ММСО. Форум «Город образования»

Москва не останется без профессионалов

1

 

Среднее профессиональное образование сегодня выполняет государственный заказ по подготовке специалистов, необходимых для экономики города Москвы. В целях повышения качества подготовки квалифицированных кадров и усиления вклада системы профессионального образования в развитие экономики города Москвы было создано учебно-производственное объединение по направлению «Архитектура, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство», которое объединило десять профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования. 

 

Именно ГБПОУ Строительный техникум №30 был определен Департаментом образования города Москвы как базовая организация, а его директор Востриков Сергей Петрович назначен руководителем данного учебно-производственного объединения.

 

– Перед нами стоит ответственная и непростая задача, – говорит Сергей Петрович, – определить единые подходы к подготовке высоквалифицированных кадров, по запросам предприятий, центров и служб занятости, стратегически спланировать потребность в этих кадрах для экономики города Москвы. Нам предстоит создать механизмы сотрудничества внутри учебно-производственного объединения на основе сетевого взаимодействия. Например, как построить учебный процесс в профессиональных образовательных организациях, эффективно используя имеющуюся материально-техническую базу, определить основные профили подготовки и перечень основных и дополнительных образовательных программ. «Объединение» открывает перед нами большие возможности и перспективы по взаимодействию с предприятиями, и в том числе по привлечению инвестиций в развитие материально-технической базы.

 

Ничего лишнего!

2Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Строительный техникум № 30» является современным многопрофильным многоуровневым образовательным учреждением, которое успешно решает задачи непрерывной подготовки высококвалифицированных кадров для градостроительного комплекса столицы, реализуя основные профессиональные образовательные программы как базового, так и повышенного уровней обучения.
Уровень подготовки кадров гарантируется качеством реализуемых образовательных программ, профессионализмом педагогического коллектива, современной материально-технической базой, учебно-методическим обеспечением образовательного процесса.

 

3Качество и эффективность работы техникума подтверждаются статистикой трудоустройства выпускников, положительными результатами процедур лицензирования, аккредитации, внутренних оценочных экспертиз, стабильным и долгосрочным сотрудничеством с социальными партнерами, такими как АО «СУ-155», ООО «Экопромдизайн», ЗАО «Моспромстрой», РСК «Возрождение», Студия мебели «Чистый Лист», ООО «ППО «ДОМ», ООО «Белмастер», ООО «Бига», ООО «Боларс», а также многочисленными призами и наградами на городских конкурсах профессионального мастерства, региональных и всероссийских олимпиадах.
В соответствии с требованиями современности техникум определяет свою стратегию в создании учебного заведения будущего. Она позволит работодателю получить в одном месте не только востребованных специалистов, но и осуществить весь спектр подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, сертификацию, организацию и проведение мастер-классов, тренингов и др.

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Строительный техникум № 30» является современным многопрофильным многоуровневым образовательным учреждением, которое успешно решает задачи непрерывной подготовки высококвалифицированных кадров для градостроительного комплекса столицы.

 

4Благодаря продуманным управленческим решениям за последние годы профессии и специальности в техникуме приведены в соответствие с его отраслевой и профильной направленностью.

 

С нового учебного года техникум начинает подготовку по новым профессиям и специальностям по запросам предприятий жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. Например, городу очень нужны специалисты – электрики, сантехники, слесари, сварщики – все те, кто делает жизнь в городе комфортнее.
Чтобы начать обучение по новым профессиям и специальностям, нужно готовить и соответствующую материально-техническую базу. Например, городу необходимы люди, умеющие работать на уборочных машинах, погрузчиках, тракторах, соответственно, у техникума должны быть и машины, и люди, которые учат, как с ними обращаться и как обслуживать. Техникум привык держать высокую марку в обучении – его учебным лабораториям могло бы позавидовать любое производство.

 

Учимся на станках

5В лаборатории автоматизированных систем управления домом «Умный дом» студенты могут уже с первого курса посмотреть и опробовать все инженерные системы зданий – отопление, вентиляцию, свет, телефонию, пожарную систему, охранную сигнализацию. Сначала они изучают всю систему в компьютерной программе, а потом уже могут применить полученные знания на практике.

 

Как говорит старший мастер Строительного техникума №30 Сергей Петрович Асташко, «правительство повернулось лицом к подготовке рабочих кадров, а значит, перед нами стоит очень ответственная задача – оправдать доверие!».

 

В соответствии с требованиями современности техникум определяет свою стратегию в создании учебного заведения будущего. Она позволит работодателю получить в одном месте не только востребованных специалистов, но и осуществить весь спектр подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, сертификацию, организацию и проведение мастер-классов, тренингов и др.

 

6В мастерских по деревообработке стоят современные высокотехнологичные деревообрабатывающие станки. Сначала студенты изучают принципы ручной деревообработки, а затем уже им показывают, что может сделать умная машина. Например, на фрезерном станке с цифровым управлением можно обработать древесину любой толщины и конфигурации. Контуры, буквы, вырезки, рисунки – все выходит из станка. Если задать другую программу и поставить иной режущий инструмент, то можно обрабатывать и металл, и камень. Он может даже вырезать на дверном полотне украшение в виде картины. Это станок широко применяется на производствах всего мира. Поэтому студентам техникума № 30 повезло – они познакомятся с ним в процессе обучения.

