Авиастроение

Задача: создать производство XXI века

1

 

Как и весь российский авиапром, «Объединенная двигателестроительная корпорация» в последние годы переживала не лучшие времена. Долги предприятий, входящих в ОДК, порой превышали их годовой доход. Для сохранения активов корпорации, самой ОДК как дееспособной структуры, ее вывода из кризиса потребовались серьезные усилия менеджмента. О том, как чувствует себя корпорация сегодня, в каком состоянии находятся ее активы и каковы планы холдинга на обозримое будущее, генеральный директор ОДК Владислав Масалов рассказал журналу «Столица Москва».

 

– ОДК создавалась с целью объединить российские предприятия двигателестроения в единую эффективную бизнес-структуру. Удалось этого добиться?
– Задачу объединения мы выполнили: у ОДК сегодня все значимые активы отрасли. Завершается акционирование ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», которое после проведения всех необходимых корпоративных процедур будет передано сначала Ростеху, а потом – в ОДК. Тем не менее, де-факто мы уже несколько лет работаем в тесной кооперации. Мы выстроили систему отношений, и главное – сохранили заводы, производственные мощности, а значит, нам удалось сохранить все компетенции по производству двигателей. Наши предприятия объединены по дивизионному принципу. У нас четыре дивизиона – «Двигатели для боевой авиации», «Двигатели для гражданской авиации», «Вертолетные двигатели», «Энергетические и промышленные программы». В каждом дивизионе есть головное предприятие, которое выполняет функцию системного интегратора. При этом политика продаж координируется на уровне ОДК, по четко продуктовому принципу. Не так давно мы утвердили стратегию развития холдинга до 2025 года. Этот документ определяет элементы, с упором на которые компания продолжит свое развитие в рамках вертикально интегрированной модели бизнеса. Мы будем реализовывать максимум возможностей в тех сегментах производства, где мы обладаем неоспоримыми преимуществами, – это разработка и создание двигателей для военной авиации, а также будем расширять свое участие на внешнем и внутреннем рынках гражданской продукции.

 

– Вам удалось выровнять финансово-экономическое положение отдельных компаний после их вхождения в ОДК?

2– Если брать консолидированные финансовые показатели, то почти все они имеют положительную динамику. Значительно выросла выручка, с 92,1 млрд руб. в 2009 году до 158,9 млрд руб., полученных в 2013-м году. Вдвое увеличился и выпуск двигателей. Если брать отдельные показатели предприятий – в 80% случаев они улучшаются. Растут как объемы реализации и чистая прибыль, так и показатели эффективности. Тем не менее, ряд наших заводов находится в сложном экономическом положении. Например, ОАО «НПО «Сатурн», где накопленный кредитный портфель не спасает даже большая производственная программа. Доход есть, но чистая прибыль отсутствует, потому что надо погашать кредиты.

 

«Задачу объединения мы выполнили: У ОДК сегодня все значимые активы отрасли»

 

– Что нужно, чтобы стабилизировать экономическое положение подобных «Сатурну» предприятий?

– В рамках нашей стратегии развития и поручения Госкорпорации «Ростех» мы разработали программу финансового оздоровления таких активов как ОАО «Кузнецов», ОАО «ММП им. В.В. Чернышева», ОАО «НПО «Сатурн». Доработана программа финансового оздоровления всего холдинга. Однако сейчас нам нужна помощь государства в реструктуризации долгов, поскольку мы должны инвестировать в техническое перевооружение предприятий для реализации перспективных проектов. Соответствующие работы ведутся практически во всех сегментах двигателестроения, что требует большого объема вложений. Общая потребность в финансировании мероприятий Стратегии составляет 338,9 млрд рублей, около 60% которых будут направлены на расширение текущих производственных мощностей и технологическое перево­оружение, а примерно 40% – на финансирование НИОКР. В настоящее время ОДК реализует 6 крупных НИОКР: три – в области военной авиации, и по одной – в сегментах двигателей для гражданской авиации, вертолетов и наземных газотурбинных установок.

 

– Какие проекты холдинга сегодня приоритетны?

