социальные миссии

Александр Панков: У нас до сих пор нет закона о социальном предпринимательстве

1

 

На недавно прошедшем в Москве форуме «Открытые инновации» было отмечено, что в настоящий момент отчетливо наметилась тенденция к росту инвестиций в проекты социальной направленности. По оценкам экспертов, в ближайшее десятилетие объем мирового рынка инвестиций в социальные стартапы превысит $500 млрд. Специфика России в том, что наши инвесторы делают только первые шаги в этом направлении, сказал на форуме соучредитель и член совета директоров НП НАУРАН, директор по связям с инвесторами ООО УК РОСНАНО Александр Панков. Сегодня он гость нашего журнала.

 

– Для чего было создана Национальная ассоциация участников рынка альтернативных инвестиций (НАУРАН) и как вы стали ее соучредителем?

– НАУРАН – это некоммерческое партнерство, созданное для развития рынка долгосрочного капитала в России. Когда я работал в компании «Тройка Диалог», у меня с коллегами родилась идея создать организацию для продвижения индустрии прямых и венчурных инвестиций, в конце 2011 года вместе с двумя ведущими юридическими компаниями Baker Botts и Squire Sanders мы запустили подобную платформу. Потом добавили хедж-фонды, недвижимость, инфраструктуру и социальные инвестиции. Сейчас в Ассоциации 26 членов, это и фонды, и поставщики услуг, и институты развития. Это некоммерческая организация, которая не инвестирует собственные средства в проекты, но занимается популяризацией, продвижением и лоббированием интересов рынка долгосрочного капитала. Для нас тема социальных инвестиций является одной из ключевых. Мы понимаем, что инвестиционное сообщество должно так или иначе включаться в этот процесс и выступить одним из драйверов социальных проектов, как это в свое время произошло в Великобритании, и США. Классический пример: cэр Рональд Коэн известен не только как основатель одного из самых успешных фондов прямых инвестиций Apax Partners, но и как идеолог социальных инноваций, учредивший фонд Bridges Ventures, который занимается финансированием исключительно социально значимых коммерческих проектов на территории Великобритании. Этот проект стал настолько успешным, что государство поручило ему разработать на национальном уровне политику в области финансовой поддержки социального предпринимательства. Так появились две организации, одна называется Big Society Capital, другая – Social Finance UK. Этот путь прошли многие страны в Европе. Задача НАУРАН – продвижение подобных инициатив в России. В отличие от США, где велика роль благотворительного сектора, у нас и количество фондов, и объем средств, которыми они располагают, пока не позволяет дать существенный импульс к развитию рынка социального предпринимательства. Именно поэтому инвестиционное сообщество в России должно стать одним из катализаторов этих процессов.

 

– Какие мероприятия проводит ваша ассоциация для осуществления социально значимых инвестиций?

– Последний год мы активно занимаемся продвижением социальных инвестиционных проектов. В декабре прошлого года мы организовали первый в России круглый стол по социальным инвестициям в Московской школе управления СКОЛКОВО, куда был приглашен глава направления values-based investing банка UBS Марио Маркони. На этом мероприятии мы впервые обсудили, насколько это направление перспективно в России. Наша дискуссия вышла за рамки чисто инвестиционного сообщества, и мы начали активно привлекать и других участников процесса, таких как благотворительный фонд «Наше будущее» Вагита Алекперова, Evolution&Philanthropy Николая Цветкова. Благодаря приглашению последней организации в Россию впервые приехал представитель EVPA (Европейской ассоциации социальных инвестиций и венчурной филантропии), с которой НАУРАН планирует развивать отношения. Мы стараемся использовать все профильные площадки для обсуждения перспектив развития социальных инвестиций и продвижения этого класса активов. Спасибо организаторам Форума «Открытые инновации» и отдельно Гульнаре Биккуловой за возможность обсудить вопросы влияния технологий на социальное предпринимательство.Помимо проведения различных мероприятий мы стараемся развивать инфраструктуру рынка и формировать среду. Так, например, Ассоциация занимается поддержкой инкубатора социальных проектов Impact Hub. Это первый в Москве центр, где социальные предприниматели могут получить адресную поддержку в виде коучинг-программ по всем аспектам предпринимательской деятельности в социальной сфере. С ними работают эксперты рынка, партнеры из международной сети Impact Hub, а также представители крупного бизнеса, инвестиционного сообщества и НКО.

 

– Как социальные бизнес-проекты реализуются на практике?

