ММСО. Форум «Город образования»

Миссия бесконечна

1

 

Перед многими образовательными учреждениями сегодня стоит важная задача – готовить кадры для реального сектора экономики. Эту необходимость диктует политико-экономическая ситуация в стране. Государственное профессиональное образовательное учреждение «Образовательный комплекс «Юго-Запад» успешно выполняет эту функцию. О специфике одного из лучших столичных учреждений профессионального образования и планах его развития рассказал директор образовательного комплекса, кандидат педагогических наук Сергей Павлович Мадилов. 

 

– Не так давно в Москве было создано несколько учебно-производственных объединений, и вы возглавили одно из них. В чем особенность новой структуры?

– В 2014 году в Москве было создано семь учебно-производственных объединений (УПО): «Техника и технологии наземного транспорта», «Архитектура, строительство и ЖКХ», «Промышленное оборудование и системы связи», «Авиационно-космическое машиностроение», «Организация обслуживания в общественном питании», «Сервис и легкая промышленность» и «Техносферная безопасность и юриспруденция».
В состав каждого УПО входят несколько образовательных организаций. По своему основному профилю они относятся преимущественно к какой-то одной сфере подготовки. Учебно-производственное объединение «Промышленное оборудование и системы связи» в то же время получилось достаточно многопрофильным. В него сейчас входят 8 образовательных учреждений.

 

2Для чего объединение нужно? Например, одно образовательное учреждение является в чем-то передовым, а в другом нет таких возможностей, оно хорошо в своей сфере. В рамках УПО появляется возможность эффективного использования ресурсов всех входящих в него организаций для того, чтобы общий результат был на порядок выше, чем результат каждой структуры в отдельности. У нас есть лидеры в части промышленного оборудования, машиностроения, например, наш образовательный комплекс. Есть колледжи, которые будут ведущими в сфере информационных технологий или систем связи, других направлений подготовки.
Почему именно мы возглавили это УПО? Это было решение Департамента образования столицы. Задачи, которые ставит перед нами город, определяют актуальность специальностей, которые мы предлагаем нашим абитуриентам, и они полностью соответствуют профилю нашего учебно-производственного объединения. Стране, конечно, нужны сильные экономисты, менеджеры. Но представители только этих специальностей экономику страны не поднимут. Должны быть люди, которые разбираются в производстве, знают его на технологическом уровне, а не только с точки зрения маркетинга.

 

Сегодня наш образовательный комплекс делает основной акцент на четырех профильных направлениях: радиоэлектронике, машиностроении, химических технологиях и компьютерных технологиях. Это диктуется потребностями рынка труда – предприятия Москвы нуждаются в таких сотрудниках.

 

Мы успешно готовим специалистов для радиоэлектронной промышленности. Наши студенты и мастера производственного обучения на протяжении четырех лет держат пальму первенства в конкурсе профессионального мастерства «Московские мастера» по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов». В этом году наш студент занял первое место во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства по специальностям «Радиоаппаратостроение» и «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники», и в следующем году мы будем принимать финал этого конкурса у себя.

 

3Наш образовательный комплекс выпускает специалистов в сфере машиностроения, которые умеют работать на разных станках, в том числе с числовым программным управлением, разбираются в технологии металлообработки.

 

Мы единственные в Москве готовим специалистов среднего звена для химической промышленности, причем делаем это начиная с 20-х годов прошлого века. Качество профессиональной подготовки, как и тогда, очень высокое. Но содержание обучения, естественно, изменилось. Сегодня это работа на высокотехнологичном оборудовании, это знание современных технологических процессов, методов проведения анализов, экспертиз и пр.

 

Выпускники образовательного комплекса работают в НИИ, на опытных производствах, предприятиях оборонного комплекса. На предприятиях наших давних партнеров-работодателей целые производственные участки укомплектованы выпускниками разных лет.

 

– Можно ли назвать процесс подготовки специалистов вашего комплекса инновационным?

