ММСО. Форум «Город образования»

МФТИ: традиции и инновации

1

 

Московский физико-технический институт можно без преувеличения назвать одним из самых престижных технических вузов страны. Он готовит специалистов по уникальной системе подготовки, известной как «система Физтеха». В ней сочетаются и дополняют друг друга фундаментальное образование, инженерные дисциплины и научно-исследовательская работа студентов.
Сегодня перед вузом стоит задача занять ведущее положение среди мировых учебных заведений. О том, как Физтех идет к этому, мы поговорили с его ректором Николаем Николаевичем Кудрявцевым.

 

– Бренд МФТИ с его 70-летней историей, конечно, не нуждается в представлении. Тем не менее, каждый исторический период вносит свои корректировки и в научный, и в учебный процесс. Как можно охарактеризовать МФТИ-2015?

– Как вуз, который находится в стадии бурного роста. Сейчас мы переживаем ренессанс: все быстро меняется, и мы не стоим на месте. Я не согласен с тем, что Физтех не нуждается в рекламе. Вуз, действительно, знаменит и является одним из самых авторитетных учебных заведений страны. Участие в его создании принимали великие люди: академики П.Л. Капица, Н.Н. Семенов, С.А. Христианович. Первыми профессорами были нобелевские лауреаты П.Л. Капица, Н.Н. Семенов и Л.Д. Ландау. В то время приоритетной задачей была оборона и быстрейшее внедрение научно-технических достижений в эту отрасль. Вторым этапом наши разработки шли в фундаментальную науку, третьим – в гражданское производство. Настоящий момент, в силу особенностей нашей истории и внешнеполитической ситуации, характеризуется тем же. Пришло время мобилизации внутренних ресурсов. Это тяжело для России, но это правильно. Однако если раньше наши великие достижения были обязаны государственной поддержке, то сейчас актуальным стало сотрудничество с бизнес-сообществом. Кроме того, в нынешнее время прорывы делаются очень компактными коллективами высокомотивированных людей. Все эти факторы мы учитываем, модернизируя нашу систему обучения.

 

– Такой авторитетный рейтинг, как Times Higher Education, внес МФТИ и еще шесть ведущих российских вузов в рейтинг высших учебных заведений развивающихся стран мира. Кроме того, ваш вуз вошел в Проект 5-100. Вы рассчитываете к 2020 году войти в пятерку российских вузов в рейтинге 100 наиболее значимых университетов мира?

2– Если бы мы не рассчитывали добиться этого, мы бы не стали участвовать в этой амбициозной программе. При ее создании учитывались особенности каждого учебного заведения: мы тщательно анализировали свои сильные и слабые стороны и выбирали оптимальную траекторию продвижения вперед. Сейчас много разнообразных рейтингов, и мы входим во многие из них. Тем не менее, мы пока не удовлетворены результатами: наши амбиции выше тех мест, которые мы занимаем. Это связано со многими факторами. В частности, с тем, что при составлении рейтингов учитываются публикации только в англоязычных журналах. В этом мы видим дискриминацию российской науки, которая сложилась исторически. Мы прилагаем немалые усилия для того, чтобы улучшить наше положение на мировой арене. В 2013 году мы вышли на 63-е место в рейтинге THE по физике. Наша репутация позволяет добиться лучших результатов; единственный показатель, который мешает нам занять устойчивое место в топ-100 по естественным наукам, – это публикационная активность. Сейчас мы мобилизовали все ресурсы и активно наращиваем эти показатели: в прошлом году мы получили специальную премию «Thomson Reuters» за большое увеличение количества публикаций. Необходимо работать и над качеством статей. Мы рассчитываем, что уже к 2016 году устойчиво войдем в рейтинг THE по естественным наукам. По физике мы рассчитываем быть в числе 25 лучших мировых университетов к 2020 году. Мы анализируем показатели вузов, которые находятся в числе лучших, хорошо представляем их работу и уровень и уверены, что наше место – среди них.

 

Наши амбиции связаны еще с двумя направлениям. Первое – инженерное. Качество инженерных публикаций у нас не ниже, чем по физике, но пока невелико количество. Существуют некоторые проблемы с научной и образовательной репутацией: Физтех воспринимают как место, где учатся и работают очень умные люди, которые занимаются, например, астрофизическими проблемами, сложными и непонятными простым людям. Конечно, в нашем вузе должны быть такие специалисты, потому что они поднимают общий интеллектуальный уровень. Однако необходимо помнить, что Физтех – это взаимодействие фундаментальных и прикладных исследований, наш вуз готовит людей, которые интегрируют научные идеи в промышленность. Сейчас мы расширяем свое присутствие на инженерном поле.

