Авиастроение

Аэросила: как всегда, на высоте

Научно-производственное объединение «Аэросила» – ведущая российская компания по разработке и производству самолетных воздушных винтов, винтовентиляторов, вспомогательных газотурбинных двигателей и других авиационных агрегатов различного назначения для гражданской авиации и ВВС нашей страны – в этом году отметила свое 75-летие. На завершившемся недавно в Москве отраслевом конкурсе «Авиастроитель года – 2014» эта фирма одержала сразу две убедительных победы, став лидером в номинациях «За создание нового образца» и «За вклад в разработку нормативной базы в авиастроении». О том, чем живет сегодня одно из ведущих предприятий ОПК страны и мира, текущих разработках и стратегии на будущее мы беседуем с генеральным директором предприятия Сергеем Сухоросовым. 

 

– Сергей Юрьевич, ваша компания – один из флагманов авиационной промышленности, разработчик самолетных воздушных винтов и вспомогательных газотурбинных двигателей. Скажите, где на сегодняшний день востребована ваша продукция? Кто ваш основной заказчик?

1– Нашими изделиями оснащаются практически все отечественные летательные аппараты. Поэтому разработки и продукция «Аэросилы» востребованы нашими разработчиками и производителями самолетов и вертолетов. В настоящее время основной заказчик для нас – Минис­терство обороны России и те, кто исполняет заказы этого ведомства. Предприятие имеет два направления, одно из которых – вспомогательные газотурбинные двигатели – активно развивается в последнее время. На большинстве летательных аппаратов, помимо основных двигателей, есть и вспомогательная установка или энергоузел, который обеспечивает электропитанием и вентиляцией борт летательного аппарата, пока он стоит на земле, а в аварийной ситуации и в воздухе.

 

– Как складывается ситуация для компании «Аэросила» в отношении заказов в этот кризисный, по общему мнению, год?

– На удивление достаточно благоприятно. Тема вспомогательных газотурбинных двигателей занимает большую часть внимания и сил на предприятии. Их вес составляет до 80% от реализуемой нами продукции. На предприятии успешно реализована программа по созданию конкурентоспособных высокотехнологичных базовых вспомогательных двигателей нового поколения трех типоразмеров и их последующего производства в рамках широкой производственной кооперации. Поставив двигатель на один объект, на Як-130, и разработав линейку модификаций базового двигателя, сегодня мы имеем 5 полноценно эксплуатирующихся новых двигателей на объектах: Су-34, Су-35, Ка-52, Ка-31, сейчас добавился Ми-8, есть еще несколько объектов, на которые идет привязка новых модификаций двигателя. В настоящее время разработаны и приняты к эксплуатации более 10 видов изделий, применяемых на вертолетах, легких истребителях и региональных самолетах. Большое количество заказов позволяет нам устойчиво производить вспомогательные двигатели. Объем производства этого года превышает показатели прошлого года почти в два раза. И мы готовы к дальнейшему росту. Тематика газотурбинных двигателей успешно развивается на «Аэросиле». Чего, однако, к сожалению, нельзя сказать про винтовое направление. Винтовым самолетам сейчас мало уделяется внимания. Хотя Россия – это та страна, которой нужны региональные воздушные перевозки.

 

Нашими изделиями оснащаются практически все отечественные летательные аппараты. Разработки и продукция «Аэросилы» востребованы разработчиками и производителями самолетов и вертолетов.

 

– А для чего в наше реактивное время нужны самолетные воздушные винты?

