ММСО. Форум «Город образования»

Тема круглого стола: «Дифференцированный подход в образовании: в центре внимания – личность ребенка»

1

 

Дифференцированный подход к формированию личности человека – важная и актуальная задача. Процесс реформирования системы образования в России сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и учебно-воспитательной практике. Большой акцент делается на необходимости максимального раскрытия и развития личности каждого учащегося, создании условий для его самореализации и дальнейшего самосовершенствования. Признавая личность учащегося основной ценностью обучения, современная педагогика подчеркивает необходимость индивидуализации образовательных программ. Что об этом думают видные ученые и педагоги-практики, выяснилось в ходе заочного круглого стола, посвященного этой актуальной проблеме современного образования.

 

– Что включает в себя понятие человеческой личности? Как ее можно формировать?

2Ирина Хакамада: Существуют две крайние точки подхода к проблеме личности, особенно в образовании. Одна из них – советская модель, другая – отличная от нее, так называемая горизонтальная. В советской модели есть опыт воспитания коллективного бессознательного, воспитания человека как части коллектива. В горизонтальной модели ребята сами выбирают, чем им заниматься, даже могут менять правила жизни в школе. Все знания они получают в виде игры. В результате выпускники этой школы – очень креативные люди.

 

Аскар Рамазанов: Личность – это человек, у которого есть определенный стержень, который позволяет ему развиваться и двигаться вперед, оставаясь самим собой.

 

Михаил Дашкиев: Личность – это социальный портрет человека, то, что он приобретает в социуме. Сущность – это то, с чем он рождается. Наслоение личности над сущностью делает человека таким, какой он есть. Каждый человек уникален, поэтому нельзя подходить ко всем с одной меркой. А в школах всех детей пытаются подвести под единый стандарт. Подводить к единому стандарту ведения бизнеса всех предпринимателей – тоже неправильно. Как раз так называемые аномалии в бизнесе, которые отклоняются от общих стандартов, показывают самые высокие результаты.

 

3Маргарита Русецкая: Велика значимость русского языка для формирования личности, для единения нашей многонациональной страны, в сохранении ее духовных и культурных традиций, в становлении гражданского самосознания молодежи. На открытии литературной премии 2015 года «Ясная Поляна» компания «Самсунг Электроникс» огласила результаты мониторинга мнений россиян о предмете национальной гордости. Почти 40% опрошенных заявили о том, что главными для них являются русский язык и русская литература. Безусловно, каждый хороший, правильный и добрый текст – это основа для воспитания личности человека, через чувство языка, через знание истории, любовь к природе формируется чуткое отношение к людям.

 

– Чего не хватает, по вашему мнению, современному молодому поколению?

Ирина Хакамада: Современное поколение теряет креативность, не умеет действовать в нестандартных ситуациях. От этого страдают компании, в которые приходят молодые, казалось бы, много знающие менеджеры. Но они сами не могут принять ни одного стоящего решения, они могут только исполнять.

 

Антонина Цицулина: В развитии ребенка с самого раннего детства большая роль отводится игре. Вместе с Минпромом и Минобром наша ассоциация АИДТ является организатором форума, на котором обсуждаем разработку и создание инфраструктуры образования. Одна из важнейших тем форума – принятые недавно Федеральные государственные образовательные стандарты. Самый лучший, по мнению экспертов, ФГОС по дошкольному образованию, так как он носит не декларативный характер, а имеет четкие указания, чем должен быть оснащен детский сад, какая должна быть в нем создана среда.

 

– Как можно было бы в российских реалиях развивать творческую личность?

Ирина Хакамада: Нужно, прежде всего, уважать личность.

