ММСО. Форум «Город образования»

Михаил Запорожченко: выпускников нашего колледжа ждут на Московской железной дороге и Московском метрополитене

1

 

Железнодорожный колледж №52 в 2007 и 2008 годах вошел в число 100 лучших средних специальных учебных заведений России. В 2009 году колледж стал победителем приоритетного национального проекта «Образование». О том, как коллективу удается добиваться таких высоких результатов, рассказывает директор колледжа Михаил Запорожченко.

 

– Ваше учебное заведение имеет славную историю, и начиналась она еще в дореволюционной Москве…

– Это так, при формировании нашего колледжа его базовым структурным подразделением стало профессионально-техническое училище № 129. А его история началась 21 января 1921 года, когда декретом Совета Народных Комиссаров на базе учебных мастерских депо Москва-
Сортировочная, существовавших с 1915 года, были созданы Школы ученичества северных железных дорог. В 1972 году за подготовку высококвалифицированных кадров, массовое развитие технического творчества и большую работу по коммунистическому воспитанию молодежи профессионально-техническому училищу № 129 была присуждена премия Ленинского комсомола.

 

– А когда колледж приобрел современную структуру?

2– Современный Железнодорожный колледж № 52 создан в декабре 2004 года как программно-отраслевой комплекс путем слияния двух железнодорожных училищ и лицея (ГОУ ПУ № 129, ГОУ ПУ № 62, ГОУ ПЛ № 346). Полтора года назад в результате проведенной реорганизации образовательного учреждения к ГБОУ СПО ЖК № 52 был присоединен и ордена Трудового Красного Знамени ГБОУ СПО ЭК № 55, имеющий многолетний опыт работы по подготовке рабочих специалистов для Мосгортранса, МГУП «Мослифт», ОАО «МОС ОТИС». Это произошло с согласия коллектива и с учетом той кадровой политики, которая необходима для стратегии транспортного развития Москвы.

 

Железнодорожный колледж № 52 является победителем конкурса «Национальный проект «Образование»

Таким образом, в результате объединения мы охватили определенные направления, затрагивающие всю транспортную структуру. Это подготовка кадров для Московской и Октябрьской железных дорог, грузоперевозки, пассажироперевозки, подготовка кадров для Московского метрополитена и лифтового хозяйства столицы. Разумеется, в колледже была проведена оптимизация штатного расписания.

 

– В результате объединения в вашем учебном заведении расширился перечень специальностей, по которым вы готовите своих студентов?

– Да, у нас открылись дополнительные профессиональные квалификации, которые необходимы для Москвы. Естественно, студенты тоже заинтересованы в этом, поскольку они получили дополнительные специализации, которые смогут использовать для дальнейшего карьерного роста и профессиональной деятельности. В настоящее время у нас насчитывается более 49 программ профессиональной подготовки, рассчитанных в том числе и на взрослых. Основные направления – среднее профессиональное образование и подготовка по рабочим профессиям и специальностям.

 

За высокие достижения в создании развивающей творческой социокультурной среды для обучающихся, воспитанников и студентов по итогам 2010/2011, 2011/2012 учебных годов Железнодорожный колледж № 52 дважды удостоен высокого звания лауреата гранта мэра Москвы в сфере образования.

 


– За качество подготовки специалистов ваш колледж не раз отмечался правительственными наградами. Какими достижениями вашего педагогического коллектива вы особо гордитесь?

3– Если поднимать историческую справку, то у нас два переходящих Красных Знамени ВЦСПС. Наш колледж является единственным лауреатом премии Ленинского комсомола среди профессиональных училищ. Железнодорожный колледж № 52 является победителем конкурса «Национальный проект «Образование». Наше учебное заведение располагает хорошей учебной, производственной, спортивной базой. Обучение студентов ведется на действующем оборудовании магистральных электровозов, тепловозов, электропоездов и современных тренажерах. С 1972 года действует музей колледжа. У нас работают 30 кружков и спортивных секций. Наших выпускников ждут на Московской железной дороге, Московском метрополитене и других предприятиях железнодорожной отрасли.

