Авиастроение

Гордость отечественного авиастроения

1

 

В конце октября 2014 года в Конгресс-центре Московского Центра международной торговли прошла церемония награждения победителей и лауреатов конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2013 года. Цель премии – поднять престиж профессии авиастроителей.

 

«За личный вклад в развитие авиационной промышленности» 

В этой номинации победителями стали Генрих Васильевич Новожилов  –  генеральный конструктор ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (1970-2006 гг.), дважды Герой Социалистического Труда, академик Российской академии наук, под руководством которого созданы такие самолеты, как Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114, и Демченко Олег Федорович – Старший вице-президент ОАО «ОАК», президент ОАО «Корпорация «Иркут», под руководством которого был создан самолет Як-130, а в настоящее время реализуется проект создания пассажирского самолета МС-21.

 

2Генрих Новожилов: «Обычно я говорю, что награда – это аванс на будущее. Но когда тебе приближается 89 лет, трудно давать авансы. Но я все равно постараюсь еще сделать так, чтобы наши самолеты совершенствовались. Если надо – значит, надо. Такой лозунг должен быть у авиастроителей».

 

В этом году на конкурс было представлено 137 работ. Выбрать лучшие было сложно, так как все кандидаты достойны награды.
И вот в торжественно оформленном зале собрались цвет и гордость отечественного авиастроения. Церемонию открыли заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Иванович Борисов и генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», председатель организационного комитета конкурса Борис Сергеевич Алешин.

 

«За подготовку нового поколения специалистов в авиастроительной отрасли среди вузов»

3Победитель: «Комплексная система на базе телекоммуникационных технологий для подготовки специалистов авиастроительной отрасли» – Московский авиационный институт (МАИ).

 

Проект выполнен в Ресурсном центре научных исследований и инновационных технологий МАИ (РЦ НИИТ МАИ), директором которого является Анатолий Качалин. По мнению комиссии, именно в МАИ сохранилась аура авиастроения, которая была заложена руководством много лет назад. И уже не одно поколение соблюдает традиции вуза.

 

Для вручения награды конкурса на сцену был приглашен ректор МАИ Анатолий Геращенко. Анатолий Николаевич отметил, что одной из важнейших задач, которая сегодня стоит перед вузом, является расширение границ взаимодействия. Приоритетной задачей для МАИ является работа над тем, чтобы университет упрочил свою нишу на международной арене и стал привлекательным для студентов других стран.

 

«За подготовку нового поколения специалистов в авиастроительной отрасли среди предприятий»

Победитель: «Инженерная школа В.Я. Климова – С.П. Изотова в развитии нового поколения специалистов авиастроительной отрасли» – ОАО «Климов».

 

В день церемонии, ОАО «Климов» отмечал свое 100- летие. И в тот же день в Санкт-Петербурге открылся новый завод по производству климовских двигателей.
ОАО «Климов» – старейшее предприятие – разработчик авиационных двигателей, в стенах которого сформировалась уникальная конструкторская школа. Высокий научно-исследовательский и производственный потенциал позволяет компании разрабатывать современную технику, не уступающую зарубежным аналогам, и успешно решать перспективные задачи. Авиационный учебный центр ОАО «Климов» обеспечивает подготовку и повышение квалификации российских и иностранных специалистов по конструкции, обслуживанию, эксплуатации и регулированию силовых установок с турбовальными двигателями ТВ2-117, ТВ3-117 и ВК-2500, а также эксплуатации контрольно-проверочной аппаратуры КПА-78-1.

 

«За создание нового образца»

Победитель: «Малогабаритный защищенный бортовой накопитель полетной информации (МЗБН), соответствующий нормам TSO C 124b» – ОАО «Авиаавтоматика им. В.В. Тарасова».

 

Этот накопитель еще называют «черный ящик», который запоминает все детали полета. «Авиаавтоматика» – один из первых в России разработчиков темы бортовых твердотельных накопителей. «Микоян», «Яковлев», «Туполев», «Антонов», «Сухой» – самолеты этих и многих других фирм оснащаются изделиями завода им. Тарасова. К слову, он еще и лидер в области создания теплозащитных смесей. Это материалы, способные сохранить электронную память воздушного судна даже в доменной печи.

