погрешности, а часть покупателей лишится привычной им продукции. Так что проблемы импортозамещения мороженого как таковой не существует.

 

Однако не все так просто. Дело в том, что производство мороженого очень зависимо от поставок сырья, ингредиентов, технологического и торгового холодильного оборудования, специального автотранспорта. И в этом отношении проблема импортозамещения очень остра. Для производства мороженого ежегодно закупается более 60 тыс. тонн натурального молока, 45 тыс. тонн сухого молока, столько же сгущенного, 40 тыс. тонн сливочного масла, 45 тыс. тонн сахара, 30 тыс. тонн фруктовых наполнителей и пищевых добавок, а также сливки, сыворотка, мука, растительные масла и т.д. Поэтому, думаю, будет уместным привести имеющиеся данные по рейтингу импортозависимости продуктов в России.

 

Больше всего нам не хватает замороженных овощей – 76%, пищевых ингредиентов – 74%, сливочного масла – 31%, сухого молока – 28%. Таким образом, третья часть наиболее важных молочных продуктов закупается за рубежом, а еще больше пищевых ингредиентов. В прежние годы основными импортерами молочных продуктов являлись Белоруссия, Финляндия, Эстония, Польша, Латвия, Литва, Бельгия. С введением санкций и ограничений круг этих поставщиков резко сократился, а с учетом того, что заметного роста производства отечественного молока не наблюдается, значительно выросла стоимость сливочного масла и сухого молока. В свою очередь, это привело к тому, что и цена на мороженое тоже выросла – в 2014 году на 25%. Таким образом, важнейшим условием для стабильной работы отрасли является доступность молочного сырья как по объемам, так и по стоимости.

 

3В условиях быстро меняющейся ситуации на рынке Союзу мороженщиков России приходится оперативно реагировать, чтобы поддержать предприятия. К примеру, в августе прошлого года был запрещен ввоз в Россию ряда продуктов, в результате чего возникла угроза нехватки большой группы пищевых продуктов для производства мороженого, в частности, безлактозного молока, фруктов, орехов, вкусоароматических добавок, пищевых добавок и волокон, стабилизаторов и эмульгаторов. Поддержав инициативу крупнейших предприятий отрасли, наш Союз направил обращение с просьбой внести необходимые изменения в принятое постановление Правительства. В результате скоординированных действий с другими союзами и ассоциациями такое решение было принято, что позволило снять ограничения, касающиеся нашей отрасли.

 

Несмотря на имеющиеся трудности, производители мороженого не снижают объемы производства. В прошлом году было выпущено 378 тыс. тонн, что на 1,5% больше, чем в предыдущем. Покупатели могут не беспокоиться, мороженого и впредь будет в достатке. Убедиться в этом можно на Празднике мороженого в Мос­ковском парке «Сокольники» 30-31 мая, где ведущие производители мороженого – «Инмарко», «Баскин Роббинс», Кореновский молочно-консервный комбинат, Богородский хладокомбинат и другие предприятия в изобилии представят свою продукцию.