региональный аспект

Министр всех министров: Первому генеральному директору ВАЗа Виктору Полякову исполнилось 100 лет

1

 

3 марта 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения первого генерального директора Волжского автомобильного завода, талантливого инженера, государственного деятеля, великого гражданина своего Отечества Виктора Николаевича Полякова.  Пройдя путь от слесаря авторемонтного завода до министра автомобильной промышленности страны, фронтовик Виктор Николаевич Поляков знал цену человеку и труду. Вместе со своими соратниками он совершил настоящий трудовой подвиг, построив Волжский автомобильный завод за три с половиной года.  

 

Именно в Тольятти появился первый «народный» автомобиль. Здесь был построен большой современный город.

Но не только в этом заслуга Полякова. Сегодня можно говорить о школе Полякова. Волжский автомобильный стал лидером технического прогресса страны. Новые технологии, материалы, технические нормативы, новая система хозяйствования и планирования производства – все было впервые в стране и стало бесценным опытом, развивающим народное хозяйство Советского Союза по всему фронту, обеспечивая прорыв в международное пространство автомобилестроения.

 

2В Москве, в зале представительства Правительства Самарской области, по инициативе Региональной общественной организации «Самарское землячество» отметить юбилейную дату собрались ветераны Минавтопрома, АвтоВАЗа, бывшие партийные и государственные деятели, депутаты Государственной думы РФ, члены Правительства Самарской области, руководители автозавода.

 

Л.И. Калашников, депутат Госу­дарственной думы РФ:

– Для меня, тогда молодого, неоперившегося человека, все руководители на ВАЗе были примером для подражания. А Виктор Николаевич был идеалом. Я это говорю не потому, что сегодня юбилей. Это действительно было так. Я начинал в сборочно-кузовном производстве, где Виктор Николаевич уже был легендой. Здесь все было создано его руками, его волей, в том числе им были организованы и люди, которые меня окружали и тогда работали на ВАЗе. Поэтому для меня он был действительно примером. Конечно, мне трудно было предположить, что у меня что-то сбудется, но я прекрасно понимал, что если я буду действовать так, как эти люди, как Виктор Николаевич, у меня есть будущее.

 

3Я заглянул сегодня в Интернет и попытался получить информацию о Викторе Николаевиче и, к сожалению, она застыла после его смерти. А ведь это фигура такого масштаба! Он не заслуживает двух-трех страничек, которые сегодня присутствуют в Википедии. И наша задача – не дать забыть этого человека, не дать забыть его энергию, его волю к победе в работе над этим трудным проектом, его самоотверженный труд. Он прекрасно понимал, что он делает, в том числе и создавая коллектив людей, которые потом поднимали такой огромный город. Группой ветеранов, которые его помнят, это не должно ограничиться.

 

А.А. Ежевский, министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения  (1980-1988):
– Мне, наверное, посчастливилось больше всех вас. Я каждое утро прохожу мимо памятной доски В.Н. Полякову, расположенной на стене нашего дома. Таким образом, я с Виктором Николаевичем встречаюсь ежедневно: и утром, и вечером. Действи­тельно, Поляков внес крупнейший вклад в развитие всей экономики страны. Сегодня мы говорим о ВАЗе, но можно вспомнить и многое другое на его славном трудовом пути от рабочего, мастера, руководителя лаборатории, главного инженера до директора Московского автомобильного завода. Он – участник Великой Отечественной войны. Накануне 70-летия Победы мы должны вспомнить, дорогой Виктор Николаевич, что ты огромный вклад внес и в эту нашу Великую Победу. Москов­ский совнархоз – это крупнейшая промышленность страны! В него входили не только ЗИЛ и предприятия, выпускающие малолитражки, не только подшипниковые и станкостроительные заводы, но и огромное количество часовых и других заводов, и компрессоры, и «Динамо»… Председателем совнархоза выбрали Виктора Николаевича – ему доверяли, и он с достоинством руководил Москов­ским совнархозом. Это был страстный человек. Отдавался полностью работе, для него ничего не существовало, кроме нее.

 

5Я сформулировал, что такое жизнь. Крутишь педали – едешь. Прекратишь крутить педали – упадешь. Вот так и Виктор Николаевич – работать, работать, работать! Причем не просто работать, а смотреть вперед. Мы с Виктором Николаевичем вместе сформулировали: кто смотрит вперед, тот никогда не стареет ни душой, ни телом. Таланты не стареют, когда устремлены вперед.