 

У студентов, обучающихся профессии «сварщик», тоже все по-настоящему. В учебной мастерской оборудованы рабочие места для каждого студента в виде отдельного автономного модуля, внутри которого находятся сварочный аппарат и персональная вентиляция. Аппарат предназначен как для ручной дуговой сварки, так и для аргонной. На нем выполняются сварочные работы любой сложности. Ребята очень любят работать на этом аппарате. Но получают доступ не сразу. Сначала теория – изучают свойства металла, его возможности. Потом работают на сварочном тренажере, который подключен к компьютеру. Программа дает задание и контролирует процесс работы. Когда ученик заканчивает сварку, программа ставит ему оценку, и человек понимает, что он правильно сделал, а где ошибся. Это экономно – нет ненужных трат на расходные материалы. После того, как студент отработает навыки на компьютере, его допускают до настоящего сварочного аппарата.

 

7В учебных мастерских – малярной, штукатурной, облицовочно-плиточной – вообще царит творческая атмосфера. Здесь для каждого студента установлены кабины, имитирующие мини-помещение с дверью и окнами. Ребята выравнивают стены, укладывают плитку, выкладывают мозаику, наносят штукатурный раствор.
Студенты техникума активно участвуют в российских чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills по профессиям. Целью этого международного некоммерческого движения является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире через организацию и проведение конкурсов профессионального мастерства в каждой отдельной стране и во всем мире. Студенты техникума № 30 заняли призовые места в чемпионате России. И сейчас они готовятся к мировому соревнованию, которое пройдет в Сан-Паулу в августе. Соревнования проходят так: всем участникам дается одно задание – например, выложить плиткой две стены, на которых должны быть изображены флаг Бразилии, изображение фигуры Христа – символа страны и надпись Brazil 2015. На всю работу дается четыре дня. Потом комиссия смотрит, кто быстрее, а главное, качественнее выполнил работу. Но победа в Олимпиаде рабочих рук для наших студентов пока лишь вопрос прес­тижа, хотя во всем мире такие специалисты – высший пилотаж, которым даются всевозможные льготы от государства.

 

8В столярных мастерских студенты вместе с преподавателями занимаются уже серьезным производством – делают мебель под заказ и на продажу. Тут все, как на настоящем производстве. Даже есть специальная водяная завеса, которая обеспечивает в цехе чистый и влажный воздух. Это необходимо для только что сделанных и покрытых лаком изделий – на них не должна садиться пыль, которая тут же портит товарный вид. Качество превыше всего!
Ну и, пожалуй, главная гордость техникума – это учебный автомодуль, занимающий 800 кв. метров. Он оснащен современным оборудованием и сделан по последнему требованию времени. Будущие слесари по ремонту автомобилей учатся делать все виды ремонта и обслуживать абсолютно любую автомашину – от легковой до автобуса. Диагностика, подъемники, стапеля, покрасочная камера… Последняя вообще уникальна. Она полностью изолирована от внешнего воздействия. Внутри машина со всех сторон освещается – это необходимо, чтобы тень не падала и краска с лаком ложились ровно. Камера автономная – если выключается свет, то начинает работать генератор, который позволяет закончить работу.

 

После такого автомодуля ребята вряд ли захотят работать в простеньком автосервисе в гараже.

 

Преподавательский состав техникума вместе с заказчиками – работодателями не допустят того, чтобы город остался без обслуживания профессионалами.

 

Трудоустройство гарантировано

9Студенты техникума № 30 гарантированно трудоустраиваются в крупные и не очень компании городского хозяйства. Но, как признался Сергей Петрович Востриков, не всегда уровень зарплаты устраивает молодых специалистов.

 

– Мы их направляем на работу, но они могут там не задержаться, – рассказывает директор техникума. – По окончании техникума они хотят получать 25-30 тысяч рублей, а предприятия сегодня могут им предложить максимум 20 тысяч. Это не тот уровень заработной платы, на которую настроен выпускник.

 

Поэтому сейчас работодатели в содружестве с техникумом ищут пути, как простимулировать молодого специалиста остаться работать в системе ЖКХ и строительной отрасли. Например, существует проект с компанией АО «СУ-155». Строительное управление берет на себя дополнительные социальные гарантии для ребят. Пока будущий специалист учится в техникуме, практику он проходит уже на АО «СУ-155». Потом два года отрабатывает. Затем поступает в вуз, за который платит производство. По окончании института молодой специалист получает беспроцентный кредит на приобретение жилья. Платит не банку, а своему родному 10СУ. Квартиру купил по себестоимости. В течение десяти лет работает и выплачивает долг за жилье.
В этом эксперименте участвуют пока 10 ребят. Что из этого получится – покажет время. Но ясно одно, что преподавательский состав техникума вместе с заказчиками – работодателями не допустят того, чтобы город остался без обслуживания. Причем обслуживания профессионалами.