– Весной 2015 года мы стали образовательным комплексом и теперь реализуем программы всех уровней, за исключением высшего. В состав комплекса вошли дошкольные отделения, начальная, средняя и старшая школа, а также подразделения, где мы готовим специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, где идет профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации. Мы осуществляем подготовку по 25 специальностям и профессиям.

 

Преимущество такого большого комплекса состоит в том, что речь идет не только о ресурсах, а, скорее, о тех возможностях, которые мы готовы предоставить москвичам. В одной образовательной организации можно выбрать и разные уровни образования, и разные направления. Ребята, которые учатся в школьном подразделении, могут выбирать, хотят ли они продолжить обучение в вузе, или их интересуют программы среднего профессионального образования в нашем комплексе. Также старшеклассникам предоставляется возможность выбрать подходящий профиль обучения – технологический, социально-экономический, гуманитарный.

 

4Таким образом, каждый в образовательном комплексе сможет найти оптимальную траекторию обучения в зависимости от склонностей и способностей.
Мы даем возможность реализоваться в разных сферах: в учебе, научно-проектной деятельности, творчестве, спорте, в какой-то общественной деятельности – волонтерстве, студенческом самоуправлении и многом другом. Например, интерес к научно-проектной деятельности прививаем через выставку научно-технического творчества. Она у нас ежегодная, и участвуют в ней школы, колледжи, центры технического творчества ЮЗАО. Некоторые проекты становятся темой дип­ломных работ, другие в конечном итоге воплощаются в реальные изделия и услуги и находят своего потребителя.

 

Одновременно с получением основного образования наши ребята могут получить образование дополнительное. При этом нашими услугами, а это, к примеру, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, мас­тер-классы, подготовительные курсы по предметам, в том числе для подготовки к ЕГЭ и ГИА, могут воспользоваться люди разного возраста и социального статуса. Такую возможность предоставляет Центр профессиональных квалификаций комплекса.

 

Образовательный комплекс «Юго-Запад» предоставляет услуги по образованию:

  • дошкольное;
  • общее образование, в том числе по адаптированным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • дополнительное образование – кружки, секции и пр.;
  • среднее профессиональное образование – обучение профессиям и специальностям, подготовка специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих;
  • дополнительное профессиональное образование – профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации.

 

– С какими вузами вы сотрудничаете, и в чем состоит это сотрудничество?

5– Взаимоотношения с вузами – нашими социальными партнерами – строятся на взаимном доверии и уважении. Нашим добрым другом является МГУ им. М.В. Ломоносова, а именно кафедра химических технологий. Также хорошими партнерами стали Российский университет нефти и газа им. И.М. Губкина и Российский университет кооперации. Сотрудничество уже давно не ограничивается профориентационной деятельностью. Среди основных направлений взаимодействия – развитие содержания образования, когда наши педагоги совместно с преподавателями вузов создают новые программы обучения, основанные на новейших достижениях науки, а также реализация совместных проектов, обучение и стажировки студентов и педагогов.

 

Так, совместно с РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина в 2015 году мы принимаем участие в городском проекте «Инженерный класс в московской школе». В профильном инженерном классе, который формируется в нашем школьном отделении, предполагается углубленное изучение физики, математики, информатики, химии. Подготовленные таким образом ребята получат качественное образование и возможность поступить в престижные технические вузы Москвы, а окончив их, смогут успешно решать те вопросы, которые стоят сейчас наиболее остро – развитие реального сектора экономики, импортозамещение. В рамках этого проекта комплекс будет оснащен современным учебным оборудованием, а всего таких классов в Москве будет порядка 80.

 

Будущие инженеры – студенты МАМИ и РГУ нефти и газа им. Губкина – проходят в Центре профессиональных квалификаций комплекса подготовку по профессиям «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Станочник», получая на выходе документ о присвоении рабочего разряда.
А совместно с кафедрой радиооборудования и схемотехники Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) мы работаем над проектом студенческой вещательной радиостанции СВ-диапазона. Например, сейчас в рамках дипломного проектирования уже создан передатчик, спроектирована антенна, разработан проект самой студии, из которой будет идти вещание. Комплексный проект в этом году защищали сразу четверо выпускников: отделение радиоэлектронной техники выполняло техническую часть, а отделение экономики и управления делало экономическое обоснование. Планируется, что в следующем году радиостанция начнет работать.

