культура

Вселенная по имени Рерих

1

 

Известно, что мир спасет красота. Но, к сожалению, это для многих жителей планеты всего лишь слова. Но жили на Земле люди, которые знали, что так и будет. И этими знаниями делились со всеми. Но не все смогли и захотели их услышать.

И эти люди посвятили всю жизнь Учению о Красоте, Доброте и Гармонии. И имя им – Рерихи…

 

В самом центре Москвы, в старинной усадьбе Лопухиных расположен Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов. Он мало напоминает другие художественные музеи и галереи. Его история и судьба столь же уникальны, сколь уникальна и необычна жизнь человека, именем которого он назван. Прогуливаясь по его залам, хочется сказать, что музей – космический. Слишком уж нереальными иногда кажутся картины и экспонаты.

 

Николай Константинович, Елена Ивановна, их сыновья – Юрий Николаевич и Святослав Николаевич. Рерихи. Все как один оставили свой неповторимый след в культурном пространстве планеты. Необычайная гармония этой великой семьи, представлявшей собой духовное и творческое единство, где каждый был незаменим, уникален, поражает и восхищает.

 

2Николай Константинович Рерих – великий русский художник, ученый, путешественник и общественный деятель. Он родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха. С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.
В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.

 

3В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Ей первой он показывал каж­дую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус.

 

Пакт Рериха

То, что в честь Рериха назвали одну из малых планет в Солнечной системе, – это естественно и справедливо. Ее открыли 15 октября 1969 г. астрономы Крымской астрофизической обсерватории Николай Степанович и Людмила Ивановна Черных. Зарегистрирована планета под номером 4426.

 

Вся жизнь Рериха – это непрерывное подвижническое служение на благо человечества. Создание философии космической реальности – Живой Этики, проведение грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции, открытие Гималайского института научных исследований «Урусвати», Пакт Рериха и Знамя Мира. Каждое из этих действий имело важнейшее историческое значение для дальнейшего эволюционного продвижения земного человечества. Роль Рерихов в этом процессе еще мало изучена, но с каждым годом ее понимание углубляется и начинает занимать все более значимое и достойное место в общественном сознании.

 

4Согласно Живой Этике, только Культура и неразрывно связанная с ней Красота создают ту высокую духовную энергетику, которая способствует космической эволюции человечества. Именно поэтому гибель Культуры есть гибель самого человечества. В ХХ веке разрушение Культуры приобрело общепланетарный характер. Идеи Н.К. Рериха о необходимости ее действенной защиты от разрушения и невежества воплотились в особом документе – Пакте Рериха, подписанном в 1935 году многими странами мира.

 

Рерих всерьез задумался о сохранении памятников культуры после экспедиции в 1903-1904 годах по древнерусским городам. После начала Первой мировой войны он обратился к правительству России и политическим деятелям ряда стран с обращением против варварских разрушений памятников культуры.

 

Осуждая войну и разрушение культурных ценностей, Николай Константинович написал немало литературных очерков, создал целый цикл пророческих картин, предсказывающих страшные последствия этой военной катастрофы. В 1915 году Николай Рерих обратился к российскому императору Николаю II, великому князю Николаю Николаевичу и к высокопоставленным политическим деятелям ряда стран с призывом обеспечить международно-правовую защиту культурных ценностей. Но осуществлению замыслов помешала Первая мировая война.

 

Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны.

 

5Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года представителями двадцати республик Южной Америки и США. Этот документ получил известность в международно-правовой практике как Пакт Рериха. Президент США Франклин Рузвельт в речи на церемонии подписания Пакта Рериха в Белом доме сказал: «В строгом соблюдении народами мира этого Пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов – сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте». Главная антивоенная идея Н.К.Рериха – «Мир через культуру» подразумевала не только сохранение сокровищ человеческого гения для будущих поколений, но и создание всеобщего обязательства, основанного на принципе неприкосновенности культурных ценностей, принадлежащих человечеству.
Вместе с Пактом Н.К. Рерих предложил отличительный флаг для идентификации объектов культуры, подлежащих охране – Знамя Мира: белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами. Элементы этого знака изображены на многих памятниках культуры народов мира. Его изображения встречаются на протяжении тысячелетий истории человечества. Н.К. Рерих писал о знаке Знамя Мира: «Одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Другим ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру». Предложенный Рерихом для идентификации объектов охраны отличительный флаг Знамя Мира стал неотъемлемой частью Пакта.

