машиностроение

МИГ: полет нормальный

1

 

В Москве состоялась церемония награждения победителей и лауреатов ежегодного конкурса «Авиастроитель года». Одним из безусловных лидеров конкурса стало АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ».

 

В этом году «МиГ» победил в номинации «За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)». Награда присвоена за корабельный истребитель МиГ-29К/КУБ, который за последние годы прошел путь от проекта до поставки в войска. Об этой победе, ее значимости для России, о настоящем и будущем «МиГа» – в нашей беседе с руководителем корпорации Сергеем Коротковым. 

 

– Сергей Сергеевич, вы совсем недавно, в 2011-м, возглавили РСК «МиГ», но с тех пор под вашим руководством корпорация выполнила обязательства по ряду ключевых экспортных контрактов на поставку истребителей МиГ-29К/КУБ, МиГ-29Б и МиГ-29СЭ. Удалось существенно увеличить серийный выпуск боевых самолетов марки «МиГ». Теперь вот новый рубеж: «МиГ» стал победителем конкурса «Авиастроитель года» в такой значимой номинации, как разработка авиационной техники. Иначе говоря, ваш проект истребителя корабельного базирования МиГ-29К/КУБ покорил сердца и умы профессионалов. Истребители для военно-морского флота – новое направление работы корпорации «МиГ». Можно рассказать подробнее о развитии этого проекта?
– Мы получили приз не просто за проект, а за воплощенную в жизнь передовую программу. Сегодня МиГ-29К и МиГ-29КУБ уже находятся в стадии серийного выпуска и эксплуатации в морской авиации ВМФ России и ВМС Индии.

Разрабатывая этот проект в начале 2000-х годов, «МиГ» ставил перед собой задачу создать качественно новый самолет, используя проверенные аэродинамические решения классического МиГ-29.

 

2В результате этот истребитель перешел из поколения «4» в поколение «4++», улучшив все основные характеристики и обретя новые возможности. Самолет стал многофункциональным. Он эффективно борется с воздушными, наземными и надводными целями. Кардинально обновилось вооружение. Более того, этот истребитель способен принять на борт без особых вмешательств в конструктивную часть и более современное оружие, которое сейчас только разрабатывается.
Еще одно существенное преимущество этого самолета – эксплуатационные характеристики. Стоимость эксплуатации МиГ-29К/КУБ гораздо ниже, чем у аналогов, а эффективность этого боевого комплекса существенно выше, чем на многих других видах истребителей.

Все эти достижения – прямая заслуга конструкторов корпорации «МиГ».

 

– И, тем не менее, так называемое «корабельное направление» – новинка для корпорации «МиГ». А традиционная ваша работа – самолеты для ВВС, т.е. истребители наземного базирования. Какие планы в отношении их?
– Создавая на базе МиГ-29К/КУБ истребители наземного базирования МиГ-29М/М2 и МиГ-35, мы следовали современным тенденциям развития боевой авиации. Раньше упор был на постройку специализированных самолетов. К примеру, истребитель-перехватчик МиГ-23 работал по воздуху, а МиГ-27 – по земле. Между тем, человек, далекий от авиации, порой их не различал.

 

Однако экономические реалии потребовали отказа от специализированных машин. Мир шел по пути строительства многофункциональных самолетов. Чтобы создать полноценный многофункциональный боевой комплекс, нужно было соединить вместе все возможности специализированных самолетов.

 

При этом от конструкторов требовалось продумать мельчайшие детали, учитывая требования как российских, так и зарубежных военных. А они стали очень привередливы. Если раньше зарубежные заказчики просто закупали авиационные комплексы, то теперь они стремятся участвовать в разработке, проектировании, изготовлении заказанных ими истребителей. Более того, инозаказчики требуют устанавливать на борт самолета системы, разрабатываемые в их государстве. Подобного рода интеграция потребует большой конструкторской работы.

Нам удается успешно решать все эти проблемы.

 

– Есть ли шанс, что ваша новейшая разработка МиГ-35 будет закупаться российским Министерством обороны, иными зарубежными партнерами вашей корпорации?

3– Конечно, нам бы хотелось, чтобы у нас появился подобный контракт. Мы выполняем все требования, предъявляемые Министерством обороны России к этому самолету. Надеюсь, что в скором времени такой договор будет заключен. Основания для этого все есть. Документы подготовлены и находятся на обсуждении руководства Министерства обороны и государства.

