социальные миссии

Время социальной ответственности

1

 

Социальное предпринимательство – это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости.
Социальное предпринимательство сочетает в себе социальную направленность деятельности и предпринимательский подход, то есть находится как бы на стыке предпринимательства и благотворительности. Социальное предпринимательство – это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости.

 

Несмотря на важность задач, решаемых социальными предпринимателями, в России социальные предприниматели не имеют законодательно закрепленного статуса, а сам термин не определен в федеральном законодательстве. Ло-комотивом развития социального предпринимательства выступает Агентство стратегических инициатив, запустившее в 2012 году проект «Создание центров инновационной социальной сферы». По инициативе АСИ с 2013 года Минэкономразвития предоставляет субсидии на создание и обеспечение деятельности региональных ЦИСС (до 5 млн руб.). За эти годы удалось привлечь к реализации и поддержке проектов как региональную власть, так и бизнес-элиту в лице крупного и среднего бизнеса. В частности, к поддержке проекта ЦИСС в 2013 году подключились российские бизнес-структуры – «РУСАЛ», «Северсталь». Эти и другие крупные корпорации поддерживают и конкретные проекты социальных предпринимателей, и программы.

 

– Мы рады, что вместе с нами работают практически все деловые и общественные организации. В развитии социального предпринимательства сегодня заинтересовано и государство, и бизнес, и некоммерческие организации. Вопрос – координация их действий. Наши центры инноваций социальной сферы (ЦИСС) – это как раз площадки для такой координации. В конечном итоге вся наша работа направлена на решение одной задачи: повышение качества жизни россиян. Нужно сделать так, чтобы людям в стране жилось комфортно. Не только в Москве или крупных мегаполисах, а везде, во всех, даже самых отдаленных уголках России.

 

На данный момент у меня еще нет актуальной статистики по всем Центрам. Приведу показатели по нашему первому ЦИСС – пилотному проекту, запущенному в Омской области. На конец марта 2015 г., т.е. за 4 года работы, можно говорить о следующих показателях.

 

Справка
Владимир Борисович Яблонский родился в Москве в 1970 г. Окончил МИИТ по специальности «инженер-системотехник». Кандидат экономических наук. В 1993 г. создал Информационно-аналитический центр (ИАЦ) в Департаменте образования города Москвы – ведущую российскую площадку по реализации целевого проекта «Информационно-образовательное пространство региона». В 1997 г. за разработку и практическую реализацию этой площадки награжден Премией Президента РФ. Победитель конкурсов «Менеджер года – 2002» в номинациях «Наука и образование» и «Лидер образования», «Менеджер года – 2006» в номинации «Информационные технологии». С 2011 года возглавляет направление «Социальные проекты» АСИ.

 

Обучено:

  • 363 предпринимателя;
  • 54 человека как тренера по социальному предпринимательству.

 

Реализовано при поддержке ЦИСС – 278 социально-предпринимательских проектов (77% от прошедших обучение социальных предпринимателей).

В том числе:

  • 39 проектов в дошкольном образовании (частные детские сады, Центры развития ребенка);
  • 114 проектов (более 40% от общего количества) в дополнительном образовании (Центры досуга, творческие студии, семейные клубы, игровые площадки, центры с логопедическим и психологическим направлениями и др.)
  • 25 проектов в здравоохранении (Центры оздоровления детей, кабинет коррекции зрения, мобильная стоматологическая служба и др.). Сумма привлеченных денежных средств на поддержку проектов – 80 млн рублей, в т.ч. частных инвестиций 60 млн рублей – 75%

2В целом же, по нашим оценкам, сложившаяся на данный момент региональная экосистема развития создала условия для появления более 1000 социальных предпринимателей, среди которых порядка 50 человек люди с инвалидностью. В России самые распространенные проекты социального предпринимательства – в сфере дошкольного образования, развития детей, детского досуга. Многое удалось сделать, чтобы открыть данные сферы для необходимых изменений. Однако только бюджетной поддержки в обеспечении детей дошкольным образованием сегодня недостаточно. Президент неоднократно говорил о необходимости развития и негосударственного сектора. Это связано и с недостаточным бюджетным финансированием, и где-то с неполным качеством услуг. Современные требования растут, а госсектор часто за ними не успевает.

 

Набор задач у социальных предпринимателей в России достаточно широк, и он не изменится. Другое дело, что усилится роль социальных предпринимателей в решении таких задач, как проблемы инвалидов, помощь пожилым, работа с трудными подростками, безработица, поддержка образования, развитие культуры. Социальный бизнес готов и должен помогать государству в решении основных социальных задач.

 

Агентство видит свою задачу в значительном увеличении количества социальных предпринимателей, я бы сказал – в создании класса социальных предпринимателей, объединяющего представителей малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере.
Мы оцениваем существующие результаты очень позитивно и уверены в их развитии. Но, с точки зрения этой стратегической задачи, наличие региональных ресурсных центров развития социального предпринимательства является необходимым, но недостаточным условием.

 

Набор задач у социальных предпринимателей в России достаточно широк, и он не изменится. Другое дело, что усилится роль социальных предпринимателей в решении таких задач, как проблемы инвалидов, помощь пожилым, работа с трудными подростками, безработица, поддержка образования, развитие культуры. Социальный бизнес готов и должен помогать государству в решении основных социальных задач.

 

На сегодняшний день мы концентрируемся на вовлечении в экосистемы развития региональной власти, крупного бизнеса и объединении усилий всех стейкхолдеров для развития социального предпринимательства. Так, в самом начале апреля 2015 г. Агентство подписало соглашение о сотрудничестве с Правительством Воронежской области по совместной деятельности в целях развития социальной сферы, в том числе путем совместной поддержки проектов в сфере социального предпринимательства.

 

Следующая важная задача – законодательная. Существующие законы не учитывают специфику этого сектора, а предприниматели не готовы заниматься социальными проектами из-за большого числа барьеров. Необходимы изменения, направленные на совершенствование нормативных правовых условий для социальных предпринимателей. Важным прорывом в этом вопросе могло бы стать принятие поправок в Федеральный закон № 209 ( о малом и среднем бизнесе), позволяющих законодательно закрепить определение социального предпринимательства.

 

В конце мая Агентство совместно с Фондом социальных инвестиций запускает интересный проект – по подготовке руководителей акселерационной программы по социальному предпринимательству Fast Track. Кроме того, Агентство продолжит выступать организатором и партнером крупных мероприятий, направленных на освещение темы социального предпринимательства:

  • вручение Премии социальным предпринимателям «Импульс добра». У АСИ собственная номинация «За системный вклад в развитие». 21 мая Торжественная церемония награждения.
  • проведение 5-6 июня в Омске Форума социальных инноваций регионов (АСИ совместно с Правительством Омской области и Советом Федерации).