 

Это далеко не полный перечень наших партнеров в сфере высшего образования. Многие наши выпускники устроились на хорошую работу и параллельно получают высшее образование. Чаще выбирают заочное обучение – нарабатывают опыт. В итоге их карьерные и профессиональные позиции оказываются более привлекательными.

 

– Что ждет ваших выпускников после окончания учебы? Куда они идут работать? У всех ли есть возможность трудоустроиться?

6– Мы обеспечиваем кадрами реальный сектор экономики в Москве, и более 90% наших выпускников успешно трудо­устраиваются. Некоторым мы предлагаем по 2-3, а иногда и по 7 мест работы на выбор. В основном, все находят место, причем по профилю, уже в первый год после окончания комплекса. Почему не 100%? Кто-то решает продолжить обучение в вузе. Таких немного, потому что, получив среднее профессиональное образование, человек уже может выйти на работу. Многие московские предприятия у нас заказывают подготовку кадров и помогают нам в организации образовательного процесса. У нас развито сотрудничество с более чем 300 предприятиями, среди которых ГНПП «Регион», Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ЗАО «Доломант», НИИ «Полюс» им. М.Ф. Стельмаха и другие. Совместно с ЗАО «ИНУМиТ» – предприятием, которое занимается химическими и полимерными производствами – мы разрабатываем содержание образования, связанное с химико-технологическим направлением. По линии технологии общественного питания работаем с комбинатом «Кремлевский», относящимся к Управлению делами Президента. Или, например, Мосводоканалу нужны специалисты по контролю качества воды. И там работают многие наши бывшие студенты.

 

Мы все время в поиске новых партнеров, хотя уже доросли до того, что работодатели обращаются к нам сами, а мы ведем некоторый отбор. Обучение по профессиям и специальностями предполагает необходимость уделять большое внимание практике, которая начинается уже с первого курса. Какие-то этапы проходят в стенах образовательного учреждения, но производственная практика, преддипломная должны проходить на предприятиях, которые будут «затачивать» под себя своих будущих работников. И не нужно потом будет тратить время на то, чтобы их переучивать или доучивать. К сожалению, не все предприятия понимают такую перспективу.

 

На предприятиях, где проходит практика, должны быть безопасные условия труда, ребята должны иметь наставника и выполнять профессиональные задания. Мы очень приветствуем, когда практика оплачивается. Это сразу дисциплинирует, настраивает на серьезное отношение к работе. По итогам практики студентам необходимо сдать квалификационный экзамен, который показывает, освоены ли необходимые навыки или нет.

 

Оценивают уровень подготовки студентов – во многом и весьма строго – наши работодатели. Они же и заказывают у нас подготовку кадров. В Москве сейчас действует постановление №618-ПП по субсидированию подготовки кадров для предприятий. Согласно этому постановлению предприятие может у нас заказать подготовку того специалиста, который ему требуется, а город предоставит ему субсидию на подготовку в размере до 75% от ее стоимости. Это замечательная возможность, ведь сейчас необходимо, чтобы и бизнес, и образование перестали предъявлять друг другу претензии, а нашли механизмы и пути сотрудничества.

 

В образовательном комплексе действует Центр сопровождения профессиональной карьеры. Он создан не только для тех, кто у нас учится, но и для людей, которые давно закончили у нас обучение, и нуждаются в помощи по трудо­устройству. Так что своих мы не бросаем. И еще мы стремимся к тому, чтобы выпускники понимали: диплом – это не гарантия успеха на всю жизнь. Надо идти в ногу со временем, постоянно расти в профессии.

