культура

Олег Гончаров: мы не хотим быть местом для массового потребителя

1

 

Современный арт-парк и культурная площадка «Никола-Ленивец» приглашает гостей, но предупреждает: путешествие будет совсем не для ленивцев. Несколько лет подряд имя Олега Гончарова было тесно связано с центром территориальных инициатив «АрхПолис», учрежденным в 2011 году предпринимателем Максимом Ноготковым, сейчас при его поддержке «Никола-Ленивец» стал не только площадкой для самовыражения художников, но и современным арт-парком, местом для развития новых культурных и туристических проектов.

 

– «Никола-Ленивец» – название довольно странное для маленькой деревни. Поделитесь историей столь уникального места.

2– Боюсь, рассказывать придется очень долго, потому что это место действительно с богатой историей и уносит нас далеко в прошлое. Все началось с Великого стояния на реке Угре, где произошло противостояние между татаро-монгольским войском и нашими дружинами. Есть несколько версий, почему деревня носит имя «Никола-Ленивец», кто-то говорит, что эта земля в честь святого Николая, который зимой любил полениться в столь благодатных краях. Наша новейшая история в большей степени посвящена ландшафтному искусству и природной среде. Сейчас нас называют арт-парком, новым культурно-образовательным центром.

 

3– Создается впечатление, что «Никола» создавался группой людей для самих же себя. Трудно ли стать частью «Ленивца» и создать для него свой проект? Есть ли цензура у современного арт-парка?

– У «Николы» есть свод неписаных правил, хотя за последние три года мы их никак не формализовали. Но, наверное, мы к этому еще придем. Существует художественно-общественный совет – люди, которые многое вложили в эту землю и которые многое сделали для нее, и вот они своим решением выбирают направления творческих проектов и активностей, а дальше уже кураторы резиденций и программ соотносят и приглашают тех людей и проекты, с которыми интересно и приятно работать. Это художник Николай Полисский, архитекторы Василий и Анна Щетинины, кураторы фестиваля « АрхСтояние» Юлия Бычкова и Антон Кочуркин. И теперь уже новое поколение кураторов, активно сформировавшееся за последние три года.

 

4Я сам ни архитектор и ни художник, поэтому мне сложно сформулировать основные критерии, по которым принимается решение по установке того или иного объекта, лучше такой вопрос адресовать профессионалам. Думаю, в первую очередь, проект должен соответствовать месту и вписываться в концепцию, должно присутствовать уникальное видение перформанса, звука и света. Если мы говорим о временном проекте, естественно, он должен нравиться всем нам, должен заряжать место и дополнять его, а не забирать энергию и быть обузой.

 

6– Не секрет, что таким масштабным культурным проектам трудно существовать без дополнительного финансирования. Есть ли у «Николы–Ленивца» частные инвесторы, помощь от чиновников, или вся задумка держится только на энтузиазме людей, влюбленных в Калужскую землю и свое дело?

– Это всегда по-разному, потому что проект сложный и многоуровневый. Последние три года проект развивался при активной поддержке Максима Ноготкова, у нас сложились хорошие отношения и с федеральной властью, и с властями Калужской области. Это касается инфраструктурных вопросов – дороги, коммуникации… Также существует культурная поддержка в виде грантов, есть поддержка частных спонсоров и друзей. Конечно, это сложно все содержать. Наверное, главное, что помогает решать проблемы – это взгляд на землю и на 7людей, которые здесь живут и работают. Многое, когда сидишь в Москве, кажется невыполнимым, а здесь, на месте и при поддержке местных, все становится проще. В настоящее время мы перешли из большого инвестиционного проекта в проект самоокупаемости и выживания, взаимодействие с сельчанами нам помогает. Нам также помогают сильные и творческие идеи, известность и внимание аудитории, история и «шум» от прошедших удачных фестивалей – все в комплексе дает нам возможность привлекать творческих людей и просто туристов, которые оставляют деньги, а значит, есть возможность просуществовать дольше и более продуктивно. Запустив культурный и туристический сезон в этом году, мы сейчас, говоря бизнес-языком, упаковываем проект под приход новых инвестиций и собираемся делать роуд-шоу проекта в течение этого лета для привлечения новых стратегических партнеров.

 

8– Каждое туристическое или культурное место борется за своего посетителя. К каким хитростям прибегаете вы для привлечения гостей, и есть ли у вас статистика, кто именно приезжает в «Николу-Ленивец»?

