социальные миссии
Социальное предпринимательство – это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости. Несмотря на важность задач, решаемых социальными предпринимателями, в России социальные предприниматели не имеют законодательно закрепленного статуса, а сам термин не определен в федеральном законодательстве. Ло-комотивом развития социального предпринимательства выступает Агентство стратегических инициатив, запустившее в 2012 году проект «Создание центров инновационной социальной сферы». По инициативе АСИ с 2013 года Минэкономразвития предоставляет субсидии на создание и обеспечение деятельности региональных ЦИСС (до 5 млн руб.). За эти годы удалось привлечь к реализации и поддержке проектов как региональную власть, так и бизнес-элиту в лице крупного и среднего бизнеса. В частности, к поддержке проекта ЦИСС в 2013 году подключились российские бизнес-структуры – «РУСАЛ», «Северсталь». Эти и другие крупные корпорации поддерживают и конкретные проекты социальных предпринимателей, и программы. – Мы рады, что вместе с нами работают практически все деловые и общественные организации. В развитии социального предпринимательства сегодня заинтересовано и государство, и бизнес, и некоммерческие организации. Вопрос – координация их действий. Наши центры инноваций социальной сферы (ЦИСС) – это как раз площадки для такой координации. В конечном итоге вся наша работа направлена на решение одной задачи: повышение качества жизни россиян. Нужно сделать так, чтобы людям в стране жилось комфортно. Не только в Москве или крупных мегаполисах, а везде, во всех, даже самых отдаленных уголках России. На данный момент у меня еще нет актуальной статистики по всем Центрам. Приведу показатели по нашему первому ЦИСС – пилотному проекту, запущенному в Омской области. На конец марта 2015 г., т.е. за 4 года работы, можно говорить о следующих показателях. Справка Обучено: Реализовано при поддержке ЦИСС – 278 социально-предпринимательских проектов (77% от прошедших обучение социальных предпринимателей). В том числе: Набор задач у социальных предпринимателей в России достаточно широк, и он не изменится. Другое дело, что усилится роль социальных предпринимателей в решении таких задач, как проблемы инвалидов, помощь пожилым, работа с трудными подростками, безработица, поддержка образования, развитие культуры. Социальный бизнес готов и должен помогать государству в решении основных социальных задач. Агентство видит свою задачу в значительном увеличении количества социальных предпринимателей, я бы сказал – в создании класса социальных предпринимателей, объединяющего представителей малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере. Набор задач у социальных предпринимателей в России достаточно широк, и он не изменится. Другое дело, что усилится роль социальных предпринимателей в решении таких задач, как проблемы инвалидов, помощь пожилым, работа с трудными подростками, безработица, поддержка образования, развитие культуры. Социальный бизнес готов и должен помогать государству в решении основных социальных задач. На сегодняшний день мы концентрируемся на вовлечении в экосистемы развития региональной власти, крупного бизнеса и объединении усилий всех стейкхолдеров для развития социального предпринимательства. Так, в самом начале апреля 2015 г. Агентство подписало соглашение о сотрудничестве с Правительством Воронежской области по совместной деятельности в целях развития социальной сферы, в том числе путем совместной поддержки проектов в сфере социального предпринимательства. Следующая важная задача – законодательная. Существующие законы не учитывают специфику этого сектора, а предприниматели не готовы заниматься социальными проектами из-за большого числа барьеров. Необходимы изменения, направленные на совершенствование нормативных правовых условий для социальных предпринимателей. Важным прорывом в этом вопросе могло бы стать принятие поправок в Федеральный закон № 209 ( о малом и среднем бизнесе), позволяющих законодательно закрепить определение социального предпринимательства. В конце мая Агентство совместно с Фондом социальных инвестиций запускает интересный проект – по подготовке руководителей акселерационной программы по социальному предпринимательству Fast Track. Кроме того, Агентство продолжит выступать организатором и партнером крупных мероприятий, направленных на освещение темы социального предпринимательства:
Социальное предпринимательство сочетает в себе социальную направленность деятельности и предпринимательский подход, то есть находится как бы на стыке предпринимательства и благотворительности. Социальное предпринимательство – это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости.
Владимир Борисович Яблонский родился в Москве в 1970 г. Окончил МИИТ по специальности «инженер-системотехник». Кандидат экономических наук. В 1993 г. создал Информационно-аналитический центр (ИАЦ) в Департаменте образования города Москвы – ведущую российскую площадку по реализации целевого проекта «Информационно-образовательное пространство региона». В 1997 г. за разработку и практическую реализацию этой площадки награжден Премией Президента РФ. Победитель конкурсов «Менеджер года – 2002» в номинациях «Наука и образование» и «Лидер образования», «Менеджер года – 2006» в номинации «Информационные технологии». С 2011 года возглавляет направление «Социальные проекты» АСИ.
В целом же, по нашим оценкам, сложившаяся на данный момент региональная экосистема развития создала условия для появления более 1000 социальных предпринимателей, среди которых порядка 50 человек люди с инвалидностью. В России самые распространенные проекты социального предпринимательства – в сфере дошкольного образования, развития детей, детского досуга. Многое удалось сделать, чтобы открыть данные сферы для необходимых изменений. Однако только бюджетной поддержки в обеспечении детей дошкольным образованием сегодня недостаточно. Президент неоднократно говорил о необходимости развития и негосударственного сектора. Это связано и с недостаточным бюджетным финансированием, и где-то с неполным качеством услуг. Современные требования растут, а госсектор часто за ними не успевает.
Мы оцениваем существующие результаты очень позитивно и уверены в их развитии. Но, с точки зрения этой стратегической задачи, наличие региональных ресурсных центров развития социального предпринимательства является необходимым, но недостаточным условием.