 

– Известно, что вы много лет обучаете молодежь с ограниченными возможностями здоровья. Каких успехов удалось добиться в этом направлении?

7– Сейчас у нас обучаются около 350 ребят с ограниченными возможностями здоровья. Они осваивают профессии повара, кондитера, слесаря механосборочных работ, укладчика-упаковщика, швеи, исполнителя художественно-оформительских работ, специальности «Рациональное использование природохозяйственных комплексов», «Технология продукции общественного питания» и другие. Также комплекс реализует адаптированные программы общего образования для ребят с 1 по 11 класс, причем в рамках школьной программы они также могут освоить целый ряд профессий.

 

С такими учащимися работают не только опытные учителя и мастера производственного обучения, но и психологи, логопеды, социальные педагоги, сурдопереводчики, сурдопедагоги. Мы помогаем ребятам и в получении профессии, и в трудоустройстве, и, что особенно ценно, в социальной адаптации.

 

У нас работают замечательный Театр моды причесок «Цирюльник» и Студия жестового пения «Поющие руки», в которых занимаются ребята с нарушениями слуха. Костюмы шьют будущие швеи – тоже студенты с ограниченными возможностями здоровья. Вместе со всеми они участвуют в жизни комплекса, а также защищают его честь на профессиональных и творческих конкурсах, предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, имеют много наград и достижений.

 

– Какова материально-техническая база колледжа?

– Наши учебно-производственные мастерские и лаборатории оснащены современным оборудованием. Например, такой материальной базы для изучения химических технологий и полимерных материалов нет больше ни у одного столичного учреждения среднего профессионального образования. Уровень некоторых наших химических лабораторий даже выше, чем в вузах. Мы постоянно заботимся о совершенствовании материально-технической базы, ведь стандартом среднего профобразования преду­смотрен большой объем практического обучения, а без оборудования практические навыки не получить. На пальцах мы не учим. Плюс к этому – практика на предприятиях, не формальная, а реальная, чтобы студенты могли не только в теории изучать настоящий производственный процесс.

 

У нас хорошая материальная база по металлообработке: станки с числовым программным управлением, токарное, универсальное, фрезерное оборудование. В радиомонтажной мастерской на протяжении последних четырех лет проводятся городские конкурсы профессионального мастерства «Московские мастера» по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов». А в прошлом году мы проводили у себя конкурс среди радиомонтажников-профессионалов – работников столичных предприятий.

 

Как и большинство серьезных образовательных организаций, мы стараемся работать в системе реальных проектов. Один из них – открытие студенческих производств, которые созданы при всех мастерских. Студенческие бригады работают в станочной, слесарной, радиомонтажной мастерских. Ребята выполняют реальные заказы от компаний и частных лиц, а за свою работу получают деньги. В ресурсном центре комплекса созданы два студенческих бюро. Одно занимается разработкой технической документации для производства, а второе – продвижением продукции. У нас действует студенческое кафе, где студенты под руководством мастеров, технологов сами готовят для своих сокурсников. Производственная деятельность приносит образовательному комплексу около 15 млн рублей в год. Продукцию, которая производится в наших мастерских, покупают население, предприятия, и это значит, что она высокого качества.

 

– Какие задачи на перспективу вы ставите перед коллективом своей образовательной организации?

– Главная наша задача, или, как мы это называем, – наша миссия: мы должны обеспечить доступное качественное образование для разных категорий потребителей – от дошколят до взрослых людей. Для этого мы создаем у себя условия для их обучения и развития, реализуем дополнительные и основные программы, короткие курсы. Кроме того, что мы располагаем такими возможностями, мы открыты новому и готовы к быстрым изменениям.

Мы должны быть центром притяжения, своего рода Храмом Науки, в котором каждый сможет найти себя. Мы должны быть полезными городу. Мы готовим специалистов, которые помогают сделать жизнь в Москве лучше, краше, надежнее.

 

– Сколько должно пройти времени, чтобы реализовать эту миссию?

– Мы реализуем ее постоянно, эта миссия бесконечна…