 

«За создание новой научной модели физического явления или технологического процесса»

Победитель: «Программно-математическое обеспечение и расчеты по определению положения РУС самолетов МиГ-29К/КУБ для обеспечения безопасного взлета с трамплина» – ОАО «РСК «МиГ»

 

«За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)»

4«Многофункциональный истребитель корабельного базирования МиГ-29К/КУБ» – ОАО «РСК «МиГ»

Опытное конструкторское бюро Микояна и Гуревича (МиГ) было создано в самом конце 30-х годов прошлого века, когда советским военно-воздушным силам потребовались истребители со скоростями не менее 600 км/ч, с большим практическим потолком и мощным вооружением.
Роль фирмы «МиГ» как создателя боевых самолетов признана всеми. Гораздо менее известно, что конструкторы микояновского КБ стали родоначальниками ряда новых направлений проектирования летательных аппаратов. Речь идет о крылатых ракетах наземного, морского и воздушного базирования, а также о воздушно-космических системах. В последние годы конструкторы и весь коллектив РСК «МиГ» совершили без преувеличения трудовой подвиг, в сложных финансово-экономических условиях разработав и развернув серийное производство целого ряда востребованных боевых самолетов.
Внедрение технологий, относящихся к пятому поколению истребителей, позволило спроектировать на основе МиГ-29К/КУБ боевой самолет МиГ-35. Он займет достойное место в ВВС России и укрепит позиции нашей страны на внешнем рынке.

 

Номинация «Лучший инновационный проект»

Победитель: «Разработка и внедрение уникального многофункционального стенда для испытаний скоростных вертолетов» – ФГУП «ЦАГИ».

 

По итогам 2013 года награды удостоена работа ученых института по созданию и внедрению уникального многофункционального стенда для испытаний скоростных вертолетов. Эта установка не имеет аналогов в России и за рубежом. Она предназначена для изучения аэродинамики, прочности, устойчивости и управляемости винтокрылых машин нового поколения.

 

«За вклад в разработку нормативной базы в авиации и авиастроении»

Победитель: «Разработка и актуализация нормативных документов национального и отраслевого уровней» – Соллогуб Валерий Николаевич (ФГУП «НИИСУ»).

 

«За успехи в создании систем и агрегатов для авиастроения»

«Разработка электромеханических приводов аэродинамических поверхностей, взлетно-посадочных и вспомогательных устройств с элементами системы электроснабжения и управления, обеспечивающих создание нового поколения комплексной системы управления воздушным судном»  – Урсу Валентин Евгеньевич (ФГУП «НИИСУ»).

 

5«За создание новой технологии»

Победитель: «Технология изготовления панелей кессона киля и стабилизатора из полимерных композиционных материалов для самолета МС-21» – ОАО «ОНПП «Технология».

 

В рамках кооперации по созданию перспективного отечественного авиалайнера МС-21 (Як-242) предприятием была разработана уникальная для России технология изготовления деталей кессонов киля и стабилизатора из полимерных композитных материалов. Ее отличительной особенностью стало широкое внедрение автоматизированных операций. Изготовленная по этой методике крупногабаритная стрингерная панель была с успехом продемонстрирована и в рамках Парижской выставки «JEC Composites Show 2014».

 

«За успешное исполнение государственного (в т.ч. оборонного) заказа»

«Создание учебно-тренировочных комплексов (УТК) для подготовки авиационного персонала боевых частей ВВС» – ЗАО «ЦНТУ «Динамика».

 

Компания ЗАО «ЦНТУ «Динамика» заключила контракт на поставку двух комплексных тренажеров для подготовки экипажей вертолета Ми-171Ш.

Тренажеры создаются в рамках реализации целевой программы «Развитие высших военно-учебных заведений и учебных центров Министерства обороны Российской Федерации для обучения (подготовки) иностранных специалистов из состава экипажей и боевых расчетов, поставляемых на экспорт вооружения и военной техники (2012 — 2014 гг.)». Тренажеры предназначены для оснащения центров подготовки и переучивания летного состава, а также для эксплуатирующих организаций Министерства обороны РФ.

 

А вообще, за последние десять лет «Динамикой» выполнено свыше 70 проектов по созданию авиационных технических средств обучения (ТСО) для подготовки летных экипажей. Большая часть этих контрактов относится к гособоронзаказу.

7