образование

Профессиональное образование: 75 лет, перезагрузка - что было, как стало и чего следует ожидать

1

 

В этом году исполняется 75 профессиональному образованию. Пролетела почти целая эпоха: закончилась война, рухнул тоталитарный режим, изменилась страна, а ПТУ не только не утратили своей актуальности, а наоборот, активно развиваются. Теперь вчерашние профтехучилища носят модное название «колледж». 

 

2Акчурин Расим Сулейманович, зампредседателя городского Совета ветеранов

– Во время войны надо было думать о рабочем классе, создавать его. Видимо, поэтому было принято решение о создании трудовых резервов. За годы войны были подготовлены 248000 квалифицированных рабочих. Лепта, которая была внесена трудовыми резервами, из истории государства не уйдет.

 

Ветераны знают, о чем говорят, ведь в годы Великой Отечественной войны именно учащиеся ПТУ, сотни тысяч юношей и девушек, прошедших ускоренную профессиональную подготовку, заменили отцов и старших братьев, ушедших на фронт. 248 тысяч выпускников училищ ФЗО за годы войны внесли свою вклад в Великую Победу.

 

4В современном мире, как оказалось, также существует острая нехватка квалифицированных работников, и государство активно проводит образовательные реформы для привлечения все большего количества молодежи в училища и колледжи.

 

Современные колледжи и училища – кузница востребованных и высоко­оплачиваемых кадров, их главная задача – сделать так, чтобы дети после 9 класса окунулись сразу в практику, в производственную атмосферу, чтобы каждый день
изучали свою будущую профессию не по книжкам, а своими руками. В отличие от вузовской системы образования, система среднего профессионального образования дает знания, применимые на практике, начиная с первого года обучения. При этом теория и практика связаны воедино. Выпускник колледжа имеет колоссальное преимущество перед выпускником вуза по части практики. Поступая в вуз, выпускник колледжа точно понимает причины выбора конкретной специальности. К тому же он может одновременно работать и учиться на вечернем отделении. Таким образом, человек, окончивший заведение среднего профессионального образования, завоевывает стратегический плацдарм значительно раньше, чем его конкурент. И он уже может сам, без подсказки родителей и друзей, решать вопрос, продолжать ли ему образовательную карьеру или идти работать и заниматься обустройством личной жизни.

 

3Афонин Константин Юрьевич, директор ГБПОУ города Москвы «Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26»

– Выпуская на рынок труда Москвы, мы выпускаем тех, кто определился в профессии, а значит, на производство придут профессионалы.

 

Недавно Ассоциация труда и трудового права России опубликовала результаты прогнозов и аналитики рынка труда на 2015-2017 годы, и в первой десятке списка оказались профессиональные рабочие, а именно квалифицированные машинисты, слесари, электрики, сварщики, на которых в последние годы наблюдается постоянный спрос.

 

Цапликов Анатолий Юрьевич, и. о. начальника управления персоналом Московской дирекции моторвагонного подвижного состава филиала ОАО «РЖД»
– Мы тесно и продуктивно работаем с колледжем №52. Ежегодно он выпускает не меньше 300 человек, которые проводят профориентационную работу в депо. В 2015 году были трудоустроены 161 человек. Считаем, что цифры приема нужно увеличивать, так как многие после обучения попадают в армию.

 

6В ходе исследования выяснилось, что наиболее востребованными являются выпускники инженерных направлений подготовки. Доля трудоустройства по отдельным специальностям составила 80% и более. К тому же, молодые инженеры и «технари» могут похвастаться и высокой заработной платой. Именно выпускники училищ и колледжей могут рассчитывать на самые высокие стартовые зарплаты, чем те же специалисты с университетским дипломом. Сейчас поступление в колледж считается престижным, и никто не осмелится сказать, что училище – запасной вариант для троечников. Сегодня многие ребята идут учиться не просто за дипломом, а за реальными знаниями, и для этого идеально подходят училища. Теория теорией, а без практики никуда. Просто иметь высшее образование в XXI веке – это очень мало…

 

Основные этапы развития профессионального образования

7Днем рождения системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят Указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. Эти училища были созданы в рекордные сроки. Прием в них проводился не только по желанию молодых людей, но также и путем мобилизации. Развитие профессионального образования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых напрямую связан с социально-экономическим развитием общества.