 

«Авиастроитель года» – Это престижное мероприятие всех российских авиаторов несет миссию развивать и поддерживать предприятия авиационной промышленности, их научно-технический потенциал и стимулировать производственников к новым научным и производственным достижениям.

 

Что касается экспертных перспектив, то они оптимистичны. Прежде всего, мы рассчитываем на нашего давнего партнера – Индию. С индийской стороной предварительные переговоры проведены. Есть шанс на подписание контракта.

 

Мы работаем и с другими странами, которые традиционно эксплуатируют самолеты марки «МиГ». А это – 68 государств. Одни только самолеты типа МиГ-29 приняты на вооружение 29-ти стран мира.

 

Ясно, что какой-то предел эксплуатации этих самолетов наступит, и потребуется их замена. С экономической точки зрения, целесообразно менять их на самолеты, которые являются прямым развитием МиГ-29, но относятся к совершенно новому поколению. Это – реальный путь снижения затрат на эксплуатацию, подготовку пилотов и технического состава. Кроме того, наши партнеры знают, что мы предлагаем к продаже только самое передовое и самое современное из того, что сегодня есть в мире. Это в полной мере относится к такому боевому авиационному комплексу, как МиГ-35.

 

– Как вы можете охарактеризовать сегодняшнюю финансово-экономическую ситуацию в корпорации?

4– Сегодня она принципиально иная, по сравнению с 2000-ми годами. С 2012 года мы являемся рентабельным по чистой прибыли предприятием. Это обусловлено решениями, которые были приняты несколько лет назад и которые позволили вывести предприятие в положительную рентабельность.

Чтобы снизить внутренние издержки, потребовались большие усилия всего коллектива. Исторически так сложилось, что РСК «МиГ» располагает большими производственными площадками, каждая из которых в свое время выпускала 200 – 250 самолетов в год. Такое количество сегодня никому не нужно. Но инфраструктура осталась, и ее надо модернизировать под реалии сегодняшнего дня.

 

С нами по единому плану работает нижегородский авиационный завод «Сокол», который участвует в программе МиГ-29. Это предприятие, исторически выпускавшее истребители микояновской фирмы, занимается ремонтом и модернизацией перехватчиков МиГ-31 в рамках государственного оборонного заказа.

 

– Насколько велик сегодня портфель заказов?

– Порядка 100 самолетов. Сегодня мы видим свое будущее на несколько ближайших лет и, одновременно, думаем об устойчивом развитии на период до 2025 года. Наша программа разрабатывается исходя из плановых документов Министерства обороны России и перспектив развития мирового рынка.

 

– А если говорить о выпуске продукции нового поколения?

– Мы не стоим на месте, отчетливо понимая направления, по которым развиваются в мире авиационные комплексы. «МиГ» не стоит на месте, хотя и не обо всем можно рассказывать. В частности, РСК «МиГ» ведет работы по беспилотной авиации.

 

Активно создаются тренажеры и учебные классы, которые востребованы на рынке. Стоимость летного часа резко возросла, и старые методики подготовки стали слишком затратными. Наши новые подходы позволяют создавать тренажеры, которые очень точно имитируют самолет в воздухе. На последних выставках мы демонстрируем наши тренажеры с 3D-визуализацией. Я других таких тренажеров в мире не знаю. На них успешно обучались индийские летчики МиГ-29К/КУБ перед полетами с авианосца «Викрамадитья».

 

Мы готовы выполнить любую разработку, опираясь на авиационно-технический задел нашего Инженерного центра имени Микояна, которому в этом году исполняется 75 лет.

В последние годы к нам пришли молодые инженеры, окончившие профильные вузы, такие как МАИ и МГТУ им. Баумана. С молодыми специалистами мы работаем практически со студенческой скамьи. А самое главное, мы сохранили школу Микояна, Гуревича, костяк коллектива. Это дает нам право с оптимизмом смотреть в будущее.

 

– В этом году особенно активизировалась тема импортозамещения. Вас как-то коснулась эта проблема?

– Некоторые компоненты наших самолетов по требованию заказчика выпускаются за рубежом, в том числе на Украине. Однако в России есть предприятия, которые готовы выпускать для нас эту продукцию. «МиГ» решал и не такие проблемы. Справимся и с этим вызовом.