– В гражданском двигателестроении – создание двигателя ПД-14. Это перспективный двигатель для самолета МС-21, разрабатываемого корпорацией «Иркут». Идет активная фаза опытно-конструкторских работ и по двигателю перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации. Главный исполнитель – филиал УМПО – ОКБ им. Люльки. ОАО «Климов» занимается разработкой вертолетных двигателей. Речь, прежде всего, о ВК-2500. Сейчас согласовывается техническое задание на двигатель перспективного скоростного вертолета. Начались работы над прототипом двигателя для ПАК ДА. Это авиационный комплекс дальней авиации. Все работы мы ведем в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности» и Государственной программы вооружений.

 

«Мы будем реализовывать максимум возможностей в тех сегментах производства, где обладаем неоспоримыми преимуществами».

 

– Если говорить о вкладе корпорации в выполнение государственной программы вооружений — каковы тенденции по выполнению гособоронзаказа в 2014 -2015 годах?

– Гособоронзаказ 2014 года выполнен в полном объеме – как по поставке новых двигателей, так и по проведению ремонта. В последние несколько лет объемы ГОЗ значительно увеличились. Если в прошлом году на оборонный заказ приходилось около 25% в общем объеме реализации, то сейчас эта доля стремится к 38-40%. Не только у нас, у многих предприятий ОПК сейчас увеличение гособоронзаказа является основным драйвером роста. Но этот процесс связан с идущей модернизацией Вооруженных Сил, которая не продлится вечно. Армию перевооружат, и соответствующие мероприятия уже не будут иметь столь мощного финансирования. Но реализация текущих программ модернизации, их финансирование как раз и дают нам некоторый временной лаг, позволяющий начать разработку новых программ, причем в разных сегментах – как военных, так и гражданских. Наша задача – пользуясь достаточно серьезным на сегодняшний день спросом со стороны Минобороны, приложить максимум усилий для того, чтобы в будущем заинтересовать заказчиков новыми продуктами.

 

– Каковы перспективы создания конкурентоспособного двигателя для гражданской авиации?

3– Опыт создания SaM-146 показывает, что мы в состоянии на равных участвовать в крупных международных проектах. Перспективный двигатель ПД-14 в полной мере соответствует международным требованиям, он находится на уровне самой современной продукции.

 

– Насколько ваш холдинг зависит от импортных комплектующих?

– Программу импортозамещения мы реализуем давно. Прежде всего, это касается вертолетных двигателей. Данная программа предполагает производство моторов на нескольких предприятиях, в первую очередь, на заводе «Климов». В 2014 году выпущена первая партия двигателей из отечественных комплектующих, а в 2015-м предполагаем наладить их серийный выпуск. Мы можем констатировать, что производство российских двигателей освоено, дальше стоит задача увеличения серийности производства. Полностью потребности заказчиков в вертолетных двигателях мы удовлетворим к 2017 году.

 

Благодаря выстроенной кадровой политике происходит заметное омоложение коллектива, более 25% работающих – это работники до 35 лет. Средний возраст составляет 43 года.

 

– У вас есть проблема с кадрами?

– Освоение новых продуктов и новых технологий коренным образом меняет кадровый состав корпорации. Благодаря выстроенной кадровой политике происходит заметное омоложение коллектива, более 25% работающих – это работники до 35 лет. Средний возраст составляет 43 года – это высокий показатель среди отраслей ОПК. В соответствии с Государственным планом подготовки научных сотрудников и специалистов для организаций ОПК ОДК плотно взаимодействует с вузами. Корпорация имеет 6 «опорных» вузов и 13 базовых кафедр, где осуществляется подготовка специалистов по ключевым направлениям. За счет этой работы удалось обеспечить предприятия постоянным притоком молодых специалистов инженерных специальностей. Количество студентов, принятых на работу по целевому набору, выросло за последние годы в 3 раза.

 

– Вы сотрудничаете с ведущими российскими НИИ в сфере создания инновационных продуктов?

– Совместно с ЦИАМ, ВИАМ и другими институтами ведутся опережающие исследования. Большой прорыв можно ожидать в части создания новых материалов, в том числе – композитов. Речь идет о композитных лопатках вентилятора, керамических лопатках в горячей части, современных покрытиях, композитах в мотогондолах.

 

– Какова перспектива развития ОДК?

– Холдинг планирует диверсифицировать портфель продуктов и услуг, расширив свое присутствие в сегменте двигателей для гражданской авиации. К 2025 году ОДК станет не только устойчиво прибыльной, но и будет обладать достаточными ресурсами для инновационной и инвестиционной деятельности.