 

Началом профессионального обучения стало время становления Российской империи. Петр I и особенно его единомышленники, «птенцы гнезда Петрова», как их потом будут называть, очень много сделали для зарождения профессиональных учебных заведений.

 

«Великий государь указал…быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению в личное ведение боярина Ф.Я. Головина…» – говорилось в Указе от 14 января 1701 г. Это была первая в России ремесленная школа, которая называлась «Школа навигационных и математических наук» и была основана в Москве 14 января 1700 года. В период с 1701 по 1721 годы были открыты Медицинская, Артиллерийская и Инженерная школы в Москве, Морская академия и инженерная школа, только уже в Петербурге, и горные школы при уральских и олонецких заводах. Профессиональное образование в те времена являлось делом государственной важности, поэтому любое неповиновение царским Указам сурово каралось, вплоть до смертной казни.

 

9На этом император не остановился и 28 января 1724 г. издал Указ об учреждении в Петербурге Российской Академии наук. Крупнейший ученый Европы Лейбниц сказал однажды Петру: «…Полуневежды не могут принести пользу стране, Ваше Величество будет иметь со временем из Вашего собственного народа таких же отличных ученых, и даже лучших, чем где-либо в Европе». Большое значение придавали и преподавателям в академиях. Предпочтения отдавали не только иностранным подданным, известным российским ученым, но и даже женщинам было позволено управлять учебным процессом. Одной из таких дам была Екатерина Романовна Дашкова, которая 11 лет (с 1783-го по 1794 год) была во главе Петербургской академии наук. Она была человеком практического ума, владела многими, даже чисто мужскими, профессиями.

 

Под влиянием идей западных мыслителей и, в первую очередь, Вольтера Екатерина II задалась целью так построить образование, чтобы оно произвело «новую породу» людей. Слова «Науки поощрять!» принадлежат именно Екатерине.

 

10Второй период развития и процветания профессионального образования длился с 1888-го до революции 1917 года.

 

Владельцы заводов отлично понимали роль науки в развитии промышленности. Особенно это стало заметно во второй половине ХIХ века, в период бурного развития капитализма в России. В Петербурге была более чем где-либо развита промышленность и, естественно, северная столица стала центром технического образования. Русское техническое общество должно было отличаться тем, что в его деятельности могли бы принимать участие не только ученые-профессионалы, но и практики-инженеры, фабриканты и даже высококвалифицированные рабочие, в связи с этим был создан 9-й особый отдел – Постоянная комиссия по техническому и профессиональному образованию, который стал открывать различные типы профессиональных и технических школ для всех категорий рабочего населения.

 

13Председателем комиссии стал Александр Григорьевич Неболсин. «Русский Вольтер», как называли его современники, организовал десятки профессиональных школ и училищ, вложив в это дело все свое состояние. Он говорил: «Кто желает нашей Родине света, должен желать и учения. Больше света, больше любви к людям, больше просвещения!».

 

Вклад русских ученых и педагогов, чей опыт использовали и на Западе, здесь очень значителен. Предложенный русским ученым И. А. Вышеградским «Общий нормальный план промышленного образования в России» был принят правительством как план развития. В 1888 году утвержденные «Основные положения о промышленных училищах» впервые в России законодательно установили единую систему разрозненных прежде профессионально-технических учебных заведений. Их подразделили по типам:

 

  • средние технические училища, готовившие техников как ближайших помощников инженеров и других руководителей промышленного дела;
  • низшие технические училища, подготавливавшие рабочих для определенного производства;
  • ремесленные училища, обучавшие конкретному ремеслу, связанному чаще всего с бытом людей.

 

14Впервые в содержание профессионального образования были введены планы, определявшие основные пути подготовки квалифицированных рабочих, мастеров и техников. В этих планах главное место заняли специальные предметы.

Тогда же были разрешены правительством и образованы различные общества, которые ставили своей целью содействие экономическому развитию России. Вольное экономическое общество, Московское общество распространения технических знаний, Политехническое общество при Московском техническом училище, общества содействия развитию женского, сельскохозяйственного, кустарно-ремесленного и других видов образования внесли огромный вклад в развитие национальной системы ПТО. Участие в их работе принимали виднейшие педагоги-инженеры и педагоги-практики, экономисты – светлые умы своего времени. Перечень их фамилий обширен и включает наряду с сотнями безымянных энтузиастов имена, составляющие гордость страны.