– Ну, во-первых, «Никола» – очень многогранный организм, поэтому у нас разношерстная публика. Бессменно – это ценители большого русского искусства в ландшафте, это люди от 25 до 40 лет, которые привыкли интересоваться, что происходит с Россией и ее историей, которые находятся всегда в поиске чего-то нового и интересного. Их еще называют креативным классом. К нам также приезжают и пожилые люди, и мамочки с детьми. Конечно, у нас много гостей из Калужской области. Из столицы приезжают или профессионалы, или те, кто о нас уже знает или что-то слышал и возвращаются сюда из года в год. Раньше большая часть аудитории съезжалась на крупные фестивали или на проекты, сейчас же люди приезжают просто насладится магией этого места, а мы стараемся, чтобы каждый нашел здесь для себя тот мир, в котором ему комфортно. В профессиональном мире «Николу» всегда знали и любили, и не 9только наши соотечественники – сюда всегда приезжали иностранцы. За последние три года информации о «Николе» стало больше, наверное, в разы, может, и в десятки и сотни раз, поэтому иностранные гости к нам тоже всегда тянулись. К тому же, очень много было объектов авторства многих знаменитых зарубежных архитекторов. Например, для фестиваля «АрхСтояние» один из мастеров мировой известности Андриан Гезе построил объект «Шишкин дом», и он далеко не единственный из иностранцев, кто участвует в жизни «Николы».

 

– Вы стали директором арт-парка «Никола-Ленивец» три года назад. Что за это время вам уже удалось сделать, а главное, довольны ли вы результатами?

10– Много дел впереди, поэтому гордиться и думать об успехах и результатах пока времени нет. Если говорить о наиболее успешных и сильных проектах, то это создание нового медийного искусства в открытой среде. Подобное в России еще никто не создавал, да и за рубежом это не так популярно. К примеру, фестиваль «Ночь новых медиа» стал одним из законодателей новых технологий в природной среде. Следующая тема, которую мы подхватили, – это погружение детей в открытую художественную среду. Мы стали делать интересные хостелы, которые нигде в стране не открываются, а мы это делаем. Впереди планы, связанные с идеей открытия кампуса нового типа, где будет собираться интересующаяся, образованная аудитория. В этом есть привкус европейского или американского университетского кампуса, с точки зрения организации среды: открытой, дружелюбной, современной. В нашем аналоге, под названием «Зеленая кафедра» будет проходить практическое обучение ландшафтному искусству и ландшафтному проектированию. Мы хотим, чтобы это не были просто лекции, где в основном собираются впечатления, а были бы именно практические занятия, потому что этим в России вообще мало кто занимается, тем более на территории 600 га. В партнерах у нас Национальный 11парк «Угра», так как часть нашей территории находится под их патронатом. Следующий большой проект Soundscape – внедрение звуковых медиа в природную среду, создание звуковых природных амфитеатров с приглашением команд, играющих современную и авангардную музыку. Это возможность экспериментировать со звуком в ландшафте в формате творческих резиденций, делать сезонные проекты в формате 300-500 человек по выходным и выходить за рамки ежегодного крупного фестиваля. И конечно, мы не забываем о создании современной удобной гостиницы из домиков, мест отдыха для принятия и туристов, и профессионалов.

 

– Во времена развитой туристической индустрии и доступной информации в любых областях очень сложно удержать аудиторию, чтобы она оставалась и возвращалась. Сталкиваетесь ли вы со скептически настроенными людьми или негативными отзывами об арт-парке и обо всем, что здесь происходит?

12– Нет, я не встречал у нас людей с кислыми или недовольными лицами – это просто невозможно или это были бы просто необразованность и нежелание познавать новое. Наверное, в Интернете можно отыскать какие-нибудь негативные отзывы, если очень постараться. Но в основном к нам приезжают люди, уже нацеленные много ходить, много думать, саморазвиваться. Конечно, кому-то может не понравиться какой-то конкретный объект, сервис, в принципе, как и везде, но в целом все впечатлены слиянием природы и искусства, уникальностью и энергетикой самого места, и на этом фоне все недоработанные проблемы просто не воспринимаются серьезно. К нам не приезжают холеные туристы, для которых бытовые блага превыше всего, таких мы и не очень-то ждем. Наша аудитория – те, кто эту землю любит и дорожит этим местом. Наш гость – современный человек, который очень много путешествует, многое видел и знает, привык решать многоуровневые задачи, готовый в сельской среде создавать что-то уникальное, чем будут интересоваться за пределами нашей страны, используя простейшие материалы, ведь здесь нет каких-то сложных механизмов и сложных материалов, но все выглядит очень глобально.