 

3В целом же, рейтинги не должны быть самоцелью. Если есть задача войти в топ-100 и есть деньги, то достаточно пригласить ведущих ученых и создать под них полувиртуальные лаборатории. Однако такой путь представляется нам неправильным. Ученые, которых мы приглашаем, работают у нас не для высоких рейтинговых показателей, а готовят молодых специалистов, которые смогут развивать открытые профильные лаборатории после отъезда мэтров. Если университет развивается правильно, то автоматически растут и его статус, и рейтинг. Нельзя ставить во главу угла только формальные критерии. Должна быть стратегия развития и понимание приоритетных для вуза направлений.

 

– Сейчас у вас развиваются новые направления, идет строительство новых корпусов. Расскажите о них.

– В настоящее время мы строим два новых инженерных центра: один, где будут готовить специалистов по трудноизвлекаемым ископаемым, мы откроем в следующем году; другой – для работающих в области цифровых технологий – в 2017 году.
В нашем новом стеклянном корпусе размещается Центр живых систем. Это совершенно новое для нас направление. Начало ему положил в 1968 году академик Шумаков – великий хирург, который, преодолев множество барьеров, открыл у нас кафедру. Тогда его инициативы встречали мало понимания. Казалось, что между медициной и Физтехом нет ничего общего. Сейчас же стало понятно, что физики могут многое сделать для медицины. Человеческий организм работает по физическим и химическим законам, а разработка новых методов диагностики и лечения сейчас ведется с помощью физических и цифровых технологий. IT-технологии нужны и для генной инженерии. Кроме того, специалисты, работающие с современным диагностическим оборудованием, тоже должны быть технически подкованы. Зачастую из-за отсутствия квалифицированных кадров дорогостоящее оборудование простаивает в медицинских учреждениях или используется неэффективно. Когда мы только начали строить здание для Центра живых систем, многие смотрели на нас скептически, говорили – лезете не в свое дело. Теперь же Life Science – это третье направление развития Физтеха.

 

– Претерпевает ли изменения ваша знаменитая система подготовки специалистов?

4– С самого начала Физтех был сетевой структурой. В институте студенты всегда обучались фундаментальным дисциплинам, а начиная с 4 курса половину времени проводили в базовых организациях, получая практические навыки. Уже на 5 курсе при шестидневке студенты проводили здесь 2 дня, а на 6 курсе лекций не было, и оставалась только практика. Это был оптимальный способ достигать высоких результатов. Однако в начале 80-х годов эта система стала давать сбои. Постепенно науки в МФТИ становилось все меньше. Перестало хватать квалифицированных преподавателей. Даже очень сильные наши выпускники, склонные к науке и преподаванию, не оставались работать у нас. Сейчас мы исправляем эту ситуацию. Если раньше на Физтехе дипломы и диссертации писали примерно 5% студентов, то сейчас мы хотим довести эти показатели до 20-25%. Также мы в процессе трансформации системы отношений с нашими базовыми предприятиями и кафедрами. Сейчас у нас 130 базовых организаций. Трансформация этой системы осуществляется постепенно, а направления для изменений зачастую подсказывает сама жизнь: большие перемены произошли в отраслевых научных центрах, принадлежащих тому или иному министерству. Появился частный высокотехнологичный бизнес, который растет, развивается и стремится сотрудничать с нами. Многие наши базовые организации работают на площадке Физтеха из-за возможности привлекать к своим разработкам специалистов других, смежных, направлений. Вуз становится отличной площадкой для проведения меж­дисциплинарных исследований.

 

– Расскажите, как обстоят дела с созданием технополиса на базе вашего вуза?

– Началось все с конкурса по созданию технологических зон. Мы заявили на него достаточно локальную программу и выиграли. Нам выделили средства, но оказалось, что их может получить не вуз, а субъект федерации. Тогда мы трансформировали программу совместно с Московской областью. Сейчас мы реализуем концепцию, в которой Физтех выступает центром компетенций, образования, креативных студентов и преподавателей. Наши усилия направлены на то, чтобы 25% наших студентов делали стартапы и научные разработки в исследовательских центрах, расположенных в главном кампусе Института. В прошлом году мы построили два больших общежития квартирного типа: одно для студентов младших курсов, второе – для приглашенных специалистов и преподавателей.