 

Этап последовательного создания профессиональной отечественной школы прогрессивными деятелями России совпал с периодом ее капиталистического развития (с 60-х годов XIX века до начала XX века). Первые годы после революции (1917–1920) наполнены бурными событиями гражданской войны и разрушением дореволюционной системы профессионального образования. Страну поглотила разруха без обученных рабочих рук, поэтому после окончания гражданской войны были предприняты шаги по формированию государственной системы профессионально-технического образования и приняты решения на определения перспективы развития системы воспроизводства рабочей силы, а также положены основы школам фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

 

15К 1939 году школы ФЗУ были введены в состав 21 наркомата и ведомств и превращены в цехи базовых предприятий, осуществляя подготовку для нужд производства. Понятно, что это закономерно привело к утрате контроля над единством требований в учебной и программно-методической работе. Поэтому с 1940-го было принято решение о создании и развитии системы государственных трудовых резервов как структуры народно-хозяйственного комплекса страны. Появился новый тип учебного заведения ФЗО (фаб­рично-заводское обучение), выполнявший государственный заказ на подготовку квалифицированных рабочих.
В послевоенные годы продолжалось совершенствование системы НПО. В 1958 году, вместо различных форм подготовки (школы ФЗО, горнопромышленные училища, РУ, ЖУ, СУ трудовых резервов и др.), создается единый тип учебных заведений – городские (ГПТУ) и сельские (СПТУ) профессионально-технические училища на базе 8-летней школы. В зависимости от сложности специальности срок обучения в ГПТУ был установлен от 1 до 3 лет, а в сельских – от 1 до 2 лет. Каждое учебное заведение прикреплялось к одному или нескольким близлежащим (так называемым базовым) заводам, совхозам и т.п., на которых учащиеся проходили производственную практику.

 

Следующим этапом развития системы ПТО (1969 год) явилось преобразование профтехучилищ в учебные заведения со сроком обучения 3–4 года для подготовки квалифицированных рабочих со средним образованием из числа молодежи, окончившей восьмилетнюю общеобразовательную школу. В последующие годы учебные заведения, дающие вместе со специальностью полное среднее образование, стали основным типом наряду с техническими училищами, где выпускники общеобразовательных школ за 1 – 1,5 года получали высокую подготовку по выбранной специальности.

 

16В период 1970 – 1980 годов в практику входят методы проблемно-развивающего обучения, делаются попытки формирования творческого начала у учащихся, основанные на самостоятельном решении проблемных ситуаций и задач. Ориентация на ПТУ со средним образованием предполагала постепенный переход от выпуска узкоспециализированных рабочих к подготовке квалифицированных рабочих широкого профиля. Однако объявленная в 1984 году реформа отечественной школы совпала со сложным периодом распада страны и трансформацией одной социально-экономической и политической системы в другую. Годы последнего десятилетия XX века характерны для системы НПО сначала тяжелым кризисом, а затем поиском и реализацией новых форм профессионального образования в нарождающихся рыночных социально-экономических отношениях. Показательно, что в это сложное время проявились жизнестойкость системы и ее необходимость для общества.

 

Чтобы помнили

История профессионального образования настолько богата и разнообразна, что по инициативе Департамента образования Москвы в 2010 году был создан музей «Истории профессионального образования города Москвы».

 

Рейтинг востребованных профессий в России

1. IT- специалист
2. Инженер-проектировщик
3. Педагог
4. Юрист
5. Медик
6. Маркетолог
7. Специалист по персоналу
8. Профессиональный рабочий
9. Специалист индустрии красоты
10. Эколог

 