– Самолеты с воздушными винтами вне конкуренции при выполнении полетов на линиях малой и средней протяженности. Они более экономичны. Винтовые самолеты имеют свою нишу и сохранят ее в будущем как эффективные транспортные средства на местных авиалиниях. Сегодня наши винты стоят на всех самолетах, которые спроектированы и построены в бывшем Советском Союзе и эксплуатируются поныне. Однако производство большинства самолетов в России и на Украине было прекращено, и сейчас имеющиеся лайнеры дорабатывают свой ресурс. Что касается последних разработок, то, к сожалению, наши российские КБ не очень активны в части работы с винтовыми самолетами, и сегодня в России нет собственного производства региональных турбовинтовых самолетов, которые могли бы эффективно осуществлять перевозки грузов и пассажиров. Традиционно с ними работало ОКБ им. Антонова. Например, турбовинтовой региональный грузопассажирский самолет Ан-140 с реверсивным флюгерным винтом изменяемого шага АВ-140 производства НПП «Аэросила», разработанный как замена самолетам Ан-24 и Ан-26. Это хороший самолет по своим летным характеристикам, с низким уровнем затрат на техническое обслуживание, и может автономно эксплуатироваться на неподготовленных аэродромах. С 2001 года организован его серийный выпуск и эксплуатация в Иране. В России с 2005 года производство этой воздушной машины освоила Самара. Был подписан контракт на поставку 10 таких самолетов для нашего Министерства обороны. Но из-за ситуации на Украине – поставщике комплектующих изделий – вопрос с постройкой этого самолета повис в воздухе.

 

В ОКБ им. Ильюшина разработан новый двухмоторный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-114 для местных авиа­линий. Особое внимание было уделено снижению уровня шума, как на местности, так и в кабине. НПП «Аэросила» для этой цели были разработаны шестилопастные малошумные винты СВ-34 с системой синхронизации по частоте и фазам. Всего было выпущено несколько таких самолетов. Но эксплуатация не пошла. И одна из причин – самолетостроительный завод оказался в Узбекистане. Уверен, «ильюшинцам» под силу преодолеть эти временные трудности, учитывая, что вице-премьер Дмитрий Рогозин выступает за возвращение производства Ил-114 в Россию.

 

– Коснулась ли вас актуальная в настоящее время для производства тема импортозамещения?

– C позиции отдельного предприятия участие в программе импортозамещения может иметь двоякий характер: во-первых, замещение применяемых импортных комплектующих изделий отечественными, во-вторых, замещение импортной продукции собственной. Наше предприятие находится в выигрышном положении. Мы мало получаем импортных комплектующих и готовы замещать уходящие с российского рынка импортные ВСУ – вспомогательные силовые установки.

 

– Вы – лауреаты конкурса «Авиастроитель года» в номинациях «За соз­дание нового образца» и «За вклад в разработку нормативной базы в авиа­строении». Можно вкратце рассказать о том, что это за разработки и на что они ориентированы?

2– Обе темы связаны с развитием и внедрением композиционных материалов в авиастроение. Заниматься этим мы начали тогда, когда само понятие «композиционные материалы» никому ни о чем не говорило. У большинства оно ассоциировалось, может быть, с эпоксидной смолой. А мы эту тему начали развивать еще в 1979 году, а с 1993-го серийно производим лопасти из композиционных материалов, т.е. полимеров, армированных углеродным волокном. И стали пионером по применению композиционных материалов в силовых конструкциях. В 1979 году была организована широчайшая кооперация порядка 80 предприятий авиационной промышленности. При этом роль головного предприятия – интегратора выполняла «Аэросила». Надо отдать должное, мы с успехом справились с этой задачей, создав эти материалы. Практические результаты – лопасти из композиционных материалов для Ил-114, Ан-140, Ан-70… Или – лопатки соосного винтовентилятора СВ-92 для двигателя со сверхвысокой степенью двухконтурности НК-93 мощностью 30000 л.с. с непревзойденной экономичностью. Применение композитных лопаток позволяет, сохраняя массу и габариты, увеличить тягу самолета.

 

Что касается нормативной базы по применению композиционных материалов в отечественной авиации – ее нет. Нормы прочности для композитов только создаются. И многолетняя работа, выполненная нами в части эксплуатации композитных лопастей, легла в основу утвержденных ЦАГИ методических указаний при расчете материалов из композитов.

 

Наша уникальность в том, что разработчиков воздушных винтов можно буквально пересчитать по пальцам. Профессиональных разработчиков, да и предприятий, подобных нашему, нет в стране.

