люди дела

Михаил Дашкиев: Любой успешный бизнесмен, работающий в соответствии с нормами нравственности, - социальный предприниматель

1

 

Организация «Бизнес Молодость» позиционирует себя как общество успешных предпринимателей. Во главе стоят молодые и амбициозные люди, готовые научить предпринимательской деятельности желающих.  Михаил Дашкиев – создатель БМ, выпускник Высшей школы экономики, рассуждает о российском предпринимательстве.   

 

– Насколько важна для предпринимателя самореализация личности?

– У Гурджиева есть такая фраза: «Есть сущность, а есть личность..» Личность — это то, что человек приобретает в социуме — воспитание, образование, социальный портрет. Сущность – то, кем он рождается. В результате наслоения личности на сущность человек становится именно таким, какой он есть. Люди разные, и к каждому нужно подходить определенным образом, в соответствии с его набором личностных качеств и предрасположенностей. Раньше мы и сами исходили из тезиса «я такой же, как все», и, не скрою, что в построении нашего бизнеса мы тоже ссылались на эту парадигму. Но потом мы поняли, что это неверно и ошибочно. Люди все разные, каждый человек индивидуален, и всех под одну гребенку стричь невозможно, как 2например, это сейчас делают в школе, когда всех детей хотят подвести под один стандарт. Мне кажется это неправильным. То же самое и в бизнесе. Всех предпринимателей натаскивать по одному шаблону, обучать одной модели бизнеса тоже нецелесообразно. Как раз отклонение от норм и штампов и приводит к успешным результатам. В нашем обществе бытует мнение, что предприниматель — птица гордая, которая не хочет работать на дядю, а люди в профессии — обычные рабочие лошадки. А ведь суть построения бизнеса или погружение в профессию одна и та же — это передача умений, мастерства. Предприниматели никогда не изучают одну определенную тему, как инженер, который углубляется только в одном направлении. Деловые люди должны знать о всех технологиях и процессах в бизнесе. Но они знают все на 30%. Они обязаны разбираться во всем: и в продажах, и бухгалтерии, и подборе персонала, но не так глубоко, как профессионал. Дилемма — идти в профессию или в предпринимательство — некорректна, потому что, уверен, если была бы такая возможность, все бы «ломанулись» в бизнес, так как многие убеждены что там теплее и больше кормят. Но это опасное заблуждение. Никто не дает гарантий, что ты останешься на рынке и не прогоришь. Быть предпринимателем и хорошо и плохо, но главное — это сложно.

 

Нужно самому вытаскивать информацию. Во многом проблема не в университетах и школах, а в самих людях – в лени, в апатии, нежелании учиться, в невежестве и зависти.

 

– Есть ли будущее у социального предпринимательства у нас в стране? И есть ли вообще у нас социальные предприниматели?

– Мне сложно оценить, кто в большей степени социален — тот, у кого на визитной карточке написано «социальное предпринимательство» и у него выручка в 500 тыс. рублей, или тот, кто занимается продажей, например, разносолов и имеет прибыль в 5 млн рублей и создает рабочие места, платит налоги и производит продукт. Мне не очень понятна позиция социального предпринимателя, который сидя, например, в деревне, идет на некие жертвы и развивается только в пределах своего региона, когда можно развиваться по всей территории нашей страны. Можно искать клиентов через Интернет, можно торговать в соседних регионах. Успешный предприниматель должен шире думать и постоянно искать увеличения прибыли и своих результатов. В первую очередь, нужно не жалеть себя, постоянно развиваться и ставить перед собой цели. Сначала помочь и поставить на ноги себя, потом своих близких, и тем самым государство получает социально активного человека, а не просто бизнесмена. Когда предприниматель помог родным людям, у него появляется желание помогать и остальным жителям. Я убежден, когда человек создал твердый тыл, когда решил проблемы своих близких, тогда у него повышается эффективность, тогда его социальные действия носят более масштабный характер.

 

– Могут ли сосуществовать предпринимательство, общественные проекты, благотворительность? Вкладываетесь ли вы в какие-либо социальные разработки?