Руководитель музея Геращенко Наталья Николаевна рассказала, что представленные в музее разделы отражают этапы становления системы профессионального образования в Москве со времен Петра I по настоящее время. Одна из экспозиций музея посвящена героическому участию обучающихся, выпускников и педагогических работников профессиональных училищ в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и в восстановлении народного хозяйства в послевоенные годы. Другая экспозиция рассказывает о Героях Советского Союза и Героях Социалистического Труда, лучших преподавателях и мастерах производственного обучения. В музее не обошли вниманием и современные заведения среднего профессионального образования, и поэтому здесь достойно продемонстрирована деятельность всех столичных учреждений, а для этого в залах находятся экспонаты и сенсорные системы, которые помогут посетителям познакомиться с профессиями, которые можно получить в колледжах сегодня, наглядно демонстрируют техническое и декоративно-прикладное творчество обучающихся и студентов. А экспозиция «Рабочее место студента Колледжа будущего» посвящена перспективам развития системы профессионального образования Москвы.
Музей – не только информационный центр и центр пропаганды престижных рабочих профессий, но и место социального общения, где реализуются все направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. В течение всего года в музее проводятся творческие конкурсы, культурно-образовательная программа «Через профессию к успеху», профориентационно-образовательная программа для старшеклассников «Экскурс в мир профессий». Каждый может найти для себя что-то нужное и полезное, а главное, вся полученная информация дается ребятам для определения своей будущей профессии.

 

8Картышова Марина Сергеевна, директор ГБОУ города Москвы «Школа № 630 «Лингвистический центр»
– Когда в руках есть профессия, то даже в самые тяжелые времена человек жизнеспособен и может приносить своим трудом пользу обществу. Коко Шанель как-то сказала: все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. В один из тяжелых моментов своей жизни она взяла кусок материи и сшила из него маленькое черное платье, которое прославило ее.

Мир профессий многогранен. Как в нем не заблудиться? Как разобраться? Уже в рамках школьного образования ребята имеют возможность погрузиться в мир профессий, что дает возможность этот выбор сделать обдуманно и осознанно. В новом учебном году, в преддверии праздника посвящения в студенты, музей посетили более тысячи первокурсников. Частыми гостями музея становятся ветераны, отдыхающие в Московском городском Доме ветеранов, действующем в Московском колледже гостеприимства и менеджмента № 23. Музей стал местом встречи ветеранов педагогического труда города Москвы, в нем устраиваются тематические выставки и вечера, связанные с днями профессиональных праздников.

 

11Калгашкина Вера Владимировна, председатель городской организации ветеранов педагогического труда, ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный учитель РФ, почетный работник системы профессионального образования, почетный ветеран города Москвы
– Городской Совет ветеранов педагогического труда является общественной организацией при Департаменте образования города Москвы, коллективным членом Городского совета МГСВ. Вот уже более 20 лет наш Совет осуществляет действенную практическую работу по привлечению ветеранов педагогического труда к общественной деятельности в образовательных учреждениях столицы по самым различным направлениям их жизни.

 

К началу 2015 года в городской организации неработающих ветеранов-педагогов насчитывалось чуть более 17 тысяч человек, из них ветеранов-участников Великой Отечественной войны более 200 человек, а тружеников тыла – более 2,7 тысяч человек. Кроме того, памятным знаком «Почетный ветеран» награждены 51 ветеран-педагог.
17Ветераны находят новые творческие формы работы с молодежью и школьниками в области гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Городской Совет ветеранов педагогического труда координирует работу и помогает учебным заведениям реализовывать программы и планы совместных действий по патриотическому воспитанию обучающихся.
Особое внимание Совет ветеранов уделяет и социокультурной реабилитации своих пенсионеров. Ветераны-педагоги принимают участие в городских фестивалях самодеятельного и художественного творчества в рамках общегородских фестивалей художественного творчества ветеранов и членов их семей.

 

Много усилий направляется и на пат­риотическое воспитание. Совместными стараниями с ветеранами труда проводятся тематические праздники, экскурсии и встречи с заслуженными гражданами нашей страны. Также проводятся конкурсы исследовательских работ обучающихся и студентов, посвященные героическим страницам нашей истории, боевому и трудовому подвигу наших соотечественников, выдающимся выпускникам профессиональных образовательных организаций, которые достигли больших результатов в своей жизни и которые могут поделиться секретами выбранной профессии.

 

12Фролов Анатолий Иванович, Герой Социалистического Труда
– Я мастер производственного обучения, машинист, когда-то окончил железнодорожное училище №3. Выпустил более 40 учеников, которые работают на железной дороге. Человек труда – основа экономики общества. Ни одно государство мира не может жить без рабочего класса. Это аксиома. Что бы ученые ни изобрели, что бы ни решили государственные деятели, все решает рабочий человек.

