ММСО. Форум «Город образования»

Молодые печатники на рынке труда нарасхват

1

 

Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова в этом году отметил свое 85-летие. О его истории, сегодняшних достижениях и планах на будущее рассказывает директор колледжа, кандидат педагогических наук Ирина Степанян.

 

– С какими достижениями МИПК подошел к юбилею?

– Главное наше достижение – это почти 50 тысяч выпускников. Многие из них всю жизнь работают в полиграфической отрасли. Конечно, мы гордимся тем, что числимся среди лучших учебных заведений среднего профессионального образования. Мы уже семь лет попадаем в сотню лучших средних специальных учебных заведений России, получаем вымпелы, грамоты и медали, что является высокой оценкой качества образования, которое мы даем нашим выпускникам. Мы получили грант мэра Москвы, поскольку среди московских колледжей мы в десятке лучших. Среди колледжей, которые выпускают собственную литературу, мы, наверное, передовики, потому что серьезно этим занимаемся – у нас есть свое издательство, и мы не боимся писать методические пособия. Мы являемся членами двух международных организаций – это European Graphic/Media Industry Network (EGIN), в которую входят директора колледжей нашего профиля и руководители нашей отрасли. Вторая организация – это Международный конгресс высших и средних учебных заведений, в которую входят 114 стран. Пытаемся перенять все новое и интересное, использовать иностранный опыт, соединяя традиционные формы обучения с современными программами, которые разработаны в европейских странах.

 

– Видимо, у вас хорошо налажены международные связи?

2– Принимаем гостей, проводим международные конкурсы профессионального мастерства, выезжаем сами, приглашаем коллег, учим студентов за рубежом. К нам на конкурсы мастерства приезжают иностранные студенты. Например, студент из Бельгии у нас писал дипломную работу, а мы выезжали в Финляндию и давали там мастер-класс. Наша студентка заняла первое место по графическому дизайну в России на WorldSkills Russia, а в EuroSkills заняла 10-е место. Мы сами делаем газету, проводим третий год День юной прессы – приглашаем студенческие газеты из других учебных заведений, чтобы оценить их уровень на фоне нашего и, если надо, помочь. В этом нас поддерживает Департамент СМИ и рекламы Москвы. Второй год мы выпускаем «ПринтМедиаКолледж» – международную газету студенческих заметок, статей из разных стран. Делаем эту газету на русском и английском. Так что у нас международное сотрудничество неплохо отлажено.

 

– Вы возглавили колледж в самом начале 2000-х годов, когда в основном котировались высшие учебные заведения, а средние специальные игнорировали и выпускники школ, и родители. Наверное, это затронуло и ваш колледж?

 

– Наша ситуация немного отличалась от общего положения, поскольку в 90-е и 2000-е годы полиграфия была на подъеме. Тогда приобреталось много импортного оборудования, массово развивалось издательское дело, а людей не хватало катастрофически. Поэтому в университет печати был высокий конкурс – 8 человек на место, принимали выпускников школ как на бюджетные, так и на коммерческие места. Но когда я пришла сюда, учебное заведение было в очень сложном финансовом положении. Оборудование было устаревшим или неработающим – прежде чем попасть к нам, оно уже отслужило на предприятиях. Но мы поставили задачу по-другому, мы решили приобретать новое оборудование. При трудном финансовом положении мы справились. Фирмы, продающие полиграфическое оборудование, нас очень поддерживали. Мы получали оборудование в долг, с рассрочкой. Задача была – готовить современных полиграфис­тов. Поэтому мы приобрели оборудование мирового уровня – немецкое, чешское, потом стали обрастать цепочками допечатного и послепечатного производства, чтобы у учеников было представление о полном цикле типографии.

 

– Как вам удается привлекать выпускников школ в ваш колледж?

3– Мы много работаем над тем, чтобы о нас было известно, чтобы все наши выпускники нашли достойное место работы, причем чтобы у них был выбор. Поэтому даже в этом году у нас не было проблемы с абитуриентами. Мы выполнили план приема учащихся после 9 классов и еще дополнительно приняли на платной основе большое число студентов. Но прием в группы после 11 класса осуществили с трудом.

 

– Это тенденция последних нескольких лет?

