социальные миссии

Дизайн как способ коммуникации

1

 

Мы живем в век информации. С каждым днем инфопотоки становятся все больше, и все сложнее донести важные новости и новые идеи. Поэтому сегодня, как никогда, важно уделять внимание тому, как информация оформлена. Эти задачи успешно решаются с помощью коммуникационного дизайна. О том, какую роль сегодня ДИЗАЙН играет в ОСУЩЕСТВЛЕНИИ коммуникации между обществом, бизнесом и государством, обсудил с редакцией журнала «Столица Москва» основатель дизайн-студии «KIRZHBAUM PROJECT» Александр Киржбаум.

 

– Сейчас вопросу о понятной и всесторонне доступной коммуникации уделяется большое значение. Видите ли вы, как специалист в этой сфере, какие-либо проблемы в том, как сегодня выстраивается процесс коммуникации в поле «государство — бизнес — широкая общественность»?

– Внимание, которое сегодня уделяется вопросам формы коммуникации, неслучайно. Об эффективности контакта с аудиторией сейчас говорят все и всюду. На мой взгляд, прежних средств и форм коммуникации стало уже недостаточно. Картинка или визуальный образ могут запомниться, но донесут ли они заложенное сообщение? Не исказится ли суть информации?
Коммуникационный дизайн, которым занимаемся мы, — это область, находящаяся на стыке вербального общения и графического оформления. Именно это позволяет всегда успешно находить такую форму подачи информации, чтобы ее услышали, поняли и запомнили. Коммуникационный дизайн – это не просто визуализация текста, как может показаться на первый взгляд, это вся реклама, PR, имиджевые коммуникации, иллюстрации и многое другое. Это все, что «упаковывает» продукт, в т.ч. информационный. Всегда много внимания уделяется смыслу слова, гораздо меньше – тому, как будет подано сообщение. А ведь благодаря визуализации снимаются многие барьеры восприятия. Отличный пример – сегмент B2В, где крупные коммерческие организации независимо от своего профиля сейчас активно занимаются брендингом, вырабатывают свой фирменный стиль. Они понимают, что благодаря дизайну послание станет законченным и дойдет до адресата.
В контексте нашей беседы интересно затронуть тему эффективности коммуникации между государством и широкой общественностью. Давайте попробуем ответить себе на достаточно простой вопрос: возникает ли в ряде случаев проблема недопонимания между участниками этого диалога? Мне лично видится, что да, такая проблема существует. И ее последствия я бы охарактеризовал фразой «все, что я не понимаю, я могу понимать как угодно». Результат неэффективной коммуникации – это рост недоверия, цинизма и даже недоброжелательности со стороны граждан. А дальше встает вопрос: можно ли этого избежать? И снова мой ответ будет положительным. Однозначно можно. Тем более успешные примеры есть: портал gosuslugi.ru, приложение «Активный гражданин» и многое другое. Но, несмотря на наличие тенденции, пока такие проекты скорее исключение. Но ведь коммуникационный дизайн можно эксплуатировать полномасштабно, задействуя его инструментарий на всех уровнях. Время длинных текстов, скучных схем и безликих сайтов прошло. Чтобы общаться эффективно, нужно меняться.

 

– Вы обозначили ряд проблем и задач, которые могут быть решены с помощью дизайна. А можете подробнее рассказать о каком-то проекте, который решил конкретную задачу конкретной организации?

2– Конечно. Из проектов, с которыми сотрудничала наша студия, например, портал «Открытого правительства» mos.gorod.ru – ресурс, где жители Москвы сообщают о какой-то проблеме и отслеживают ее решение. Перед нами стояла очень конкретная задача: подготовить годовую отчетность – визуализировать данные Правительства Москвы по реализованным проектам и внедренным улучшениям в столице. Было принято решение не писать многостраничных текстов (которые никому не интересно читать), а отразить всю информацию в форме, которая реально бы доносила сообщение до горожан. Итак, нам предоставили материалы, а мы, в свою очередь, привели их в порядок. Для этого мы переработали огромный массив данных и представили его в виде графиков, схем, иллюстраций. На выходе получился контент, который в доступной форме демонстрирует реальную работу Правительства. Его легко воспринимать, а значит, легко оценить и поделиться с другими.