 

– А второй ваш проект-победитель…

– Это соосный винтовентилятор СВ-27 для среднемагистрального военно-транспортного самолета Ан-70, в котором два параллельно расположенных винта с разным количеством лопастей вращаются в противоположных направлениях вокруг общей геометрической оси. Благодаря ему самолет может садиться и взлетать с коротких и необорудованных ВПП. Обтекание крыла высоконапорной струей воздуха от соосных винтов со скоростью, превышающей скорость набегающего потока, приводит к увеличению подъёмной силы. Широкохордные, саблевидные лопасти винтовентилятора выполнены из современных композиционных материалов, оборудованы электротепловой противообледенительной защитой. Конструкция не имеет аналогов в мире. Гидромеханический регулятор РСВ-27 совместно с электронным регулятором обеспечивает управление шагом винтовентилятора, перестройку и автоматическое поддержание заданной частоты вращения на основном и резервном каналах с непревзойденной точностью. Создан соосный винт, который обеспечивает высокую тяговооруженность легкими композитными лопастями. Такая задача в авиации прежде не решалась. Мы ее решили, начав эту работу еще в 80-е годы. И сейчас успешно завершили этот 25-летний проект государственными испытаниями. Решение этой сложнейшей задачи для нас есть повод для гордости!

 

– Можно ли персонально отметить тех конструкторов, кто этот повод для гордости создал?

– Разумеется, за 25 лет в проекте участвовали многие хорошие конструкторы. В первую очередь хочется отметить тех специалистов, кто начинал этот проект, их решимость и готовность к новациям. Невозможно переоценить вклад основоположника концепции движителя нового типа главного конструктора Юрия Леонидовича Сухоросова, его заместителя Поддубского В.А., Плахова Л.Е., который в то время являлся начальником отдела авиационных винтов, начальника бригады аэродинамики Ларина А.И., начальника бригады прочности и ресурса Дунаева Э.В. Необходимо отметить конструкторов, инженеров-расчетчиков, продолживших выполнение этой кропотливой работы, просчитывавших конструкцию винта, Вронского Ю.Н., Елшина И.В., начальника отдела систем управления Котова А.Д. – все эти люди активно работали, создавая гидравлическую систему. Из молодых ребят особой благодарности заслуживают начальник конструкторского отдела по авиационным винтам Точилин П.Г., инженер-конструктор Бяковский А.А., которые завершали проект в тяжелых условиях, особенно последние 5 лет. Особо хочу отметить главного конструктора Шатланова М.И., который вел проект практически с самого его начала. Все перечисленные мною люди – кого-то уже нет среди нас, но это наш золотой фонд, их руками, трудом, головой, опытом и силами удалось реализовать уникальный проект.

 

– Сергей Юрьевич, ваш отец возглавлял предприятие два десятка лет, вы у руля «Аэросилы» стоите уже более 10 лет. Каким вы видите будущее компании?

– Будущее «Аэросилы» я вижу в многоплановости. Мы родились как конструкторское бюро. И сегодня продолжаем эффективно создавать новую авиационную технику. Мы одно из немногих предприятий в стране, которое успешно умеет это делать. Мы разрабатываем и делаем воздушные винты, успешно внедряем их в эксплуатацию, примеры – самолет Ан-70, легкие военно-транспортные самолеты – Ил-112, Ил-144 для Министерства обороны. Мы создаем семейство эффективных винтов для беспилотников, очень востребованных в стране и мире. Каждый год знаменуется проведением сертификационных работ для очередного вспомогательного газотурбинного двигателя, и в этом году – работаем над вспомогательным двигателем для самолета МС-21. В 2015 году он будет сертифицирован и представлен корпорации «Иркут». Этот вспомогательный двигатель, как и другие разработки «НПП «Аэросила», по удельным и прочим эксплуатационным параметрам соответствует лучшим мировым образцам.

 

Наша уникальность в том, что разработчиков воздушных винтов можно буквально пересчитать по пальцам. Профессиональных разработчиков, да и предприятий, подобных нашему, нет в стране. Мы эксклюзивны. По вспомогательным двигателям мы тоже лидеры и входим в мировую пятерку создателей ВСУ для оснащения самолетов и вертолетов. Мы поддерживаем высочайшую конкурентоспособность наших изделий. Наше имя, без ложной скромности, на устах у профессионалов-авиаторов. Предприятие работает на обеспечение технологической безопасности государства и, несмотря на происходящие в мире экономические и геополитические перемены, мы уверенно смотрим в будущее.