 

Музей «Истории профессионального образования города Москвы» старается быть интересным не только для молодежи, но и для представителей любого возраста, поэтому ставит перед собой грандиозные цели и задачи, которые с легкостью выполняет.
Музей постоянно привлекает молодых специалистов и снабжает экскурсионные залы современными технологиями для просмотра кино и видеоматериалов, оказывает научно-методическую и практическую помощь музеям учреждений профессионального образования города Москвы, проводит лекции, встречи с работодателями, мастер-классы, предоставляет посетителям информацию о профессиях и специальностях, которым обучают в профессиональных образовательных организациях Москвы.

 

Деятельность музеев профессионального образования всегда благотворительная, социально значимая, сплачивающая вокруг музея студентов и представителей разных поколений и профессий. Музей «Истории профессионального образования города Москвы» сплотил активистов музейного движения большинства профессиональных образовательных учреждений Москвы, в которых были созданы свои музеи.
В настоящее время система профессионального образования насчитывает 110 музеев. Специализация музеев разнообразна, но в большинстве своем это музеи краеведческие, военно-исторического и мемориального профилей, музеи профессии и музеи истории учебного заведения. Главными гостями, участниками и экскурсоводами являются ветераны войны и военной службы, ветераны Мос­ковского городского Совета ветеранов педагогического труда.

 

Создание УПО

Чтобы поднять экономику страны, нужны первоклассные специалисты, которых необходимо обучать и воспитывать. Именно на это нацелены УПО – учебно-образовательные объединения Москвы. Основные задачи УПО – стратегическое планирование по обеспечению потребностей рынка труда, повышение качества подготовки специалистов и эффективности их трудоустройства, интенсивный обмен преподавательским опытом. Главным залогом успеха УПО является система и непрерывная работа.

 

18Осенью прошлого года по решению Департамента образования Москвы были созданы семь учебно-производственных объединений. В них вошли колледжи, техникумы, центры образования, образовательные комплексы. Они ведут подготовку квалифицированных кадров для реального сектора экономики столичного региона по семи профессиональным направлениям: «Техника и технологии наземного транспорта», «Архитектура, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство», «Авиационно-космическое машиностроение», «Промышленное оборудование и системы связи», «Сервис и легкая промышленность», «Организация обслуживания в общественном питании», «Техносферная безопасность и юриспруденция». Такое взаимодействие позволяет близким по профилю учебным заведениям более рационально использовать материально-технические, кадровые, научно-методические и другие ресурсы. Отделения УПО открыты в каждом районе города, для возможности ребятам получать специальность недалеко от дома. Среди задач, стоящих перед УПО: актуализация содержания образования в соответствии с требованиями образовательных и профессиональных стандартов, участие в разработке профессиональных стандартов, организация системы стажировок и повышения квалификации инженерно-педагогических работников колледжей, развитие материально-технического оснащения колледжей, входящих в объединение, организация сертификации квалификаций выпускников, обеспечение признания результатов сертификации.

 

Сегодня учебно-производственные объединения, сформированные из московских колледжей, получают заявки от крупнейших работодателей столицы на подготовку кадров. Это все ведущие и передовые предприятия и организации столицы – начиная от «Метрополитена» и заканчивая авиационным холдингом компании «Сухой». Крупные структуры Москвы, которым нужны рабочие кадры, сегодня вышли на контакт с этими учебно-производственными подразделениями. Например, только ЖКХ Москвы дало заявку на 18000 рабочих мест.

 

В столичной мэрии был подготовлен список востребованных профессий для мегаполиса. Всего в списке 23 профессии, среди них водители, уборщики помещений, мусоропроводов и территорий, каменщики, штукатуры, маляры, телефонисты, арматурщики, повара, бетонщики, плотники, слесари-монтажники, продавцы.
Современный колледж – это целый мир, где созданы все условия для успешного роста, совершенствования и успешного превращения вчерашнего школьника в профессионала. Востребованного человека для жизни в таком большом городе, как Москва. Для проверки и самореализации столичные студенты колледжей недавно стали принимать участие во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства, а также и в международной некоммерческой организации WorldSkills, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру.