 

6Ирина Судибор: Творчество нужно развивать в ребятах и поддерживать таланты на всех уровнях. У нас, например, есть конкурс выпускников-парикмахеров «ТОП-25», в нем участвуют студенты всех колледжей Москвы. На него приглашаются работодатели. Целый день ребята выполняют различные виды работ, показывая свою фантазию и мастерство – стрижку, окраску и т.д. Работодатели подходят к ним, наблюдают, знакомятся. Бывает, за день выпускник получает до 10 приглашений на работу. Затем члены жюри – представители 10-15 ведущих мировых фирм, таких как Estel, Aldo Coppola и т.д., ставят свои подписи и печать в сертификате, который выдается хорошо показавшему себя участнику конкурса. Тем самым они гарантируют выпускнику трудоустройство в их салонах. В этом году участниками конкурса были 59 человек, но сертификат получили лишь 18. И все они уже работают в престижных фирмах.

 

Вадим Демчог: Нужно учить играть всех. Не постигнув суть игры в школе, человек не поймет потом всю сложность игры актеров на сцене. И бизнес никогда так не нуждался в познании игрового феномена, как сейчас. Он понимает, что не сможет держаться на плаву и получать прибыль, не создавая воодушевления и заинтересованности у работников. Бизнес-модели должны воодушевлять людей. Деньгами людей уже не поймать, они должны созидать, радоваться, видеть смысл своей деятельности. Поэтому бизнес-сообщество нуждается в игровых моделях. Игра создает радость и воодушевленность процессом созидания. Человек, играя, творит и становится лидером.

 

– Должна ли школьная программа быть построена по-другому? Какие инновации в системе образования необходимо внедрить в первую очередь? Как это отразится в экспозиции Международного образовательного салона?

Ирина Хакамада: В школах уже с 12 лет обучение должно происходить, как в вузах. Есть семинар по литературе, и к нему ты должен прочесть кусок произведения. И уже потом вместе с учителями и другими ребятами его обсуждать. Только так ребенок может постичь глубину той же «Войны и мира».

 

7Михаил Дашкиев: Обществу нужны предприниматели, нужны люди, которые могут аккумулировать ресурсы, создавая что-то новое. Таким людям нужны знания, определенная модель мышления, опыт. Поэтому и появилось сейчас много курсов, тренингов, коучингов. Если вам мало информации, нужно самим ее искать. Все забывают, что знания нужны, прежде всего, им, а не преподавателю. Проблема в людях, в лени, апатии, невежестве, зависти, нежелании учиться.
Антонина Цицулина: Апрельская Международная образовательная выставка очень важна. На ней мы поговорим о новой архитектуре образования, о том, что сейчас основные заказчики – это родители и дети, они ставят совсем другую повестку перед всей системой образования, которая должна полностью поменяться, стать более открытой, больше отвечать запросам завтрашнего дня. Мы обязаны предвосхищать будущее, готовить детей к той жизни, которая у них будет через 20 лет. Это меняет и образовательное пространство. По всему миру сейчас школы становятся открытыми, вся среда внутри совершенствуется. Если посмотреть на международные выставки, то это и технологии, и мобильность. Они делают лучшие инструментарии для педагога, когда сама среда должна помогать ему доводить до ребенка информацию, в том числе и до детей с особенностями развития. Так сейчас развиваются образовательные программы. На примере ФГОСа по дошкольному образованию мы хотим показать образовательные модули. Таким образом, комплектуется вся развивающая предметно-пространственная среда. Мы будем проводить там мастер-классы, показывая, каким образом должны оснащаться детские сады.

 

Ирина Судибор: Несколько лет назад ставился вопрос о том, что выпускники школ, прежде чем пойти в вуз, должны пройти через систему профессионально-технического образования. По-моему, здравая идея. Если даже молодой человек хочет стать программистом, почему бы ему не отучиться предварительно год на оператора электронно-вычислительных и вычислительных машин. Чтобы в вузе он не изучал Бейсик и не стучал одним пальцем по клавиатуре, а пришел туда уже сформировавшимся специалистом. И вообще у юноши должно быть право выбора: он должен понять, хочет ли он дальше обучаться по этой специальности, нужно ли ему высшее образование, а может, он захочет работать и пойдет обучаться в вузе заочно. Сейчас у многих в нашей стране по несколько высших образований, но это не значит, что они хорошие специалисты. Психолог, не работавший воспитателем в детсаду, учителем в младшей школе, не может консультировать по проблемам взаимоотношений родителей и детей. Не имея жизненного опыта, он вообще может навредить, особенно в случае работы с острыми, суицидальными случаями. Другое дело человек, окончивший педагогический колледж и отработавший по специальности. Только таким образом, по-моему, можно стать настоящим специалистом.
5Сейчас, на мой взгляд, неправильно выбран критерий эффективности школ – сколько выпускников поступили именно в вузы. Но всегда ли они поступают туда по зову сердца и всегда ли поступают на бесплатной основе, вот это не учитывается. Как и то, пойдут ли они работать по специальности.

