образование

Дело первопечатника Ивана Федорова живет и развивается

1

 

В мае 2014 года Московский издательско-полиграфический колледж им. И. Федорова отпраздновал 85-летие со дня образования. Сегодня это современное учебное заведение, в котором студенты осваивают востребованные специальности.

 

Достижения МИПК

2Главное достижение колледжа – это почти 40 тысяч выпускников, многие из которых всю жизнь работают в полиграфической отрасли. Колледж уже семь лет попадает в сотню лучших средних специальных учебных заведений России, что является высокой оценкой качества получаемого здесь образования. МИПК также получил грант мэра Москвы, поскольку среди московских колледжей он находится в десятке лучших. Среди колледжей, которые выпускают собственную литературу, Московский издательско-полиграфический – один из передовиков, потому что руководство колледжа уделяет этому особое внимание. Колледж имеет собственное издательство, поэтому у его преподавателей нет трудностей с изданием своих методических пособий.

 

Московский издательско-полиграфический колледж является членом двух международных организаций: European Graphic/Media Industry Network (EGIN), в которую входят директора колледжей и руководители объединений работодателей издательско-полиграфической отрасли, и Международного конгресса высших и средних учебных заведений, объединяющего 114 стран. Это позволяет колледжу осваивать все передовые технологии в обучении, перенимать все новое и интересное, использовать иностранный опыт, соединяя традиционные формы обучения с современными программами, которые разработаны в европейских странах.

 

Международные связи

3Хорошо развиты связи МИПК с другими странами. В колледже проводятся международные конкурсы профессионального мастерства, студенты сами выезжают за границу, либо приглашаются иностранные преподаватели. Преподаватели МИПК также нередко проходят стажировки за рубежом. На конкурсы мастерства в колледж приезжают иностранные студенты. Например, студент из Бельгии писал дип­ломную работу, а студенты МИПК выезжали в Финляндию для участия в конкурсах. Студентка колледжа заняла первое место по графическому дизайну в России на WorldSkills Russia, а в EuroSkills она заняла 10-е место. В колледже студенты делают собственную газету и также организуют День юной прессы. На него приглашаются студенческие газеты из других учебных заведений, чтобы оценить их уровень и, если надо, помочь. Все это проводится при поддержке Департамента СМИ и рекламы Москвы. В колледже выпускается «ПринтМедиаКолледж» – международная газета студенческих заметок, статей из разных стран, которую издают на двух языках: на русском и английском.

 

Справка
5 мая 1929 года решением Совнаркома РСФСР был организован Мос­ковский полиграфический техникум. В 1941 году произошло его объединение с Московским техникумом красочной печати. В 1948 году техникуму присвоено имя великого русского первопечатника Ивана Федорова. А в 1992 году техникум переименован в Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова.

 

С 2001 года колледжем руководит директор Ирина Владимировна Степанян. Здесь открыты новые специальности: «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Дизайн», «Реклама», «Производство изделий из бумаги и картона».

 

Учредителем колледжа с 2012 года является Департамент образования Москвы.

 

Как удалось сохранить колледж

4Несмотря на то, что с 1990-х по 2000-е годы внимание правительства сместилось со средних специальных учебных заведений на вузы, колледжи полиграфии все же были на подъеме. Тогда в типографиях приобреталось много импортного оборудования, массово развивалось издательское дело, а людей не хватало катастрофически. Поэтому в колледж им. И. Федорова был высокий конкурс – до 6 человек на место, принимали выпускников школ как на бюджетные, так и на коммерческие места.
В 2001 году колледж был в очень сложном финансовом положении. Оборудование было устаревшим или неработающим – прежде чем попасть в колледж, оно уже отслужило на предприятиях. Ирина Владимировна Степанян, возглавив колледж, поставила задачу по-другому – решили приобретать новое оборудование. При трудном финансовом положении это было сложно сделать, но под руководством нового директора колледж справился с такой задачей. Фирмы, продающие полиграфическое оборудование, поддерживали колледж. Благодаря этому было получено оборудование в долг, с рассрочкой, мирового уровня – немецкое, чешское, японское, потом появились цепочки допечатного и послепечатного производства, чтобы у студентов было представление о полном цикле типографии.

 

Как привлечь абитуриентов

− Мы много работаем над тем, чтобы о нас было известно, чтобы все наши выпускники нашли достойное место работы и у них был бы выбор, – отмечает директор колледжа Ирина Степанян.

