социальные миссии

Наталия Зверева: Безусловно, социальные предприниматели являются патриотами и в меру сил решают трудные вопросы своей страны и малой родины

1

 

Фонд «Наше будущее» оказывает поддержку социальным предпринимателям. О том, как социальное предпринимательство и социально ответственный бизнес развиваются в России, какие проекты поддерживает фонд, и насколько такой бизнес интересен молодежи, рассказывает директор Фонда региональных и социальных программ «Наше будущее» Наталия Зверева.

 

– С чем связано ваше решение перейти в «Лукойл» и возглавить Фонд «Наше будущее»?

– В 2007 году Вагит Юсуфович Алекперов, с которым я раньше работала в УРАЛСИБе, предложил мне возглавить создаваемый им из личных средств фонд. Ему оказалась близка тема социального предпринимательства. Я в то время работала в банковской сфере – строила различные системы учета: финансов, внутреннего контроля, систему управления рисками. Долгих раздумий не было, так как предложение меня заинтересовало, но было вполне понятное волнение – дело все-таки незнакомое. Поставленная задача была новаторской, сложной и благородной одновременно. Важную роль сыграл и масштаб личности человека, оказавшего мне большое доверие.

 

– Ваши прогнозы на развитие социального предпринимательства и социальной ответственности бизнеса в России?
– Мои прогнозы самые оптимистичные. Семь лет назад понятие «социальное предпринимательство» в нашей стране было всего лишь экзотическим термином из лексикона узкого круга «продвинутых» экономистов и бизнесменов. Сегодня это проверенная временем практика, которая находится под пристальным вниманием первых лиц государства. Она хорошо воспринята обществом и получает все возрастающую поддержку крупного бизнеса России. Развитию социального предпринимательства содействуют «Лукойл», СУЭК, РУСАЛ, «Металлоинвест», «Норникель», «Северсталь», УРАЛСИБ, другие крупнейшие компании. Ближайшее будущее – законодательное закрепление понятия «социальное предпринимательство», создание профессионального сообщества, развитие государственно-частного партнерства и секторального франчайзинга, расширение рынка социального инвестирования, ощутимое смягчение остроты социальных проблем.

 

– Есть ли у вас сегодня любимый социальный проект, к которому вы «неровно дышите»?

2– Выбрать любимый проект довольно сложно. Все 108 проектов, поддержанные Фондом «Наше будущее», любимые. Но могу рассказать об одном из них. 17 июня я посетила в Санкт-Петербурге негосударственный социальный гериатрический центр «Опека». Это сеть пансионатов для пожилых людей, услугами которых к настоящему времени воспользовались более 1000 человек. Сегодня для России, как и для многих других стран в мире, проекты, подобные «Опеке», очень важны. Проблемы ухода за пожилыми людьми, вопросы включения старшего поколения в активную социальную жизнь становятся все острее и ощутимее. Для обозначения этой ниши появилось даже отдельное понятие – «серебряная экономика». Очень важно, что создатели «Опеки» уделяют так много внимания пожилым, предоставляя им не просто качественные, но и доступные услуги.

 

– Насколько интересна тема социального предпринимательства для молодежи?

– Уверена, что наша тема очень интересна для молодых граждан России. Об этом свидетельствует активное участие молодежи во всех образовательных программах и конкурсах, проводимых нашим Фондом и другими заинтересованными организациями. Согласно проведенным в 2013 году опросам исследовательской группы ЦИРКОН, практически каждый пятый социальный предприниматель находится в возрастной группе до 30 лет. Для этих людей решение социальной проблемы является приоритетным мотивом. Большинство опрошенных уверены: организуя социальное предприятие, следует в первую очередь думать о том, как наилучшим образом решить социальную проблему, ради которой оно создается, и только потом – о коммерческой составляющей проекта. Упрек, что молодые люди думают только о деньгах, – надуманный и несправедливый. Их мысли и чаяния, даже в наше циничное время, чище и благородней, чем принято думать.