 

– Как вы видите, в каком направлении будет развиваться колледж?

– Наши перспективы, естественно, основаны на развитии транспортной сис­темы Москвы. Сейчас идет полным ходом реконструкция пересадочных узлов и окружной железной дороги, где будет использоваться новый подвижной сос­тав – так называемые «Ласточки». Под эту программу мы также готовим наших ребят. В основном по рабочим профессиям – все, что связаны с обслуживанием подвижного состава, помощников машиниста. При обслуживании Олимпиады в Сочи наши выпускники уже работали на таких локомотивах.

 

4Мы гордимся выпускниками. Из стен нашего учебного заведения вышли известные всей стране Герои Социалистического Труда П.М. Панарин, А.И. Фролов и Ю.Н. Чумаченко, многие руководители ОАО «РЖД», Московской и Октябрьской железных дорог и Московского метрополитена, отделений и депо, лучшие специалисты железнодорожной отрасли, Мосгортранса, МГУП «Мослифт», ОАО «МОС ОТИС». Надеемся и дальше готовить таких же высококлассных специалистов.

 

Мы ежегодно проводим мониторинг востребованности наших выпускников, по результатам которого заключаются соответствующие договоры и формируется заявка по контрольным цифрам приема. Сегодня востребованы электромеханики по лифтам, помощники машиниста, машинисты на железную дорогу и метрополитен.

 

В 2012 году Железнодорожный колледж № 52 получил свидетельство о сертификации образовательного учреждения, удостоверяющее, что уровень и качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов отвечает требованиям для включения данного образовательного учреждения в реестр Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

 

– Насколько подготовка в вашем колледже соответствует современным требованиям?
5– У нас существует программа развития колледжа, которая ежегодно редактируется. Мы адаптируем программу под все новшества, связанные с транспортом. Все программы обучения, включая дип­ломные работы, согласованы с работодателями – нашими социальными парт­нерами. За последние два года более 19 дипломных проектов наших выпускников были внедрены на предприятиях транспортной отрасли Москвы. Например, актуальной стала работа «Внедрение результатов дипломного проектирования в рамках разработки стратегии социального развития железнодорожных вокзалов в аспекте предоставления социальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья». Сейчас этот дипломный проект внедрен и действует на Казанском вокзале. Такого рода примеров внедрения дипломных работ, которые приносят экономическую пользу, у нас достаточно много. Мы активно взаимодействуем с работодателями – этого, кстати, требуют и сами работодатели, у которых появляются новые профессиональные стандарты.

 

– Насколько обучение в колледже связано с практикой?
– У нас есть соглашения с организациями, среди которых Московский метрополитен, железная дорога, МИИТ, направленные на согласование программ обучения с современными требованиями производства. Все программы согласуются с МИИТом, поскольку наши выпускники часто продолжают дальнейшее обучение по профилю и поступают в этот вуз только по результатам собеседования. Также мы даем ребятам дополнительные профессиональные квалификации. Например, при обучении профессии «машинист локомотива» они учатся по одному направлению, но дополнительно получают еще две-три квалификации, которые востребованы на предприятиях. Сегодня, еще обучаясь на выпускных курсах, наши студенты уже трудоустроены. У нас существует программа по организации практики слесарей, помощников машиниста по разным видам тяги. Ребята сдают квалификационные экзамены непосредственно на предприятии. Комиссия также состоит из сотрудников предприятия. По результатам практики и освоения теории в колледже им присваивается определенная квалификация и вручаются соответствующие документы, которые уже дают им право допуска к подвижному составу. Так как сейчас это очень востребованная должность, они сразу оформляются на работу по трудовому договору.

 

– Какой процент выпускников продолжает обучение в МИИТе?