 

5Именно поэтому в колледже даже в этом году не было проблемы с абитуриентами. Был выполнен план приема учащихся после 9 класса, и еще дополнительно приняли на платной основе большое число студентов. Но прием в группы после 11 класса осуществили с трудом. Это вообще тенденция последних нескольких лет. В 2014 году, да и в 2013 году вузы, стараясь заполнить пустующие места, подобрали всех. Поэтому тот, кто сначала решил поступать в колледж, уже пришел в МИПК, а тех, кто не прошел по конкурсу в вуз, было совсем немного.

 

Руководство колледжа занимается и трудоустройством своих выпускников. Вот недавно, к примеру, здесь была организована выездная биржа труда.
− На ней присутствовало множество предприятий, которые ищут наших выпускников и хотели бы принять их на работу, – сообщает директор. Мы рассказали работодателям, что число выпускников колледжа уменьшается и, вероятно, будет еще уменьшаться, поскольку нам более чем в два раза срезали контрольные цифры приема на бюджетные места. В 2014 году мы приняли 86 человек на обучение на коммерческой основе, а бюджетных – 134.

 

Новое в подготовке специалистов

6Учебный процесс в Московском издательско-полиграфическом колледже организован на самом современном уровне по любой из специальностей, которые есть в колледже. Программа учебного заведения нацелена на подготовку практико-ориентированного специалиста, готового работать с первого дня, как только он пришел на производство. Для этого учебный план построен таким образом, что большая часть часов отведена практическим занятиям. Чтобы понимать, каким путем идти, как вносить изменения в учебный процесс, какие новые тенденции есть на производстве или в издательствах, было организовано тесное сотрудничество с предприятиями. Колледж сам издает учебную литературу по своим специальностям, и поэтому, когда преподаватели пишут какое-либо учебное пособие, у них есть возможность посоветоваться и с работодателями, и с ведущими специалистами в этой области.

 

В МИПК придают большое значение и тому, чтобы преподаватели были все время в курсе событий, которые происходят в отрасли. Для этого они участвуют в конференциях, семинарах, отраслевых круглых столах. Приглашаются специалисты из российских и зарубежных организаций, вузов, предприятий, производящих печатное оборудование.

 

Членство в двух международных организациях позволяет колледжу осваивать все передовые технологии в обучении, перенимать все новое и интересное, использовать иностранный опыт, соединяя традиционные формы обучения с современными программами, которые разработаны в европейских странах.

 

Как организована производственная практика

7В колледже заключают около 300-400 договоров на практику. Прошли времена гигантских типографий, когда можно было целую группу обеспечить работой. Сегодня крупных типографий очень мало, а небольшие типографии и издательства берут на практику 1-2 человек. Исключением является типография «Пушкинская площадь», в которой численность работников более 800 человек. Там существует кафедра по подготовке механиков полиграфического оборудования. Раз в неделю проводятся занятия. Их ведет выпускник университета печати, кандидат наук, он же замдиректора типографии. Уже несколько лет в МИПК проводится сертификация квалификации студентов, и проводят ее работодатели. Процесс сертификации был подготовлен совместно с Межрегиональной ассоциацией полиграфистов. Руководство колледжа понимает, что пока существует недоверие к качеству подготовки выпускников. Если есть диплом, то это не факт, что перед вами готовый работник. Чтобы убедить работодателей, и была введена сертификация специалистов. Она абсолютно добровольная, студент вправе не пойти на нее. Ребята готовят портфолио, включающее оценки за время практики на предприятиях, отвечают на теоретические вопросы и демонстрируют практические навыки.

 

Опыт сертификации молодых специалистов Московского издательско- полиграфического колледжа распространился и на другие колледжи России. Уже подписаны договоры о сетевом взаимодействии с Рыбинским полиграфическим колледжем, с Новосибирким государственным техникумом печати. В том же направлении работают и в Самарском издательско-полиграфическом техникуме.

 

Стратегические перспективы развития колледжа

8При Московском издательско-полиграфическом колледже собираются открыть школьные классы, выпускники которых смогут продолжить обучение в колледже. Но они вправе, сдав ЕГЭ, поступать куда сочтут нужным. Студенты МИПК будут также участвовать в WorldSkills Russia.

 

Сейчас ситуация такова, что выпускников меньше, чем рабочих мест, поэтому проблем с трудоустройством у них нет. Полиграфическое дело не зачахло. Специалисты остаются очень востребованными на рынке труда, и, значит, колледжу жить и развиваться!