 


Ольга Голышенкова:
В Международной ассоциации корпоративного образования мы уже на протяжении 8-9 лет вырабатываем портфолио проектов, требующих долгого пути, требующих, с одной стороны, участия структур образования, с другой, – федеральных и региональных органов власти. Поэтому проекты, над которыми мы работали, включали профессиональные стандарты, работу с инженерными и рабочими кадрами. Тогда это направление еще не было так известно, как сейчас. Оно также включало работу по изменению сознания топ-менеджеров по отношению к людям, которыми они управляют, – так называемое ответственное лидерство. Тогда же было направление стратегического рекрутмента, когда работодатель идет в детские сады, школы, университеты, чтобы воспитывать специалиста, которого он потом готов будет принять на работу. Это происходит в регионах, где есть большие проблемы с человеческими ресурсами, откуда люди уезжают. В России много таких регионов, где люди не видят никакой другой мотивации оставаться там, кроме как работать на градообразующем предприятии.

 

Участники

  • Ирина Хакамада – общественный деятель, кандидат экономических наук, писательница, бизнес-тренер. Входит в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
  • Маргарита Русецкая – профессор филологии, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. В 2012–2013 годы – заместитель руководителя Департамента образования города Москвы. Работала также начальником Управления комплексного анализа и стратегического развития системы образования Департамента образования города Москвы, проректором Московского городского педагогического университета.
  • Ольга Голышенкова – исполнительный директор Международной ассоциации корпоративного обучения (МАКО). Профессиональные интересы: международный консалтинг, управление знаниями и коммуникациями, новые технологии в управлении бизнесом, кросс-культурные коммуникации, коучинг, предпринимательство.
  • Антонина Цицулина – президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), член Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей; член Общественного совета Минпромторга России; президент Национальной Ассоциации игрушечников России (НАИР).
  • Ирина Судибор – директор колледжа №24 Москвы, кандидат педагогических наук, почетный работник начального профессионального образования РФ, руководитель Ассоциации директоров колледжей.
  • Михаил Дашкиев – сооснователь компании «Бизнес Молодость», управляющий партнер консалтингового агентства «Mokselle» и компании «Энергосберегающие системы».
  • Аскар Рамазанов – основатель проекта «Теории и практики». Работает в компании Dream Industries, занимается сервисом exchang.es, новейшими технологиями и интернет-сервисами.
  • Вадим Демчог – актер театра и кино, основатель проекта «Школа игры». Известен как ведущий «Фрэнки-шоу» на радио «Серебряный дождь». Автор более трех сотен сценариев, пяти книг.

 

– Насколько важна сформировавшаяся личность человека, чтобы он добился успеха? Как ее сформировать самостоятельно? Действительно ли мы сейчас развиваем людей как личностей или пытаемся их встроить в некий механизм?

Михаил Дашкиев: Человек без каких-то навыков, без желания трудиться не может стать предпринимателем. Ленивые люди ничего никогда не добьются. Желание трудиться приходит из детства, из семейных традиций. К тому же, нужно много читать, проявлять свою лояльность и преданность делу, помогать другим. Важный, но не столь очевидный навык – быть полезным. Не все это умеют, а это основополагающее качество предпринимателя. Люди думают о том, сколько времени они работают, какую зарплату им должны заплатить, но не думают, какую пользу они принесли. Нужно научиться отдавать, а не только брать. Понять, что получается хорошо, что плохо. Предпринимательство для меня – это закономерный этап развития собственного мастерства и собственной личности.