6– Существуют три основных направления, по которым продолжается профессиональная жизнь наших выпускников: трудоустройство по профилю полученной специальности, призыв в Вооруженные Силы РФ и поступление в вуз. Давайте рассмотрим на примере выпуска 2014 года. В прошлом году колледж окончили 465 человек. Больше 200 человек были трудоустроены по профилю полученной специальности еще до окончания колледжа. Около 70 поступили в вузы по профилю, остальные были призваны в ряды Вооруженных Сил РФ. После призыва и возвращения из армии мы помогаем трудоустраиваться молодым людям, даем направления на работу в различные депо и на предприятия, с которыми у нас налажена связь, где их принимают с удовольствием. То есть оттока как такового у нас нет, все выпускники очень востребованы.

 

На последних курсах студенты, обучающиеся по специальности «помощник машиниста», которые еще не окончили колледж, но уже трудо­устроены, получают заработную плату в размере 35000 рублей. У них есть перспектива продвижения по службе. После окончания колледжа, имея опыт работы, выпускники могут быстро получить квалификацию машиниста.

 

В 2012 году Департамент по развитию предпринимательства и инновационной деятельности Правительства Москвы присвоил Железнодорожному колледжу № 52 статус «Лидера инновационной экономики России 2012».

 

– Много ли выпускников школ в наше время выбирают профессии, связанные с метро и железной дорогой?

– Судите сами: конкурс при поступлении в наш колледж серьезный, по техническим специальностям – до 5-6 человек на место, по востребованным профессиям, например, «машинист локомотива» по разным видам тяги, включая метрополитен, у нас был конкурс до 15 человек на одно место. Мы принимаем по аттестатам, по результатам ОГЭ и ЕГЭ. Основные дисциплины – математика, информатика, русский язык, материаловедение, физика. У нас существуют требования к здоровью, поскольку по Закону о транспортной безопасности не только при поступлении, но и при при­еме на работу на предприятие ребята проходят отраслевую медкомиссию. Но у нас есть и инклюзивное образование: в колледже учатся ребята с ограниченными возможностями здоровья, они получают профессию столяра и слесаря механосборочных работ. Такие специалисты также востребованы на предприятиях. У нас заключены договоры с заводом «Салют» и железнодорожными депо, где такие студенты проходят практику, а затем трудоустраиваются.

 

– Расскажите, пожалуйста, про дополнительное образование в вашем колледже.

8– У нас разработаны 49 дополнительных программ, по которым проходят обучение студенты. По окончании колледжа они имеют не только диплом, но и документ, подтверждающий их профессиональные квалификации по разным направлениям. Кстати, предприятия направляют к нам на обучение и взрослых сотрудников. Недавно у нас был заключен договор по трем направлениям подготовки с «Тверским экспрессом», это касалось повышения квалификации проводников, бригадиров, официантов вагона-ресторана.

 

– Как у вас обстоят дела с материальным и методическим обеспечением учебного процесса?

– Наша материально-техническая база соответствует всем современным требованиям. Согласно федеральным стандартам у нас есть все тренажерные комплексы, которые необходимы для подготовки, начиная от РЖД и заканчивая метрополитеном и лифтовым хозяйством. При строительстве нового здания было установлено новейшее лифтовое оборудование. Если брать железную дорогу, то у нас смонтированы тренажерные комплексы по всем видам тяг. Ребята проходят на них обучение. Только после таких тренажеров мы их выпускаем на практику. Что касается метрополитена, то у нас есть тренажер, который мы готовили более 2 лет. Он вошел в нацпроект «Образование». Благодаря, в том числе, и ему мы стали победителями 2009 года. Это тренажер с рабочим местом не только самого машиниста, но и машиниста-инструктора, где тот может задавать определенные параметры, создавать экстренные ситуации, на которые машинист должен отреагировать. На этом тренажере полностью представлены Арбатско-Покровская и Филевская линии, поскольку там имеется и станция глубокого залегания, и открытая светофорная и бессветофорная зоны. Кроме того, мы являемся разработчиками шести ФГОСов. Сами стандарты, планы, программы, требования – все готовил наш колледж. По ним сейчас работает вся Россия. В настоящее время мы готовим программу под высокоскоростные «Ласточки». Этот подвижной состав будет обслуживать чемпионат мира по футболу 2018 года. Наша система профтехобразования очень нужна и важна Москве.