3– Ошибочно думать, что у предпринимателя есть только одна единственная цель — самообогащение. Нет. В своем родном городе Чебоксары, я и многие другие местные бизнесмены собрали около двух миллионов рублей и на эти деньги построили и подарили городу детскую площадку. Ее построили в когда-то одном из лучших парков города, но увы запустевшем. А сейчас там опять очень много детей и взрослых. В этом же парке администрация нам выделила несколько помещений в заброшенном административном здании и мы, сделав ремонт и купив необходимое оборудование, открыли коворкинг, где молодые люди получают знания, которых не дают в вузах. Они имеют возможность развиваться и вместе работать, а самое главное — получить высокооплачиваемую работу, потому что ребятами уже заинтересовались крупные предприниматели Чебоксар и ближайших регионов. Еще в городе существует школа будущих профессий. Если разобраться, в высших учебных заведениях дают фундаментальные знания, но после окончания студенты еще не готовы работать, потому что у них мало практических знаний и навыков, которые нужны предпринимателям. Поэтому в этой школе существует серьезный отбор ребят, выпускников школ и университетов, которых потом обучают умениям, позволяющие стать незаменимым сотрудником. Кстати, многие выпускники школы потом становятся либо работниками у членов «Бизнес Молодости» либо сами открывают свое дело. Сейчас наша некоммерческая организация «Мега-цель», вокруг которой собрались предприниматели города Чебоксар и я в том числе, решили построить базу отдыха на Волге, и все это для улучшения качества жизни местных жителей. «Бизнес Молодость» тоже участвует в социальных проектах: мы помогаем некоторым детским домам, недавно собирали деньги на лечение спортсменки Марии Комиссаровой, которая во время тренировки получила серьезную травму. Но у нас не принято об этом говорить — главное делать, а не слова.

 

В первую очередь нужно научиться что-то делать хорошо. В первое время приходится просто пахать. Необходимо приобрести собственную культуру труда. Умение быть полезным – фундамент предпринимателя.

 

– Сейчас очень много открывается центров дополнительного образования, проводятся коучинги и тренинги, не связано ли это с тем, что в школах и институтах дают некачественное образование?

– Появление большого количества тренингов идет от информационного вакуума, который еще тянется со времен Советского Союза. В Америке или Западной Европе традиции ведения бизнеса не прекращались, а у нас они существуют только лет двадцать. Если посмотрим как у нас ведется бизнес, то ужаснемся. Никто ничего не знает, никто ничего не считает, никто ничем не управляет, а только говорят, что кризис и тяжело. Если дать обычному среднестатистическому жителю возможность открыть бизнес, я уверен, он столкнётся с огромными сложностями и в результате будет говорить, что бизнес — зло и ужас. Нужно менять сознание, обществу нужны как исполнители, так и люди которые могут генерировать идеи. Для этого необходимы знания, опыт, определенное мышление, и поэтому абсолютно логично, что создаются всевозможные курсы, коучинги, школы. Другой вопрос — все ли нужны и полезны? А что касается высшего образования, то это необходимая ступень в формировании личности. Когда мне задают вопрос, а нужно ли оканчивать вуз, я отвечаю — конечно, да! Я сам окончил Высшую школу экономики, магистратуру и понимаю, что из стен университета были вынесены не какие–то практические знания, а образ мышления, что немаловажно. Я научился думать, научился писать, читать, говорить. Здесь вопрос в другом, как сами люди умеют потреблять и использовать информацию. Некоторые мои однокурсники спали на лекциях, говорили, что неинтересно рассказывают, и жаловались, что им скучно. А я понимал что у меня есть только возможность работать с тем, что есть. Если тебя не развлекают, развлекай себя сам, нужно самому вытаскивать информацию. Во многом проблема не в самих университетах и школах, а в самих людях — в лени, в апатии, нежелании учиться, в невежестве и зависти.

 

– С чего нужно начинать и к чему стремиться? Есть ли формула – успешного предпринимательства?

– В первую очередь нужно научиться что-то делать хорошо. В первое время приходится просто пахать. Необходимо приобрести собственную культуру труда. Умение быть полезным — фундамент предпринимателя. Реально мало людей полезных, в большинстве люди — бесполезны, без многих можно обойтись. Они думают, сколько времени отработали и сколько за это получат, а не о том, какую пользу компании они принесли и какой результат от них. Нужно научиться отдавать, а не только брать. Предпринимательство для меня – это этап мастерства и умений, когда ты делаешь что-то настолько хорошо, что становишься незаменимым. Для меня индикатор успешности – деньги. Если у предпринимателя хороший доход, значит, он все правильно и эффективно делает. Наличие большой выручки – индикатор полезности не только для себя, но и для государства.