 

Ирина Хакамада: Нужно просто «пахать» в жизни, на каждом рабочем месте и думать о том, что ты можешь взять оттуда для своего развития.

 

Ольга Голышенкова: В целом в бизнесе преобладают антропоцентрические теории, которые строятся вокруг человека. В предпринимательском сообществе сейчас пришли к выводу, что не проект красит человека, а наоборот. Если есть человек с большим потенциалом, который способен себя проявлять, то он способен продвинуть любой проект, идею. Поэтому человек должен встраиваться в систему. Очень много наших талантливых ребят работают на транснациональные корпорации, чаще всего американского происхождения. Их технологии очень развиты, и часто они действительно привлекательнее российских компаний. На этом рынке мы проигрываем. И идет привлечение нашего человеческого капитала в международные корпорации. Мы должны этому что-то противопоставить. Наши компании должны работать, и не так же, а лучше, использовать альтернативные инструменты для привлечения лучшего кадрового потенциала к себе. Сам по себе человек не будет существовать вне социума.

Российские госкорпорации не могут быть вне государства, они часто выполняют программы, которые им как бизнесу не столь нужны, но как организации, у которых есть акционер, в данном случае государство, они выполняют то, что ему необходимо. Часто именно госкорпорации работают с подрастающим поколением. Все компании, которые работают в нашей стране, делают много благотворительных проектов социальной направленности, для поддержания развития инфраструктуры региона. Есть много проектов, направленных именно на развитие человека.

 

– Какие жизненные ценности сейчас у молодого поколения и какими они должны быть?

Ирина Хакамада: Современное общество – это общество потребления. Не важно, чем ты занимаешься, главное, чтобы тебе хватило на «Louis Vuitton» и «Мерседес». Я же проповедую модель Дао человека: найди себя, пойми, что тебя вдохновляет, найди такую работу, которая изменит мир к лучшему, и ты сможешь сказать себе, что ты реализовался.

 

Ирина Судибор: По-моему, молодое поколение слишком оторвано от практики и реальной жизни. В этом году 50 лет исполнилось 125-му ПТУ, готовившему работников для «Красной Звезды», от которого произошел наш колледж № 24. Система профессионально-технического образования долгое время была недооценена. Все стремились получить высшее образование. Однако сегодняшний колледж нельзя сравнивать с ПТУ. Настолько выросла вся система обучения в нем, что многие выпускники вузов приходят сюда за получением специализации или второго образования. Я считаю в связи с этим, что введение прикладного бакалавриата в вузах – это очень правильное решение. Руководителю любого производства сегодня нужен специалист, который в экспериментальном режиме мог бы сделать профильное изделие от начала до конца, затем запустить его в массовое производство. Если выпускники вузов ищут работу месяцами, то наших выпускников сразу забирают предприятия, с которыми у нас есть договоры.

 

9Аскар Рамазанов: Подход к образованию меняется. Образование сегодня не ставит перед собой цель создать одинаковых работников для промышленности, ныне оно должно базироваться на индивидуальных подходах и методиках. Обратная сторона постиндустриальной эпохи: сейчас молодое поколение городов не умеет ничего делать своими руками. Результатом их труда становятся виртуальные вещи. Прикладные умения теряются: люди не могут починить кран, не умеют играть на музыкальных инструментах или рисовать. В нашей стране сейчас политика воспитания отдельных вундеркиндов – в музыке, танце, спорте. Если бы больше все это было доступно всем детям, было бы лучше. Поэтому я за прагматический подход в образовании. Я говорю, прежде всего, про дополнительное образование. Конечно, колледжи тоже имеют практическую направленность в своей деятельности, но мне кажется, это довольно застывшие структуры и их трудно менять извне.

 

– Если говорить о современном инструментарии для педагогов, что бы вы им посоветовали? О каких инновациях в области образования и воспитания будут говорить специалисты во время проведения Московского Международного Салона Образования-2015?