 

– А как местные жители реагируют на все происходящее в «Николе», есть ли противоречия с местным населением, ведь, по сути, вы занимаете их родную землю, где они могли бы развивать хозяйство?

13– Я думаю, в целом все происходит со знаком плюс. Тут важно все делать сообща. Даже если говорить про основателя фестиваля «АрхСтояние» Николая Полисского, то у него работали и работают местные, и смысл всех его объектов – это вовлечение в процесс сельского населения. Конечно, есть недовольные, что, мол, шумно, много людей, особенно во время крупных фестивалей, и мы, безусловно, все это обсуждаем. Несколько раз в году собираемся с советами деревень и обсуждаем существующие проблемы и предложения. Я думаю, внутренне многим нравится все происходящее, и если появляются вопросы, абсолютно нормально высказывать свое мнение на этот счет. Большое скопление людей и большой приток внимания – не всегда плохо. Ведь с появлением нового проекта или фестиваля оживляется территория, восстанавливаются старые объекты и строения, появляется возможность построить и новую детскую площадку для сельчан, и 14автобусную остановку. Мы развиваемся вместе и, наверное, это один из главных залогов успеха. На стыке желания двинуть прогресс и каких-то ретроградных вещей мы и живем в балансе, и все это дает возможность двигаться дальше. Открываются новые задачи и пространства, появляется молодая и жаждущая свершений команда – все это дает невероятный заряд приносить пользу, а не только получать удовольствие. Если честно, мы сами уже почти стали местными жителями, некоторые прописались тут и купили землю. Сейчас мы создаем некоммерческое партнерство «Творческий поселок» для участников проекта и желающих жить и развиваться вместе с нами.

 

– У каждого человека есть цель, идеал, к чему надо стремиться. Для арт-парка, культурного заповедника, туристического места и площадки для творчества и образовательных программ существует ли свой идеал, и как вы видите свое дальнейшее развитие?

15– У нас нет амбиций стать популярным местом путешествия для всех жителей земного шара, мы не стремимся появиться в туристических буклетах на первых страницах после достопримечательностей Москвы и Питера. Мы не хотим выходить на массмаркетский рынок и не хотим быть местом для массового потребителя. Нам на руку играет расстояние от Москвы: для знающих, желающих и интересующихся 200 км – это нормально, и комары по ночам не проблема, да и пешие прогулки только в плюс – таким мы рады. К «диванным» горожанам и сотням туристов, как в Египте или Турции, мы не готовы. «Никола-Ленивец» все же не для комфортного времяпровождения. Естественно, мы создаем проекты, которые должны увидеть тысячи. Есть и более камерные проекты для подготовленной аудитории. Наша главная задача – дружить с теми, кто нас уже полюбил, и, наверное, мы уже пришли к тому, чтобы привлекать внимание жителей из дальних уголков нашей страны. Мы не гостиница или городской собор, мы живая среда, которая все время меняется. Мы думаем воспитать молодое 16поколение экскурсоводов, которые знали бы и понимали проекты и объекты «Николы-Ленивца», которые могли бы написать в социальных сетях емкий пост, и ты, прочитав эту запись, уже захотел бы сюда приехать. Мы хотели бы создать интерактивную карту, с помощью которой ты бы мог быть свободным в перемещениях, но при этом обладать полной информацией о «Николе». Мы все же культурная площадка, но с высоким туристическим потенциалом.

 

Нам не страшны трудности, и мы будем рады всем, кто нас посетит, потому что нам есть чем поделиться, чем удивить и даже чем накормить. У нас на территории живут и работают наши друзья-фермеры, бросившие столицу и выращивающие натуральную еду. Также у нас много планов обогатить вечерний досуг отдыхающих библиотекой, местами для отдыха и общения, развивать экомаршруты по реке. Есть задумки устраивать полеты на воздушном шаре, чтобы насладиться видами еще и с высоты птичьего полета. Мы всегда готовы на эксперименты и ждем в гости таких же смелых людей. Я всегда вспоминаю слова Николая Полисского – «Задача искусства в публичной среде состоит не только в том, чтобы привлечь внимание необычной формой, но и в том, чтобы дать повод задуматься о том, где мы и как мы живем» – и стараюсь претворить их в жизнь.

17

18

20

22

23