ММСО. Форум «Город образования»

Столярная мастерская для пап и сыновей

1

 

В образовательном комплексе Колледж малого бизнеса № 4 живут по принципу: угадать желания родителей и сделать так, чтобы бы они захотели привести сюда своих детей. И получается! Ведь сегодня этот современный образовательный комплекс очень востребован.

 

Когда-то это было лишь училище, в котором готовили мастеров по пошиву обуви. Но в 2005 году произошла первая реорганизация, и к одному из старейших училищ присоединилось училище делопроизводителей, потом товароведов, и пошло-поехало. Появилось много нужных и актуальных профессий, а вот обувь шить стало некому…

 

2И вот, когда три года назад директором образовательного комплекса стала Тамара Петровна Антонова, одна из первых ее деловых встреч была с директором обувной фабрики «Парижская коммуна». Он рассказал, что огромное производство практически простаивает, так как нет простых рабочих – сборщиков обуви. И очень попросил восстановить подготовку по этой специальности. И колледж возродил профессию.

 

Сегодня в ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса № 4, как и во многих профессиональных образовательных учреждениях Москвы, реализуется концепция непрерывного образования. В 2013-2014 годах колледж претерпел две реорганизации. К нему присоединились:

 

  • специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I-II видов №1406 «Центр на Павелецкой»
  • специальная (коррекционная) школа VIII вида №532
  • средняя общеобразовательная школа №555
  • ГБОУ детский сад компенсирующего вида №224
  • ГБОУ детский сад комбинированного вида №288

3Таким образом, сложилась система, включающая дошкольное, начальное, основное общее, среднее общее и среднее профессиональное образование.
Колледж осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, основным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным и профессиональным программам, в том числе по адаптированным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Такая система базируется на основных принципах непрерывного образования – многоуровневости, многоступенчатости, вариативности и гибкости, многофункциональности.

 

4Сегодня целью педагогического коллектива КМБ №4 под руководством директора Тамары Петровны Антоновой является создание единого образовательного пространства по обеспечению непрерывного доступного образования ребятам с разными стартовыми возможностями. Эта работа строится с учетом таких факторов, как многоуровневость (детский сад – школа – колледж); возможности инклюзивного, практико-ориентированного и бизнес-образования. Здесь обучаются и воспитываются обычные, как говорят, и нормативно развивающиеся дети, и нуждающиеся в специальном внимании – одаренные дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями слуха, зрения, генетическими нарушениями и др. В категорию детей с ограниченными возможностями здоровья попадают и дети-инвалиды, и те дети, у которых велик риск нарушения, но инвалидность может быть не установлена. Закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет разным детям обучаться в одном учреждении, и в объединенном колледже есть условия для всех категорий.

 

5– В этом году мы открыли первый инклюзивный класс, где среди 16-ти обу­чающихся детей трое имеют особенности, – рассказывает Почетный работник среднего профессионального образования Тамара Петровна Антонова. – Они были вместе с детском саду и такой же группой перешли в первый класс. Родители не хотели разделять детей по другим школам. И мы с удовольствием пошли им навстречу.

 

А вообще, обучение в образовательном комплексе начинается с детского сада. Дошколята уже начинают изучать будущие профессии. Например, в детском саду огромной популярностью пользуется столярная мастерская. Ребята с удовольствием выпиливают разные фигуры. Например, в мастерской стоит большой пень, в который дети вбивают гвозди. У них есть маленькие молоточки, которыми они учатся работать. Кстати, столярная мастерская очень популярна не только среди детей, но и у их пап. Увы, но многие родители не знают, как держать молоток в руках.

 

6Следующая ступень – школа. Школы тоже необычные. Одна – это коррекционная школа восьмого вида, и школа первого и второго вида для глухих и слабослышащих. В коррекционной школе, например, обучаются сегодня 240 детей, изучают столярное дело, цветоводство, швейное дело, домоводство, имеется картонажно-переплетная мастерская.

 

– Из-за того, что мы стали комплексом, у нас появилась одна общая лицензия, которая позволяет нам развивать различные виды деятельности и предлагать разные образовательные услуги, – рассказывает Тамара Антонова. – Например, в этом году открыли по запросам родителей профессию «оператор ЭВМ». Да, у нас обучаются дети с ограниченными возможностями, у них есть ментальные нарушения, но, тем не менее, каждый ребенок имеет гаджеты, планшеты и хорошо ими владеет. Наше отделение поможет ребятам освоить профессию, и потом они смогут найти себе работу.