Ирина Хакамада: Я думаю, самый главный инструментарий – это превратить школу в мини-институт, со своими кафедрами. И даже в первых классах стимулировать творчество, давать детям с первого по пятый класс максимум игры. Даже таблицу умножения нужно учить в процессе игры. Усложнять эту деятельность от класса к классу, а класса с девятого приучать школьников учиться по вузовской системе.

 

Маргарита Русецкая: На Московском Международном Салоне Образования Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина инициирует дискуссию на тему многоязычия в образовательном пространстве России и мира. Образование в современном обществе является ареной противоборства трех тенденций: глобализации (все больше учебных заведений дают образование на английском языке); защиты государственного языка и защиты языков национальных меньшинств. Усилия экспертов сегодня направлены на поиск баланса между ними. На салоне мы планируем поделиться своим опытом комплексного подхода к преподаванию и изучению русского языка.

 

Михаил Дашкиев: Мы тоже думаем, что преподавателям нужно использовать самые современные средства обучения, и планируем развивать наши курсы «онлайн». Мы решили живое участие в наших тренингах сделать более дорогим и более замкнутым. А онлайн-уроки сделать, наоборот, дешевле и доступнее. Мы создаем онлайн-продукты стоимостью в пределах 3-5 тыс. руб., но зато они сверхполезные и сверхценные. Вкладываемся в разработку онлайн-платформы. Это будет соединение социальной сети, онлайн-игры и «ленинга». Купив этот модуль, человек может получить все самое необходимое и лучшее по любому вопросу – информацию, задания, кейсы, решения, людей, наставников, помощь. Мы создаем модули по любым проблемам – от Яндекс Директа до логистики, трудового права и пр.

 

Аскар Рамазанов: В образовании идет переоценка инноваций. Долгое время бытовала мечта о компьютерном классе, считалось, что компьютеры решат все проблемы. Сейчас уже ясно, что технологии не могут заменить ни хорошего педагога, ни интересные методики. Примечательно, что американские компьютерщики из Кремниевой долины сейчас отдают своих детей в школу «нон-тех», где преподавание основано на прикладных дисциплинах. Формат такой школы уже скопировали 150 школ на побережье США. Значит, это пользуется спросом. Сейчас благодаря китайским копиям известных гаджетов во всем мире доступны сервисы, которые просто сжирают человеческое время. Встает проблема: как защитить ребенка от потребления всех этих информационных товаров и как ему дать больше практики и времени на игру и на размышления. Конечно, компьютерные игры развивают, но у них должна существовать настолько же интересная альтернатива. В развитых странах Азии – Китае, Южной Корее, Японии даже чемпионаты по компьютерным играм проводят, но вместе с тем, благодаря древней культуре, им есть альтернатива. Японцы до сих пор умеют завязывать кимоно.

 

8Вадим Демчог: Сейчас меняется сама форма образования – можно жить в России, а с помощью новейших технологий учиться дистанционно в Америке, можно и работать так же дистанционно. Переоцениваются связи между людьми, даже брак рассматривается как своего рода условность и игра. Поэтому нужно защищать детей. Мир претерпевает коренные изменения. Новое поколение уже не принимает манипулятивные схемы, в которых жили их родители, они не хотят играть роль, навязанную моралью прошлых поколений, они понимают, что, если они на нее соглашаются, ими сразу начнут манипулировать. Уходя от навязанных обществом ролей, они превращаются в многоликих персонажей – джокеров. Наша программа «ДетиШИ» – это азбука эмоционального общения. Есть игры, которые учат ребенка понимать, какая эмоция его захватила, учат давать ей имя. И эмоция уже в его власти – не она им управляет, а он ею. А главная задача вырастить не потребителей, а соавторов культуры. В программе «Алфавит» мы даем ребенку возможность самому сочинить алфавит. Он не потребитель, а соавтор знаний. Игровой элемент очень важен для развития творческой личности.