 

– Социологи отмечают, что в настоящее время семь из десяти российских студентов стремятся уехать в Европу, Америку и т.д. Как вы считаете, может ли социальное предпринимательство содействовать возрождению патриотизма?

– Трудно ответить на этот вопрос… Левада-Центр провел в мае 2014 года специальный опрос. Согласно полученным данным, число желающих навсегда уехать из России имеет тенденцию к существенному снижению. Среди опрошенных оно составляло в то время 17%, а среди людей до 24 лет – 22%. Думаю, что укреплению национального духа способствуют не только победы на Олимпийских играх или на чемпионате мира по хоккею, успехи дипломатии и запуски космических кораблей, но и решение насущных проблем общества, а тут без участия социального бизнеса не обойтись. Безусловно, социальные предприниматели являются патриотами и в меру сил решают трудные вопросы своей страны и малой родины.

 

Справка

Фонд региональных и социальных программ «Наше будущее» был создан в 2007 году по инициативе российского бизнесмена Вагита Алекперова с целью развития социального предпринимательства в России.

 

Фонд ведет активную работу по поиску наиболее перспективных инновационных идей и проектов, их эффективной реализации на практике, а также адаптации западных технологий социального предпринимательства к российским условиям.

 

За шесть лет работы фонд поддержал 108 проектов в сфере социального предпринимательства из 45 регионов на общую сумму 231,25 млн рублей.
В число партнеров фонда входят Агентство стратегических инициатив, Министерство экономического развития РФ, Российский микрофинансовый центр, «ОПОРА РОССИИ», МГУ им. М.В. Ломоносова, корпорация «УРАЛСИБ» и многие другие.

 

Директор фонда – Наталия Зверева.

 

– Также из последних трендов – социальная форма инвестирования – Impact Investing. «Наше будущее» является первой российской компанией, вошедшей в Global Impact Investing Network. В мировой практике наибольшую устойчивость показали именно акционерные формы владения, например, Divine Chocolate, где 45% акций принадлежат 17 тыс. фермерам из Ганы. Впоследствии такие формы бизнеса ведут к созданию социальных бирж, как в Сингапуре. Насколько возможно именно такое развитие социального предпринимательства в России?

3– В настоящее время использование Impact Investing, или инвестиций в социальный эффект, является заметным мировым и российским трендом. Сегодня социальными принято называть такие инвестиции, которые наряду с извлечением прибыли направлены на достижение существенного социального результата. Действительно, Фонд «Наше будущее» – первая российская организация, которая вошла в глобальную сеть «GIIN» и представляет в ней не только нашу страну, но и все страны Восточной Европы. Сингапурская биржа Impact Investment Exchange Asia (IIX) является первой полноценной финансовой площадкой, ориентированной на социальные предприятия. Это принципиально новое явление. Как скоро оно получит свое развитие в России, пока сказать трудно.

 

Вселяет оптимизм то, что социальное предпринимательство в России за неполные семь лет прошло путь, на который в других странах уходили десятилетия. Правда, нам было легче, поскольку мы смогли воспользоваться опытом зарубежных коллег. Заимствованные нами практики благополучно прижились на российской почве. Все известные мне отечественные социальные предприниматели – люди весьма одаренные и талантливые. Ждать от них открытий и прорывов, нестандартных решений, примеров для других стран осталось недолго.

 

– Думали ли вы сами когда-нибудь стать социальным предпринимателем?

– Я, скорее, технолог и не могла бы заняться социальным бизнесом самостоятельно. Миссия нашего Фонда и цель моей деятельности – помощь обществу и государству в проведении позитивных социальных изменений, обеспечение поддержки социального бизнеса по всей стране. Социальное предпринимательство – это не просто работа. Оно сначала явилось для меня и всей нашей команды открытием, а вскоре стало настоящим призванием и делом жизни.