другое

Справедливость торговли: как защитить производителей Евразийского экономического союза от недобросовестной конкуренции

 

1

Вопросы торговой защиты в ЕАЭС приобретают все большую актуальность в условиях членства России, Армении и Киргизии в ВТО. Меры торговой защиты призваны компенсировать ущерб от демпингового, субсидируемого или возросшего импорта. Их применение регламентируется правилами Всемирной торговой организации. 

 

2
3В целях защиты производителей ЕАЭС от иностранной конкуренции предусмотрены меры защиты внутреннего рынка от импорта товаров из третьих стран. Это так называемая «триада» мер торговой защиты: антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры. В рамках ЕАЭС меры торговой защиты применяются по решению Евразийской экономической комиссии и относятся к наднациональной компетенции. Производители ЕАЭС могут подать в орган, ответственный за проведение защитных расследований – Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии заявление, которое содержит доказательства, необходимые для начала расследования. Для каждой составляющей этой триады действуют различные требования доказательств. В целом, эти меры направлены на
противодействие недобросовестной практике со стороны отдельных иностранных компаний (демпинг), или иностранного государства (субсидии), а также резко возросшего импорта из всех третьих стран.

 

Правовой основой для применения единых мер защиты внутреннего рынка в отношении импорта товаров из третьих стран является Договор о ЕАЭС (Приложение 8, Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам). Законодательство ЕАЭС в области мер торговой защиты основано на соответствующих Соглашениях ВТО.

 

Мировой опыт показывает, что меры торговой защиты служат эффективным и распространенным инструментом, восстанавливающим конкурентную среду и способствующим улучшению положения отраслей экономики

4Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования, если соблюдены все необходимые критерии. Само расследование проводится около года. За это время проводится сбор и проверка информации от иностранных производителей, производителей ЕАЭС, таможенных служб. В расследовании участвуют все заинтересованные лица – экспортеры, импортеры, производители, иностранное государство, которые могут предоставлять комментарии и любые сведения, относящиеся к расследованию.

 

По сути расследование можно расценивать как квазисудебную процедуру, в которой сталкиваются позиции заинтересованных лиц.
Антидемпинговые меры направлены на противодействие демпинговому импорту, наносящему или угрожающему нанести материальный ущерб отрасли экономики государств-членов ЕАЭС. Демпинговым считается импорт товара по цене ниже цены на внутреннем рынке страны-экспортера. Антидемпинговые меры могут быть введены, если доказан факт демпинга, ущерба и причинно-следственной связи между ними.
Компенсационные меры – механизм противодействия негативным эффектам специфических субсидий, предоставленных иностранным государством. В отличие от антидемпинговых, они направлены на противодействие недобросовестной практике предоставления субсидии государством определенным компаниям или отраслям. Они применяются реже из-за сложности доказательства субсидирования.

 

Антидемпинговые меры направлены на ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДЕМПИНГОВОМУ ИМПОРТУ, наносящему или угрожающему нанести материальный ущерб отрасли экономики государств-членов ЕАЭС

5Антидемпинговые и компенсационные меры могут быть введены в отношении отдельных предприятий из конкретных стран, как правило, в размере демпинговой маржи или рассчитанной специфической субсидии. Через 5 лет они автоматически прекращают действие. В случае, если будет доказана вероятность продолжения или возобновления демпинга и ущерба, антидемпинговая мера может быть продлена на 5 лет. Важно, чтобы за это время производители могли воспользоваться дополнительной защитой. Аналогичные положения действуют в отношении компенсационных мер.

 

Специальные защитные меры применяются в отношении совокупного импорта товара вне зависимости от страны происхождения или отдельного поставщика. По сути, они не направлены на противодействие недобросовестной конкуренции. Основанием для их применения является доказательство возросшего импорта и серьезного ущерба от него.

 

Справка
Что такое Евразийский экономический союз?
1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный 29 мая 2014 года в Астане. Договор о ЕАЭС кодифицировал правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, вобрал в себя наработки региональной интеграции за время функционирования Таможенного союза, зафиксировал конкретные планы по дальнейшему углублению интеграции. Теперь ЕАЭС обладает международной правосубъектностью. В него вошли пять государств – Армения, Беларусь, Казахстан, Россия, Киргизия.
ЕАЭС – международная организация, в составе которой функционируют наднациональные органы: Высший Евразийский экономический совет – уровень глав государств, Евразийский межправительственный совет – уровень глав правительств, Евразийская экономическая комиссия – исполнительный орган, Суд ЕАЭС – судебный орган.
Создание и функционирование ЕАЭС направлено на устранение ограничений во взаимной торговле, обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В определенных отраслях экономики проводится скоординированная, согласованная или единая политика. ЕАЭС применяет единый таможенный тариф по отношению к товарам, которые ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран.
Правовая база ЕАЭС соответствует правилам Всемирной торговой организации.

 

6Мировой опыт показывает, что меры торговой защиты служат эффективным и распространенным инструментом, восстанавливающим конкурентную среду и способствующим улучшению положения отраслей экономики. По данным ВТО, в период с 1995 по 2014 годы страны-члены ВТО инициировали 4757 антидемпинговых, 380 компенсационных, 295 специальных защитных расследований. Около 70 стран пользуются этим инструментом для защиты производителей от недобросовестной конкуренции.

 

ЕАЭС можно считать одним из новых пользователей мер торговой защиты. При этом важно развивать в дальнейшем экспертный потенциал в данной сфере, чтобы производители ЕАЭС могли проводить мониторинг ситуации в отраслях и оперативно реагировать на недобросовестную практику со стороны иностранных конкурентов для последующего инициирования защитных расследований.