 

Это движение направлено на повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каж­дой отдельной стране, так и во всем мире в целом.

 

19В 2012 году Россия стала шестидесятой страной, присоединившейся к WorldSkills. Сейчас таких стран уже 74. От классических конкурсов профмастерства WorldSkills отличается тем, что здесь жестко регламентированы требования, жесткие стандарты, а оценивают работы авторитетные международные эксперты. Дополнительной целью движения является формирование круга людей, которые являются носителями профессии.

 

Все соревнования WorldSkills открытые, их посещает большое число зрителей. На последний всероссийский чемпионат WorldSkills в Казани в мае этого года пришли 63 тысячи детей и взрослых. Школьники увидели, кто такие современные сварщики, слесари, повара. Это проф­ориентационный эффект дал возможность молодежи сделать осознанный выбор будущей профессии, а образовательным учреждениям продемонстрировать работы своих лучших студентов, получить опыт и знания лучших практик.

 

Недавно прошел Открытый чемпионат профессионального мастерства «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia, в котором приняли участие студенты московских колледжей. Они соревновались в открытом чемпионате по 67 компетенциям (профессиям), среди которых архитектурный дизайн, покраска автомобиля, дизайн одежды, ювелирное дело, самолетостроение и т.д. Соревнования прошли на 31 специализированной площадке, оснащенной машинами, оборудованием, инструментами и образцами материалов по самым современным стандартам. Участники состязаний за звание лучшего мастера в своей профессии продемонстрировали технические способности, индивидуальные и коллективные качества, реализуя поставленные перед ними задачи, которые они изучают или выполняют на своем рабочем месте.

 

А совсем недавно, тоже в октябре, прошел Первый городской фестиваль учебно-производственных объединений «Творчество. Мастерство. Профессионализм» на базе учебно-производственного объединения «Техносферная безопасность и юриспруденция». Главная задача этого события – продемонстрировать достижения системы профобразования, ее возможность быть современной и привлекательной. Участниками праздника были учащиеся и педагоги общеобразовательных организаций, педагогическая и студенческая общественность профессиональных образовательных организаций, представители социальных партнеров профессиональных образовательных организаций и работодателей.

 

5Насыщенная праздничная программа позволила продемонстрировать высокий уровень взаимодействия ПОО и представителей отраслевых работодателей для реализации современного подхода в подготовке востребованных кадров. Знаменная группа и барабанщицы торжественно открыли концертную часть фестиваля. Большой интерес у участников праздника вызвал этап мастер-классов, где каждый школьник смог приобщиться к основам юриспруденции, криминалистики, финансовой грамотности, узнать правила оказания первой помощи в чрезвычайной ситуации. Программа «Школы супергероя» была выстроена так, чтобы участие приняли учащиеся разного возраста. Обязательным элементом программы было посещение музея Колледжа полиции, где курсанты увлекательно представили этапы становления системы внутренних дел РФ, приводя красочные исторические примеры.
Ярким и запоминающимся моментом для гостей стало выступление конницы ГУ МВД, а также выставка современной техники, где школьникам была представлена возможность ознакомиться с оснащением бронетранспортера, пожарно-спасательным оборудованием, оружием времен Великой Отечественной войны и новейшими разработками.

 

Деловая часть фестиваля была направлена на концентрацию потенциала работодателей и профессиональных образовательных организаций для подготовки инновационных кадров. Во время конференции руководитель УПО вручил награды студентам ГБПОУ ТПСТ №57 за проявленную доблесть и профессионализм при ликвидации пожара и спасение жизней людей. Представитель Главного управления МВД отметил, что в последние годы усилилось взаимодействие в рамках реализации профориентационных мероприятий и трудоустройства выпускников, которые демонстрируют устойчивую мотивацию достижения. Бывший выпускник одного из колледжей пожелал студентам для достижения успеха в профессиональной деятельности видеть цель, соизмерять собственные силы и нести ответственность за собственные поступки.

 

Фестиваль учебно-производственных объединений прошел для двух сотен москвичей разного возраста насыщенно и интересно, в завершение всех гостей пригласили отведать кашу в полевой кухне.