– Да. В этом, да и в прошлом году вузы, стараясь заполнить пустующие места, подобрали всех. Поэтому тот, кто сначала решил поступать в колледж, уже пришел к нам, а тех, кто не прошел по конкурсу в вуз, было совсем немного. У нас недавно прошла биржа труда. На ней присутствовали множество предприятий, которые ищут наших выпускников и хотели бы принять их на работу. Я рассказала работодателям, что число выпускников колледжа уменьшается и, вероятно, будет еще уменьшаться, поскольку нам более чем в два раза срезали контрольные цифры приема на бюджет. В этом году приняли 86 человек на обучение на коммерческой основе, а бюджетных – 134.

 

– Что нового внедряется в процесс подготовки квалифицированных специалистов?

– Учебный процесс у нас организован на самом современном уровне по любой из специальностей, которые есть в колледже. Мы нацелены на подготовку практико-ориентированного специалиста, готового работать с первого дня, как только он пришел на производство. Для этого учебный план и построен так, что большая часть часов отведена практическим занятиям. Чтобы понимать, каким путем идти, как вносить изменения в учебный процесс, какие новые тенденции есть на производстве или в издательствах, мы организовали тесное сотрудничество с предприятиями. Мы сами издаем учебную литературу по своим специальностям, и поэтому, когда мы пишем какое-либо учебное пособие, мы советуемся и с работодателями, и с ведущими специалистами в этой области.

 

Справка
5 мая 1929 года решением Малого Совета Народных Комиссаров РСФСР был организован Московский полиграфический техникум. В 1941 году произошло его объединение с Московским техникумом красочной печати. В 1948 году техникуму присвоено имя великого русского первопечатника Ивана Федорова. А в 1992 году техникум переименован в Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова.

 

С 2001 года колледжем руководит директор Ирина Владимировна Степанян. В последующие годы открыты новые специальности: «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Дизайн», «Реклама», «Производство изделий из бумаги и картона». Учредителем колледжа с 2012 года является Департамент образования Москвы.

 

– А как повышают свою квалификацию преподаватели МИПК?

4– Мы придаем большое значение и тому, чтобы преподаватели были все время в центре событий, которые происходят в отрасли. Для этого они участвуют в конференциях, семинарах, отраслевых круглых столах. Мы приглашаем специалистов из российских и зарубежных организаций, вузов, предприятий, производящих печатное оборудование.

 

– Где ваши студенты проходят производственную практику?

– Мы обычно подписываем около 300-400 договоров на практику. Прошли времена гигантских типографий, когда можно было целую группу обеспечить работой. Сегодня крупных типографий очень мало, а небольшие типографии и издательства берут на практику 1-2 человека. Исключением является типография «Пушкинская площадь», в которой численность работников более 800 человек. Там мы создали кафедру по подготовке механиков полиграфического оборудования и раз в неделю проводим занятия. Их ведет выпускник университета печати, кандидат наук, он же замдиректора типографии.

 

– А ваш колледж сам принимает заказы на печать?

– Да, у нас есть направление, которое позволяет не только учить, но и выпускать продукцию. Но мы берем небольшие заказы со стороны – не хотим связывать себя с крупными заказами, чтобы не отвлекаться от обучения.

 

– Что представляет собой сертификация квалификации студентов со стороны работодателей?

5– Мы опробовали это новшество еще два года назад. Изучали и отрабатывали процесс сертификации совместно с Межрегиональной ассоциацией полиграфистов. Мы понимали, что существует еще недоверие к качеству подготовки выпускников. Если есть диплом, то это не факт, что перед вами готовый работник. Чтобы убедить работодателей, мы ввели сертификацию специалистов. Она абсолютно добровольная, студент вправе не пойти на нее. Ребята готовят портфолио, включающее оценки за время практики на предприятиях, отвечают на теоретические вопросы и демонстрируют практические навыки.

 

– Возможно, что ваш опыт сертификации молодых специалистов распространится на другие колледжи России?

– Да. Мы уже подписали договор о сетевом взаимодействии с Рыбинским полиграфическим колледжем. Скоро я поеду в командировку в Самарский издательско-полиграфический техникум, там тоже работают в этом направлении.

 

– Каковы стратегические перспективы развития колледжа?

– Мы собираемся открыть при колледже школьные классы. Будем здесь готовить выпускников, которые смогут продолжить обучение в колледже. Но если захотят, смогут, сдав ЕГЭ, поступать куда сочтут нужным. Мы будем также участвовать в WorldSkills Russia. Сейчас ситуация такая, что наших выпускников меньше, чем рабочих мест, поэтому проблем с трудоустройством у них нет. Полиграфическое дело не зачахло. Наши специалисты остаются очень востребованными на рынке труда, и, значит, нашему колледжу жить и развиваться!