ММСО. Форум «Город образования»

Вениамин Каганов: акценты смещаются в сторону содержательной части образования

1

 

О ходе реформы образования, о новых образовательных технологиях, введении стандартов, инклюзивном образовании и государственной поддержке вузов рассказывает заместитель министра образования России Вениамин Шаевич Каганов.

 

– Оцените, как проходит реформа образования? Какие направления выходят на первый план?

– Особенностью современного этапа модернизации российской образовательной системы является сохранение базовых принципов и норм, закрепленных действующим законодательством и оправдавших себя на практике, и в то же время закрепление на законодательном уровне ряда нововведений, которые направлены на повышение доступности и качества образования. К таким нововведениям относятся законодательное закрепление дошкольного образования как уровня общего образования и разработка в связи с этим ФГОС дошкольного образования, преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в соответствии с федеральным стандартом, законодательное регулирование организации и предоставления образования учащимся, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке.

 

Специфика современного этапа модернизации системы образования заключается также в том, что постепенно происходит смещение акцентов от управленческих, экономических, финансовых механизмов модернизации в сторону содержательной составляющей образования.

 

В этом году была разработана Концепция поддержки развития педагогического образования, основные идеи которой вошли в комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций, утвержденную весной этого года вице-премьером Ольгой Голодец. В этом учебном году стартовал двухлетний межрегиональный проект модернизации педобразования. При этом резко вырос и спрос на него. Одной из причин считают повышение зарплаты учителя до уровня средней по экономике региона, это записано в Законе и успешно выполняется.

 

В целом можно сказать, что реформа образования идет по намеченному плану. А на скептические замечания могу ответить, что любая реформа в сфере образования, как правило, проходит очень напряженно.

 

– Сейчас упор делается не на знания, а на компетенции, как вы считаете, не приведет ли это к снижению общего уровня школьного образования?

2– Благодаря современным технологиям знания стали гораздо более доступными. Поэтому цель системы образования должна в корне измениться: важно не просто давать знания, а научить ребенка самостоятельно находить и использовать информацию при решении практических задач. Согласитесь, знать и уметь использовать – далеко не одно и то же. Основная задача школы не в том, чтобы подготовить человека к сдаче конкретного экзамена, а в том, чтобы дать любому школьнику общее образование, воспитать из наших детей достойных и ответственных граждан своей страны, подготовить их к жизни.

 

– Для чего потребовалось введение стандартов образования? Многие родители опасаются, что стандарты предусматривают только минимум, а все, что сверх того, будет платным. Так ли это?
– Мир сегодня стремительно меняется, и старые подходы уже не соответствуют требованиям нового времени. Современная парадигма образования – переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Основной же задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. В этом контексте образовательный стандарт нужен, чтобы гарантировать качество образования. Это означает, что гражданин в любой точке страны может получить единые базовые основы образования или в случае переезда может продолжить образование, не выбиваясь из процесса.
3Родителям важно, чтобы ребенок получил качественное образование. А мерилом этого качества и является стандарт. Что касается опасений некоторых родителей по поводу содержания новых стандартов, хотел бы отметить, что, согласно ФГОС, кроме обязательных уроков вводятся дополнительные, по желанию родителей, но тоже бесплатные. Система внеурочной деятельности – это часть нового стандарта, очень ценная его особенность. Она обеспечивается бюджетом. Каждая школа, исходя из своих возможностей, формирует перечень форм внеурочной деятельности, которые может предложить на выбор. Родители должны выбирать из этого списка. А вот предметы за его рамками – это уже платные услуги.

 

– Какие новые технологии внедряются в образовании? Каково значение виртуального и дистанционного обучения?

– Наша страна постепенно переходит на электронные учебники. Электронный учебник – это не электронное приложение, где та же информация, как и в печатном учебнике, это система с абсолютно новыми возможностями. Эксперимент по замене обычных учебников на электронные проходит в Краснодарском крае. Там учителя и родители отобрали от 4 до 9 предметов, которые школьники теперь изучают на мониторах. Новинка ученикам понравилась. Министерство образования и науки России вместе с ведущими экспертами приступило к выработке требований к электронным версиям учебников, которые должны будут появиться в российских школах уже со следующего года. По Закону «Об образовании» теперь каждый учебник должен быть представлен не только в печатном, но и в электронном формате, дополненном инфографикой и интерактивными элементами. Электронные учебники поэтапно будут вводиться в школах, однако они будут использоваться наряду, а не вместо бумажных.