– Возможности применить свои предпринимательские таланты в социальной сфере очень широки. Одним из основных направлений социального предпринимательства является также трудоустройство социально незащищенных слоев населения. Создание рабочих мест для инвалидов, бывших заключенных, воспитанников детдомов – это важное направление в России пока не развито. В Москве мало таких предприятий, но например, существует салон «Надин», который создала супружеская пара слабослышащих людей, все мастера там – с ограничениями по слуху. Кроме жителей микрорайона, их услугами с удовольствием пользуются люди с ограниченными возможностями, которым сложно получить услугу в обычных парикмахерских. Этот проект получил поддержку Фонда «Наше будущее». Были идеи открыть затем мини-пекарню, автомастерскую, но, к сожалению, нужна поддержка государства для масштабирования подобного бизнеса. На этом фоне отрадно, что зачастую даже небольшие компании готовы способствовать решению социальных проблем и делиться своими ресурсами на том этапе, когда они сами еще только начинают вставать на ноги. Примечателен в этой связи пример партнерства стартапа Bio Food Lab и благотворительной организации «Старшие Братья Старшие Сес­тры», занимающейся социальной адаптацией детей-сирот. Елена Шифрина, лауреат премии Forbes и EY и создатель компании по производству здорового питания, практически сразу, не дожидаясь выхода на прибыльность, откликнулась на идею запустить новый продукт Star Bite (батончик из сухофруктов, орехов и специй), средства от продажи которого пойдут на развитие НКО. Наши олимпийские чемпионы по сноуборду Алена Заварзина и Вик Уайлд
согласились стать лицом рекламной кампании по продвижению Star Bite.

 

– Что можно предпринять, чтобы государство повернулось лицом к социальному бизнесу?

– У нас до сих пор нет закона о социальном предпринимательстве, а также программ поддержки малого и среднего бизнеса, работающего в данной сфере. Фонд «Наше будущее», пожалуй, один из немногих примеров системного подхода к решению проблем социального бизнеса. В России важно поддержать ростки таких начинаний и, возможно, в будущем появятся и достаточно крупные компании в этой сфере, такие, как, например,южноафриканская страховая компания для больных СПИДом AllLIfe. Надеюсь, свою лепту сможет внести Агентство стратегических инициатив, реализующее ряд проектов в этом направлении. Также интересен опыт компаний «Северсталь» и «РУСАЛ». Но в целом серьезного влияния на рынок такие инициативы пока не оказывают.

 

Справка

Александр Панков – соучредитель и член совета директоров некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация участников рынка альтернативных инвестиций» (НАУРАН), а также директор по связям с инвесторами ООО УК РОСНАНО. Занимается проблематикой рынка прямых и венчурных инвестиций с 2005 года. Работал в ряде успешных российских и западных компаний. Закончил Всероссийскую академию внешней торговли по специальности «мировая экономика». Стажировался в Мюнхене и Штутгарте попрограмме DAAD. 5 лет проработал на различных позициях в группе компаний «Тройка Диалог», известной своей предпринимательской культурой и ролью в развитии как финансового, так и благотворительного рынка в России. Активно занимается социальными проектами.

 

– Какие социальные инновации поддерживает РОСНАНО?

– РОСНАНО занимается реализацией крупных, по сути платформенных проектов в области новых материалов, энергоэффективности, фармацевтики и оптоэлектроники. Все эти технологии обеспечивают устойчивое развитие и способствуют решению социальных задач, стоящих перед нашим государством. Так, например, наша портфельная компания «Гален» занимается производством композитных материалов на основе базальтового волокна. Этот материал очень востребован в строительстве, т.к. обладает высокой износостойкостью и низкой себестоимостью. В конечном итоге это позволяет сделать жилье более доступным для широких слоев населения.

 

– Что конкретно населению могут принести нанотехнологии?

– Технологии всегда влияют на социальную жизнь. Вопрос только в их разумном применении на практике, чтобы инновации не порождали конфликты и не увеличивали социальную напряженность. Мы стараемся, чтобы все наши проекты в той или иной мере способствовали более бережному использованию ресурсов, повышению производительности труда, улучшению здоровья граждан. При этом мы готовы поддерживать проекты, разрабатываемые и за пределами России, если существует возможность на следующем этапе внедрить эти технологии в нашей стране. Так, например, совсем недавно к нам обратилась за финансированием британская компания Skoog Music, производящая уникальный музыкальный инструмент, позволяющий даже людям с ДЦП заниматься творчеством. Такие технологии крайне востребованы в России.

 

– Как сделать так, чтобы социальное предпринимательство развивалось в России?

– В том, что оно еще пока слабо развито, виновато не отсутствие денег, они в России есть, дело, скорее, в отсутствии пассионарности, желании взять на себя ответственность за бизнес и судьбу других людей. Предприниматель пока не стал героем нашего времени. Этому есть причина. В 90-х годы бизнес во многом дискредитировал себя, т.к. девальвировались ценности, уважение к честному труду, процветали рвачество и нравственный нигилизм. Многие крупные состояния создавались за счет спекуляций, мошенничества и обмана, что не могло вызвать положительного отклика у основной массы населения. Но если сейчас будут появляться те, кто начнет свое дело с нуля и добьется результата, создавая при этом реальную добавленную стоимость и пользу людям, это послужит хорошим примером и умножит число социальных предпринимателей. Истории успеха окрыляют, и их, безусловно, надо тиражировать.