 

П6акт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. Однако под названием «Пакт Рериха» в более широком смысле подразумевается не только этот конкретный договор, но и весь проект по защите культурных ценностей, предложенный Н.К. Рерихом еще в 1929 году. Архивные документы свидетельствуют, что Пакт был задуман Н.К. Рерихом как международно-правовой акт универсального характера. Универсальность состоит в том, что в нем содержатся общие принципиальные положения об охране культурных ценностей, а также в том, что он мог быть воплощен посредством заключения как всемирного, так и регионального договоров. Универсален предмет регулирования Пакта: ценности и культурные институты, а также регламент применения, как в мирное время, так и в случае вооруженного конфликта. После окончания Второй мировой войны Комитет Пакта Рериха активизировал свою работу. Пакт по охране культурного достояния народов продолжал привлекать к себе новых сторонников и после кончины Н.К. Рериха. В 1948 году правительство Индии, возглавляемое Дж. Неру, приняло решение о присоединении к Пакту Рериха. Активная деятельность была развернута Итальянской ассоциацией Пакта Рериха. В 1950 году Нью-Йоркский комитет Пакта Рериха передал всю документацию по Пакту в ЮНЕСКО. Специальная комиссия ЮНЕСКО подготовила с учетом этих документов проект международной конвенции. 14 мая 1954 года конференция ООН и ЮНЕСКО в Гааге приняла международную «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». В настоящее время к конвенции присоединилось большинство государств, в том числе и Украина.

 

7Символ Пакта Рериха, Знамя Мира, несет в себе не только идею защиты Культуры, но и отражает эволюционный характер самой Культуры. Знамена Мира, международный знак эволюции, вывешены по всему миру там, где защищается Культура. «Будет время, когда Знамя Мира, Знамя Культуры, – писала Е.И. Рерих, – покроет весь мир».

 

6 мая 1989 года Знамя Мира, стартовав в Ленинграде, было впервые водружено известным путешественником Ф.Конюховым на Северном Полюсе Земли, а в феврале 1990 года поднято в космос на борт орбитальной станции «Мир». Эти события стали культурными вехами общепланетарной ответственности и солидарности людей во имя совершенствования жизни.

 

Принципы и положения Пакта Рериха сыграли важную роль в дальнейшем формировании международно-правовой системы в области охраны культурного наследия. Пакт стал основой «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», принятой Конференцией ООН в Гааге 14 мая 1954 года. В настоящее время к Гаагской Конвенции присоединились 123 страны (более шестидесяти процентов независимых стран). Однако ряд важнейших положений Пакта Рериха, в том числе принцип приоритета защиты культурного наследия перед военной необходимостью, в Конвенцию не включили, вопреки позиции целого ряда государств, в том числе СССР.

 

Жемчужиной музея является обширная коллекция гималайских этюдов, выполненных рукой Н.К. Рериха. Именно они составляют основу передвижных выставок, проходящих по России, ближнему и дальнему зарубежью.

 

Храм Культуры и Красоты

8Святослав Николаевич Рерих – художник, мыслитель и младший сын Николая Константиновича – поспособствовал созданию музея Рериха, но не просто музея, а общественного культурного центра. Он считал, что именно такой статус должен быть у храма культуры – не государственный, а общественный.

В коллекции музея находится бесценное культурное наследие Рерихов, переданное Святославом Николаевичем в 1990 году. Исключительное по богатству художественной, философской и научной мысли, оно несет в себе новое космическое мировоззрение, интерес к которому с каждым годом возрастает.
Центральное место в наследии Рерихов занимает философия космической реальности – Живая Этика, в которой раскрывается представление о тесной взаимосвязи человека и Космоса, содержатся знания, которые помогают понять особенности наступающего эволюционного этапа в развитии человечества.

 

Музейная экспозиция, разработанная генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха Людмилой Васильевной Шапошниковой, отражает ключевые этапы жизненного и творческого пути наших великих соотечественников и знакомит посетителей с их поистине подвижнической деятельностью. Именно ей, ученому и талантливому организатору, Святослав Николаевич Рерих доверил привезти на Родину уникальное наследие своих родителей и именно ее рекомендовал на пост руководителя музея, всячески поддерживая во всех начинаниях.

 

9Полотна Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, отображая космическое мироощущение, позволяют соприкоснуться с беспредельным и величественным миром Прекрасного. В них – в цвете и символах отображаются заложенные в Живой Этике философские идеи. Разнообразные реликвии, дары Духовного Учителя Рерихов, рукописные и художественные раритеты, книги и монографии из Мемориальной библиотеки Рерихов; личные вещи и предметы, сопровождавшие их в долгих странствиях; фотодокументы и коллекция старинной бронзы из индийской долины Кулу – все это и многое другое входит в экспозицию Музея имени Н.К. Рериха.

 

Жемчужиной музея является обширная коллекция гималайских этюдов, выполненных рукой Н.К. Рериха. Именно они составляют основу передвижных выставок, проходящих по России, ближнему и дальнему зарубежью. Это дает возможность соприкоснуться с удивительными полотнами Рерихов миллионам людей.
В этом году Пакту Рериха исполняется 80 лет. Посвященная этому событию выставка, организованная общественным Музеем им. Н.К. Рериха, открывается в Генеральной Ассамблее ООН. Очень хочется верить, что Россия, наконец, обратит внимание на этот важный для человечества документ, связанный с именем великого представителя российской культуры.