 

7Следующая ступень – колледж. Обучение в нем подразумевает развитие профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду во время учебной, производственной и преддипломной практики. Само название обязывает колледж создавать творческую бизнес-среду, среду будущих предпринимателей. Что есть предприниматель в современном обществе? Это способ организации жизни и субъект постоянного обучения, движения вперед. До сих пор нет однозначного ответа на вопросы: предпринимательство – это врожденное качество или приобретенное? Что важнее – личные качества или знания о бизнесе? В Колледже малого бизнеса №4 учат технологии – как стать хорошим предпринимателем, используя личностный потенциал и приобретя профессиональные компетенции.

 

8Ребята получают специальности: «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», «Экономика и бухгалтерский учет», «Компьютерные системы и комплексы», а также предоставляется возможность профессионального обучения сборщиков обуви, рабочих зеленого строительства, вышивальщиц, швей. Эти профессии и специальности востребованы на рынке услуг, и особенно в малом бизнесе.

 

– Мы имеем большой опыт продуктивного общения с работодателями и социальными партнерами, – рассказывает Тамара Петровна. – Мы расширяем число наших партнеров, чтобы у наших детей было место для прохождения практики и для дальнейшего трудоустройства. К примеру, кроме трех крупнейших обувных фабрик «Парижская коммуна», «Ральф Рингер» и Ортомода, мы сейчас ведем переговоры с четвертой фабрикой Московская фабрика «SANTTIMO». Она хочет с нами работать, потому что у них на производстве не хватает людей, начиная от рабочих и заканчивая средним персоналом. Наши выпускники, несмотря на то, что у них особые возможности здоровья, что они имеют рабочую инвалидную группу, очень быстро устраиваются на предприятия. Потому что эти ребята очень ответственно относятся к работе, они исполнительные, дисциплинированные. Ни одной жалобы от работодателей не поступает!

 

9Социальными партнерами колледжа являются префектура Центрального административного округа столицы, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, управы районов Замоскворечье, Якиманка, Басманный и ведущие предприятия Москвы: ООО «Самсонайт», супермаркеты «Ритейл Групп», ООО «БестПартс», Останкинский совхоз декоративного садоводства, ООО «Перидео Рус», ООО «Старт», ООО «Почта России», ОАО «Олимп», ООО «Куб-Маркет», ЗАО «Найс», ООО «RAIF RINGER» и др. Наши партнеры участвуют в Днях открытых дверей, проводят экскурсии и мастер-классы для студентов на своих предприятиях, стажировку мастеров производственного обучения. Присутствуя в качестве председателей и членов ГИА, социальные партнеры внимательно следят за защитой студентами выпускной практической работы и лучших приглашают на работу. Кроме того, по окончании практики на предприятиях обучающиеся, как правило, проходят добровольную сертификацию, получают документы, подтверждающие их квалификацию, и продолжают там трудовую деятельность. Студенты знают, что успешная учеба и приобретенные профессиональные компетенции – залог успешного трудоустройства.

 

10Колледж малого бизнеса №4 старается оправдывать свое название, реализуя с педагогами и студентами модель малого бизнеса. В частности, колледж оказывает услуги населению по пошиву и ремонту одежды и обуви; озеленению и благоустройству; дизайну интерьеров, праздников; изготовлению постельного белья и пошиву штор. Один из последних успешных проектов – озеленение территорий школ и детских садов г. Москвы. А сейчас колледж получил большой заказ – пошив 350 комплектов постельного белья, 350 покрывал и штор для подмосковных детских садов.

 

В колледже имеются тепличное хозяйство и учебный магазин. В теплицах выращивают салат, цветочную и овощную рассаду, горшечные растения. А в учебном магазине можно купить постельное белье, полотенца, творческие работы, сувениры, подарки, изготовленные в учебно-производственных мастерских. Кстати, отличного качества!

11Для подготовки успешного предпринимателя требуются дополнительные образовательные проекты, поэтому в колледже проводятся конкурсы проектов, круглые столы, научно-практические конференции. Студенты становятся призерами городских конкурсов – предпринимательских и волонтерских проектов, слетов лидеров студенческого самоуправления. Студенты нередко открывают собственный малый бизнес, обучаясь еще на 2-3 курсах. Например, студентка 2 курса Елена Рябова стала индивидуальным предпринимателем, открыв свой интернет-магазин. В колледже планируется открытие школы бизнеса – это комплекс программ по предпринимательству и развитию соответствующих профессиональных компетенций.

 

12Ну и всегда нужно держать руку на пульсе и предугадывать желания родителей. Например, на недавнем собрании родители сказали, что неплохо было бы открыть профессию горничной.

 

– Для детей с особыми возможностями здоровья важно уметь пользоваться пылесосом и стиральной машинкой, – считает Тамара Петровна, – чтобы они могли и себя обслуживать, и на работу устроиться, в хостел, например. Так что нам теперь есть над чем работать.