 

Но, конечно, даже в веке современных технологий ученик все-таки не должен забыть, как держать в руке ручку или карандаш. И, разумеется, никакие новые технологии не могут заменить учителя – они скорее должны помочь ему, сэкономить время, предоставить новые возможности для индивидуальной работы с учениками.

 

4Уроки труда в российских школах планируется модернизировать – они должны проводиться с учетом реалий современного мира и новых технологий, которые бы не только давали детям практические навыки, но и, возможно, некоторые основы будущей профессии, профессиональной ориентации. Развитие высокотехнологичных отраслей производства формирует спрос на квалифицированных инженеров, ученых и изобретателей. Сегодня реализуется много успешных проектов, нацеленных на то, чтобы прививать инновационное мышление с детства. Это и школьные технопарки – например, в Астрахани создан региональный школьный технопарк, который уже задействовал более 1,5 тыс. школьников с 5-го по 11-й классы, и инновационные площадки при вузах, где школьники могут заниматься научно-техническим творчеством с использованием современного оборудования. В качестве положительного примера могу привести опыт Москвы, где на базе федеральных вузов создана сеть центров технологической поддержки образования, обучение проходят десятки тысяч школьников. Ежегодно проводятся молодежные фестивали робототехники, где школьники и студенты демонстрируют свои инновационные разработки. Кстати, в этом году, впервые в России прошла Всемирная робототехническая олимпиада, на которой наши школьники заняли второе место в общекомандном зачете среди 44 стран.

 

Есть серьезные успехи и в использовании дистанционных технологий обучения. Они обеспечивают доступ в любой уголок мира. В частности, дистанционное образование активно используется для обучения русскому языку – в том числе и граждан других стран. С этой целью функционирует портал «Образование на русском», запущенный Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина. При МГУ открыт образовательный ресурс «Русская школа без границ». В конце октября состоялось очередное заседание Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации под председательством заместителя Председателя Правительства России Ольги Голодец. В своем выступлении Ольга Юрьевна сообщила, что, согласно рейтингу стран мира HSBC, Россия вышла на первое место по возможности обучения взрослого иностранного населения местному (т. е. русскому) языку. Такой результат во многом достигнут благодаря привлечению возможностей дистанционного обучения.

 

– Одна из серьезных проблем – обеспечение качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Как решается вопрос инклюзивного образования? Что делается для этого в Москве и регионах? Потребуются ли для этого дополнительные источники финансирования?

 

– Государственная программа «Доступная среда» реализуется 5 лет. Под нее выделены серьезные средства, например, на то, чтобы 20% школ в России стали доступными для детей с особыми потребностями к 2015 году, из федерального бюджета будет выделено 3 миллиарда рублей. Для решения этой проблемы в целом надо решить несколько задач, и первоочередная из них – сделать российские школы не просто доступными, а добиться их максимального развития. Сегодня в России около 500 тысяч детей с особыми потребностями здоровья посещают общеобразовательные учреждения. Всего 147 тысяч из них посещают школы в режиме инклюзивного образования. Но, конечно, еще очень многое предстоит сделать, чтобы обеспечить доступ к качественному образованию всем без исключения детям.

 

5Пока по всей России всего около 3,5 тысяч школ полностью приспособлены для «особых» учеников. Сложности не только с недостатком необходимого оборудования, но и в нехватке грамотных, подготовленных к работе с «особыми» детьми специалистов. Мы организуем дополнительные меры по повышению квалификации. В прошлом году полторы тысячи педагогов из 66 субъектов РФ прошли курсы повышения квалификации. Также специалисты отмечают, что пока к инклюзивному образованию не готовы и обычные дети, и их родители. Согласно проведенному опросу, только каждый третий родитель с одобрением относится к тому, что в одном классе с его ребенком будут также обучаться «особые» дети.