 

Ирина Судибор: Лет 10 назад у нас в колледжах учились, в основном, девушки. Тогда не было у нас еще специальности «Информационные системы». Теперь у нас соотношение 60% на 40%. Естественно, большинство девушек. Но и число юношей впечатляет. Их много и среди будущих представителей турбизнеса. Есть увлеченные ребята, с которыми мы пишем предпринимательские проекты, участвуем в конкурсах и побеждаем. И поэтому у кого-то может быть зарплата 20 тысяч на первом этапе при трудоустройстве, а у кого-то сразу 70 тысяч. Мы даем возможность нашим учащимся получить второе образование, например, в области компьютерных технологий. И даже оплачиваем при необходимости их участие в различных олимпиадах и конкурсах. Мы формируем портфолио на каждого ученика. Он приходит к работодателю, тот смотрит: ага, молодой человек уже лауреат одного конкурса, другого, победитель международной олимпиады, стажировался за границей и прочее. Думаю, наш опыт будет интересен профессионалам, которые соберутся на Международном образовательном салоне.

 

Ольга Голышенкова: Мы создали студенческую молодежную программу «Инвестируя в будущее» в рамках выставки и конференции Power-Gen Russia. Она организована Международной ассоциацией корпоративного образования (МАКО) совместно с корпорацией PennWell.

Мы используем ее как площадку для молодежной программы, поскольку это крупное международное событие, где представлены все мировые новейшие достижения в энергетике. Мы собираем победителей различных студенческих корпоративных конкурсов, здесь студенты могут находить вакансии и строить карьеру в энергетике, получать информацию о том, к кому необходимо обратиться и с чего начинать карьеру. Студенты, которые хотят продвигать свои инновационные проекты, получают обратную связь, поскольку мы привлекаем технический и инновационный менеджмент из различных компаний, чтобы они могли посоветовать, в каком направлении идти. Мы каждый год улучшаем этот проект. МАКО – это группа работодателей, которые вместе живут, развиваются и экспериментируют. Это независимая организация. Все проекты утверждаются по воле работодателей. Если в проекте нет более двух участников, мы его не реализуем. Поэтому проекты достаточно живые. В рамках Power-Gen мы придумали номинации и важные направления деятельности работодателей, чтобы посмотреть, что умеют делать студенты. Мы сложили технические задания для работ студентов, которые заинтересованы в работе в энергокомпаниях, и они подавали работы, понимая, в какую компанию они их подают, под какую тему. И тогда мы начали рассматривать не просто резюме человека, но и то, что он конкретно мог сделать. Это дало хорошие результаты.

 

– Как, по вашему мнению, международное партнерство в области образования способствует формированию личности XXI века?

Маргарита Русецкая: Безусловно, в условиях мировой глобализации международное партнерство в области образования – закономерный процесс. Происходит формирование единого образовательного пространства, призванного содействовать прогрессу и устойчивому развитию всего человечества, способствовать всестороннему развитию каждой личности. Мы наблюдаем эти процессы и в России: вузы нашей страны ежегодно принимают на обучение по долгосрочным и краткосрочным программам учащихся со всего мира, российские студенты учатся в зарубежных учебных заведениях.
Непрерывное образование способствует получению уникальных компетенций, повышает конкурентоспособность специалистов на рынке труда, расширяет горизонты профессиональных возможностей. И, конечно, это было бы невозможно без знания иностранных языков, изучение которых – требование сегодняшнего дня.

 

Ирина Судибор: Мы сотрудничаем с Департаментом образования Варшавы, у нас есть побратим – польский колледж № 22, который занимается подготовкой парикмахеров и швей. Мы ездили к ним на соревнования и принимали их у себя. Сейчас мы активно развиваем сотрудничество с Белоруссией. У нас скоро будет конкурс мастерства. Возглавлять жюри будет итальянец, а участвовать в нем 11 человек из Белоруссии и учащиеся колледжей-членов нашей Ассоциации со всей России. Мы привлекаем к обучению и оценке уровня подготовки наших студентов представителей крупнейших иностранных профессиональных школ и компаний, это дает возможность нашим учащимся работать в иностранных фирмах, полностью соответствуя их требованиям.