 

Другой пример – это проект Московского городского университета управления Правительства Москвы, целью которого было обновление имиджа института. Проблема заключалась в том, что изначально МГУУ был достаточно элитарным: там учились дети чиновников и туда же направляли чиновников на переквалификацию. Университет поставил перед собой задачу стать более открытым, привлечь новых талантливых абитуриентов, за которых точно так же борются и другие вузы. А такие ребята – это уже поколение hi-tech, они выбирают современный интерфейс, инновационные подходы, т.е. во многом руководствуются визуальной составляющей. В результате мы модернизировали фирменный стиль университета, взглянули на него по-новому – с позиции нового поколения. Изначально логотип был очень консервативным и устаревшим, а фирменный стиль – чересчур строгим. Мы нашли выход! Мы создали «танграм» – так прозвали новый логотип – и сделали две его версии: монохромный для официальной документации и очень яркий для корпоративной продукции. Издания, брошюры, рекламную, сувенирную и подарочную продукцию расхватывают! Теперь материалы печатают с запасом. Но главное даже не это. Оценив дизайн-решения МГУУ и вдохновившись ими, один за другим стали совершенствовать свою коммуникацию департаменты Правительства Москвы. Я знаю, что ряд департаментов сегодня находится в процессе разработки своего уникального стиля, который потом будет использоваться в рекламных и информационных материалах, выделяя их из общей массы печатных носителей и документов. И такой отклик, действительно, лучшая оценка нашей работы.

 

– Какие перспективы развития дизайна в области коммуникаций вы видите для России? Можно ли ожидать или уже сейчас наблюдать какие-то положительные перемены?

– Отвечая на последний вопрос: да, позитивные тенденции налицо. Что же касается первого, то здесь надо постоянно помнить о роли коммуникации в процессе формирования общественного мнения, создания положительного имиджа организации (будь то государственная структура или коммерческая) и получения обратной связи. Никто не будет спорить, что это важные вопросы. Но пока, к сожалению, многие продолжают ссылаться на опыт предыдущих десятилетий. Но то, как это было раньше, уже не будет работать сейчас. Теперь недостаточно просто сформулировать мысль и набрать ее Times New Roman 12-м кеглем – ее необходимо привлекательно подать, оформить. Коммуникация должна не просто передавать важную для общества информацию, но и быть эмоциональной.

 

Сейчас мы движемся к тому, что в нашей стране это начинают понимать все. Правительство, коммерческие, благотворительные и спортивные организации, различные фонды помощи детям и больным людям, другие общественные учреждения – все они стремятся привлечь к себе максимум внимания, отпечататься в памяти. Если человек визуально запомнит сообщение, то с большей вероятностью он придет в донорский центр и поможет нуждающимся. Динамика есть и в сферах, где традиционно дизайну уделялось минимум внимания: авиация, энергетика, транспорт. Вы видели, как много в коммуникации теперь вкладывает Газпром? Или как визуально представлена каждая выставка МАКС?

 

Коммуникационный дизайн – это инструмент привлечения внимания и формирования мнения. Вспомним, например, агитационные плакаты времен Великой Отечественной войны, один из лучших примеров коммуникационного дизайна советского периода. Это как раз тот случай, где очень ярко выражена комбинация «сила слова — сила образа», и грамотное использование инструментария коммуникационного дизайна обеспечивает четкое попадание в цель. Люди всегда обращали внимание на то, что выделяется на общем фоне. Стоит добавить красок, как слова начинают не только выглядеть, но и звучать по-другому!

 

Меня искренне радует то, что и государство, и коммерческие, и общественные организации сегодня понимают опасность неоформленной коммуникации. И не зря, ведь такой подход может сыграть роковую роль. Информационные или сервисные ресурсы, которые непонятны или скучны для того, на кого они направлены, – это работа «в стол». Зачем далеко ходить, вспомните сами: когда вы заходите на какой-нибудь сайт, вам же достаточно минуты, чтобы понять, удобен ли ресурс, можете ли вы оперативно найти необходимый раздел?! Если нет, вы уйдете искать альтернативу. И, скорее всего, найдете. Но даже если «неудобный» ресурс является уникальным, масса негатива в его адрес гарантирована. Понимая это, все больше организаций создают новые отделы и дизайн-студии, которые занимаются графической составляющей информации. Наверное, это связано с тем, что к руководству приходят новые люди, более молодое поколение. Именно эти новые управленцы, новые чиновники, новые деятели чувствуют необходимость перемен. На всех уровнях.

 

В такой большой стране, как наша, особенно важно постоянно развивать систему коммуникаций, так как от нее зависит эффективное функционирование всего механизма в целом, имидж регионов и всего государства. Мы считаем дизайн хорошим решением. Как минимум в области оптимизации и доступности для каждого. Ведь и крупные, и маленькие компании, общественные организации, правительство – все стремятся быть понятными. А быть понятными – значит, быть востребованными. Поэтому я считаю, что сейчас дизайн приобретает статус новой формы взаимодействия с общественностью. Становится новым инструментом коммуникаций, который – и я верю в это – скоро станет по-настоящему авторитетным и влиятельным во всех сферах жизни.

 

Тел. 8 903 291 9659
E-mail: askme@kirzhbaum.com
www.kirzhbaum.com