 

Московский физико-технический институт  готовит специалистов по уникальной системе, в которой сочетаются и дополняют друг друга фундаментальное образование, инженерные дисциплины и научно-исследовательская работа студентов.

В кооперации с нашими выпускниками и при поддержке правительства области мы сделаем вокруг Физтеха так называемый «золотой пояс»: здесь будут располагаться офисы различных технологических компаний, в том числе и международных. Как пример можно привести проект нашего, пожалуй, самого успешного в бизнесе выпускника Ратмира Тимашева, который занимается безопасностью облачных вычислений. Его технологический бизнес имеет мировые масштабы. Здесь, недалеко от нас, он будет делать большой центр. Свой проект он согласовал с нашим руководством, так что он будет дополнять нашу инфраструктуру. Это многофункциональный центр, где будут не только технологии и наука, но и конференц-зал, и рекреационный центр для студентов. Также активно идет взаимодействие и с Москвой. На прилегающей территории строится IT-технопарк, куда приедут ведущие компании отрасли, в том числе — базовые организации Физтеха.

 

– Как сейчас развивается международное партнерство?

5– Изначально международная деятельность не была нашей сильной стороной. Долгое время, до 1991 года, город Долгопрудный был закрытым. Физтех тоже не был открытым учреждением, и приезд иностранных коллег всегда был большим событием. Однако за прошедшие 20 с лишним лет мы получили необходимые компетенции и теперь активно сотрудничаем со многими странами. Конечно, мы стремимся к большему и в Проекте 5-100 заложили для себя достойные показатели, к достижению которых идем: 15% студентов Физтеха должны быть иностранными гражданами. Мы стремимся привлекать сюда иностранных профессоров – специалистов по тем направлениям, которые сейчас пока у нас развиты недостаточно. Сегодня настолько развиты коммуникации, что научных секретов сохранить невозможно, а талантливый специалист, который хочет находиться на достойном уровне, должен быть интегрирован в мировую науку.
Мы также проводим конференции, что прежде для Физтеха было необычно.

 

Кроме того, у нас существует Международный совет, который возглавляет президент Массачусетского технологического института профессор Лео Рафаэль Райф. В совет входят ректоры ведущих вузов мира: из Цюриха, Университета Лозанны, Делфтского технического университета, из Южной Кореи… Мы провели уже два заседания, и члены совета активно включились в работу. Сейчас думаем, как лучше построить эту деятельность. Возможно, кто-то из них согласится курировать наши проекты в качестве супервайзеров.

 

– Каких абитуриентов вы ожидаете в этом году? Что бы вы могли порекомендовать ребятам, которые хотят поступить в ваш вуз?

– У нас очень высокий проходной бал по ЕГЭ – от 90 баллов и выше. Тем не менее, мы – не закрытая система. Мы делаем все для того, чтобы Физтех был социальным лифтом, чтобы молодой человек со светлой головой из любой части нашей страны мог поступить к нам. Для этого мы активно поддерживаем нашу заочную школу – она фактически бесплатная, и организуем различные олимпиады по физике и математике. Школьники дистанционно получают задания, им назначаются супервайзеры, которые курируют их обучение. Из этой школы мы обычно принимаем к себе 10% ребят: они активно участвуют в различных олимпиадах и, занимая призовые места, получают различные льготы при поступлении в вузы.
Абитуриенту, чтобы поступить к нам, нужно быть мотивированным, иметь отличные показатели по ЕГЭ и участвовать в олимпиадах.

 

– Насколько востребованы ваши выпускники?

6– В советское время 80% выпускников оставались работать там, где проходили практику и писали дипломные работы. И сейчас этот принцип не изменился: студенты работают в базовых организациях, в которых могут себя хорошо зарекомендовать и впоследствии рассчитывать на трудоустройство. Такой путь проходят 50% студентов. Мы делаем так, чтобы барьеры между факультетами и кафедрами были минимальными, и поэтому в процессе обучения можно перейти на другие кафедры и направления. Часто студенты сами выбирают себе предприятие для работы. Есть большой процент ребят, склонных к предпринимательству. Есть и фундаментальная наука, и мы предоставляем все возможности, чтобы ею заниматься. Так что Физтех предоставляет каждому талантливому выпускнику возможность устроить свою жизнь.

 

— Каким вы видите ваш вуз к 2020 году?

– Я вижу вуз, решающий важные государственные задачи, ради чего он когда-то и создавался, вуз, который обеспечивает технологический прорыв России в ближайшем будущем, занимающий первые места в мировых рейтинговых системах, с мощным кампусом и развитой инфраструктурой.