 

Э.А. Калинин, первый заместитель министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР:

– Я помню, Виктор Николаевич пришел в кабинет, и мы встретились вчетвером. Был Иван Флегонтович Синицын (министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения ССССР, 1965-1980), Виктор Николаевич пришел,  Лесняк, первый зам, тоже фигура выдающаяся, и я среди них – только что назначенный желторотик. Мне что понравилось. Имея за плечами такую школу, этот человек заявил: «Вы меня, пожалуйста, научите министерской профессии». Причем это была не показная, а совершенно откровенная просьба. Действительно, в масштабах огромной автомобильной отрасли нужны были уже несколько иные качества. Надо было суммировать то, что получено, и выйти на чиновничий мир, на ЦК партии, Совет министров и т.д.

Он попросил, чтобы его научили!

 

В.И. Щербаков, профессор, академик РАЕН, первый заместитель премьер-министра (1991):

6– Одно из удивительных качеств этого человека – он умел слышать. Не просто слушать, как мы это делаем иногда, когда не слушаем, а лишь даем время высказаться собеседнику. Поляков же, с одной стороны, приучил всех, если есть что сказать, говорить за три минуты (а если нечего сказать, то и десять секунд тратить нечего), с другой стороны, он умел как-то ухватить новые идеи и не лез, как правило, в глубокие подробности. Он или верил тебе, или не верил, или доверял тебе дело, или не доверял. И вот то, что он не подменял твои решения своими, это, конечно, воспитывало очень высокую ответственность.

 

Е.С. Банецкий, ветеран Минавтопрома СССР, заместитель генерального директора Волжско-Камской ФПГ «АвтоВАЗ-КамАЗ»:

– Он умел подбирать кадры. Где и как, и каким нюхом – непонятно, но он находил людей. И самое главное – он терпеть не мог восхвалять, обманывать. Если только он замечал обман, на втором совещании этого человека уже не будет. Он учил говорить правду. И называть Полякова министром автомобильной промышленности – это неправильно. Он «министр всех министров». Он всех учил работать, пробивая через Госплан, через все министерства необходимые для дела ресурсы, добиваясь своей цели, решения поставленных задач. Это все было на глазах… Знаете, иногда я думал: «Откуда у него хватает столько энергии и памяти!». Ведь он никогда ничего не записывал. Все у него было в голове. Мне Бог дал работать с ним. Я горжусь этим. Поляков заслужил, чтобы его именем в Тольятти назвали одну из главных улиц. Он воспитал плеяду людей, на которых, между прочим, по сию минуту держится наша промышленность.

 

В.М. Правосуд, ветеран АвтоВАЗа, председатель профкома ВАЗа (1967-1974):

– Конечно, говорить о Викторе Николаевиче можно бесконечно. Но, пожалуй, самую лучшую правильную характеристику ему дал ныне покойный С.П. Поликарпов. Он сказал: «Это человек долга и чести». Безусловно, это был человек высокой культуры. Все знают его самое большое ругательство: «Вы – несерьезный человек».

 

7Н.Т. Сорокин, директор ФБГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт механизации и информатизации агрохимического обеспечения сельского хозяйства»:

– Я работал на вязниковском заводе –  это дальний пункт управления отраслью, триста километров, огромный завод – спутник КамАЗа. Собираюсь домой, вдруг звонок от Николая Васильевича Еськова: «Завтра у тебя будет министр, в десять часов, встречайте». Поляков приехал, посмотрел, все ему понравилось. Спустились в подвал. А там 164 рабочих места для сотрудников министерства.  Поляков: «А электростанция работает?»  Я говорю: «Да». Он: «Заведите». А я еще ночью  тренировался, чтобы она работала утром! (смеется).  Вот здесь говорят – три минуты на доклад. Нет! Он «сверлил» меня глазами и говорил: «У каждого генподрядчика и субподрядчика тридцать секунд. Заканчиваем в течение часа». Вот так мы работали.

 

Ю.А. Поляков, секретарь комитета комсомола МЗМА (1959):

– Я все время задаю себе вопрос, так же, как и тогда, когда работал с ним. Я всегда думал, что где-то не дотягиваю, что-то надо сделать лучше. Вот сейчас, все ли мы делаем, как завещал нам Виктор Николаевич? И все ли делают наши подчиненные, наши коллеги, чтобы наша промышленность развивалась, Родина процветала, и мы с вами жили в преуспевающей стране? Это было бы лучшей памятью Виктору Николаевичу.

8