 

– По какому принципу оказывается государственная поддержка вузам? Влияет на такую поддержку место в рейтинге вузов? Как вообще определяется это место?
– Отбором вузов, достойных государственной поддержки, занимался Совет по повышению конкурентоспособности российских вузов, созданный при Правительстве РФ. Попробовать выйти на мировой уровень решились 54 учебных заведения, однако до рассмотрения заявок Совет допустил только 36. В сентябре прошлого года по итогам анализа показателей вузов Совет отобрал 15 самых перспективных учебных заведений России. Для этих вузов предусмотрена существенная господдержка в размере 45 млрд рублей. Весь проект рассчитан до 2020 года. Всем вузам, входящим в этот рейтинг, предстоит пройти еще очень большой путь до сопоставимости основных показателей их работы с университетами первой «сотни». При этом каждый из участников этой программы реализует свой собственный план повышения международной конкурентоспособности, решает свои собственные образовательные и научные задачи. А в целом, основная их задача – повысить образовательный прес­тиж страны, значительно улучшив свои позиции в международных рейтингах и обеспечив качественный рост университетского образования и науки.

 

– Какие вузы сейчас можно считать флагманами высшего образования?

– Флагман российского образования — Московский государственный университет поднялся на шесть строчек вверх, сменив 120-е место в 2013 году на 114-е. Как и в прошлом году, МГУ остается единственным представителем России в Топ-200 рейтинга QS, однако общее представительство российских вузов в рейтинге расширилось. Если в 2013 году в него вошли 18 российских учебных заведений, то сейчас их стало 21. За 2013-2014 годы по направлению «естественные науки» в Топ-100 вошли также Московский физико-технический институт (МФТИ, 63-е место) и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (74-е место). Особо следует выделить дебютантов – впервые в рейтинг QS вошли Московский институт стали и сплавов, Саратовский национальный исследовательский университет.

 

– Как организовано международное сотрудничество вузов? С какими странами оно осуществляется наиболее активно?

– Международное сотрудничество является одним из основных и наиболее эффективных механизмов развития образовательной, научной, инновационно-предпринимательской деятельности любого вуза. Активизация международной деятельности российских вузов с зарубежными вузами и научными центрами является одним из развивающихся направлений системы высшего образования России. Вузы и регионы, где они расположены, благодаря расширению партнерских связей получили прямой доступ к передовому зарубежному научному и образовательному опыту, информационным технологиям, привлекли дополнительные внебюджетные средства для исследований. Форматы взаимодействия при этом весьма широки: международные научно-образовательные лаборатории; обменные и образовательные программы; летние языковые школы, конференции, семинары; научные проекты и программы академической мобильности; создание 10 центров на базе университетов по сотрудничеству с Евросоюзом; совместная деятельность с ведущими исследовательскими центрами и промышленными компаниями. К списку стран, с которыми российские университеты ведут активное сотрудничество в области науки и образования, можно отнести Германию, Австрию, Швейцарию, Италию, а также азиатские страны Китай, Монголию, Сингапур. Подписаны новые соглашения со странами БРИКС, проведены совещания с представителями Грузии, Армении, Казахстана, Таджикистана. По линии Министерства образования и науки России в настоящее время в двустороннем формате осуществляется сотрудничество с 80 государствами.

 

– Какова роль вузов во внедрении инновационных технологий? Как организовано внедрение научных разработок в практику?

6– Как и многие другие страны, мы сегодня делаем ставку на создание и развитие «мозговых центров» на базе ведущих университетов страны, способных генерировать инновационные подходы к решению глобальных проблем, как за счет передовых технологий, так и при помощи эффективной интеграции в международные научно-образовательные сети. Только за период 2009-2013 годов на реализацию программ развития ведущих университетов направлена сумма, эквивалентная 2,7 млрд долларов, сами вузы инвестировали около 1,7 млрд долларов. Доля доходов от НИОКР, выполненных по договорам с предприятиями и организациями, для федеральных университетов и НИУ составляет более 40%. В качестве успешных технических проектов можно назвать сотрудничество Томского госуниверситета и компании «Миландр» в области микроэлектроники, МАИ с КБ Лавочкина и Воронежским конструкторским бюро, ЯрГУ и малого инновационного предприятия «ЭМИС» в области медицины, проекты МИСиС на базе «Объединенного Центра инжиниринга промышленных технологий». Надо отметить, что именно инжиниринговые центры, созданные на базе ведущих вузов, становятся основой инновационного развития России. Кроме того, уже появился Межотраслевой научно-образовательный инжиниринговый центр «Новые материалы, композиты и нанотехнологии».