региональный аспект

И снова на русском поле...

1

 

В конце июля в Москве, в музее-заповеднике «Царицыно» с огромным успехом прошел IV Межрегиональный фестиваль славянского искусства «Русское поле». Фестиваль посетили более 200 тысяч гостей.

 

IV Межрегиональный фестиваль славянского искусства «Русское поле» был посвящен памяти святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. От Крещения ведет свое начало цивилизация, названная Русским миром. Красным Солнышком называли русичи Владимира за доброту и щедрость, за пиры и праздники для народа.

 

Именно таким – праздником для народа и праздником народа – получился фестиваль «Русское поле». С русским размахом, общим народным духом, когда особенно ощущается, что Москва – это не вся Россия, а лишь часть ее. У нас в стране столько всего интересного, самобытного. Мы богаты прежде всего людьми, их талантами, трудом. Каждая республика, область, край – кладезь народных традиций, обычаев, фольклора.

 

2В фестивале приняли участие 45 творческих коллективов из 38 регионов страны. Это более 1600 человек – фольклорные и академические коллективы, мастера-ремесленники и товаропроизводители, спортсмены-наездники, реконструкторы и волонтеры.

 

Главный приз фестиваля – статуэтка «Перо Жар-птицы» – разыгрывался в пяти номинациях. В этом году победителями стали Брянская область (номинация «Лучшая региональная делегация»), образцовый ансамбль народной музыки «Веселуха» из Красноярского края («Лучший фольклорный коллектив»), хореографический коллектив народного танца «Дубравушка» из Белгородской области («Лучший хореографический коллектив»), Омская область («Лучшая делегация мастеров»).
Культуры братских народов всегда дополняли и обогащали друг друга.

 

4Так, например, это ярко демонстрирует народное творчество Брянской области, которое издавна испытывало сильное влияние фольклорных традиций украинского и белорусского народов. От первого брянцы переняли оригинальную мелодику и хореографию, от второго – неповторимый мягкий говор. Особенно это сказалось в песенной традиции Брянщины с ее разнообразием средств выразительности и особенной системой символов и образов. По выразительности и многовариантности брянская народная песня не уступает южнороссийской, а влияние украинского и белорусского языков делает ее особенно задушевной.

 

Песенная и танцевальная традиция Белгородской губернии отличается особым своеобразием. Например, только здесь сохранилась уникальная исполнительская манера – фощеватовское двуххорное пение, канон свадебных песен. Голосовая полифония завораживает слитным, мощным звучанием. Столь же своеобразна народная хореография Белгородчины: здесь песня непременно «играется», что включает в себя манеру держаться или «выходку», канонические движения, определенные жесты. «Играть» песню – значит сочетать хоровое исполнение с хореографической пластикой и драматическим действом.

 

5Огромный интерес гостей фестиваля вызвала концертная программа фестиваля, в рамках которой выступили лучшие фольклорные коллективы России, военные оркестры, Государственный академический Кубанский казачий хор, Государственный академический хор им. М. Е. Пятницкого и другие. На «Русском поле» выступили мужской хор Сретенского монастыря и Праздничный мужской хор Свято-Данилова монастыря, а также популярные эстрадные исполнители: Олег Газманов, Алиса Кожикина (победительница телешоу «Голос. Дети»), Ольга Кормухина, группы «Любэ» и «Ярилов Зной», арт-группа «SOPRANO Турецкого», Александр Ф. Скляр, Захар Прилепин &«Элефанк», группа «Если».

 

Для посетителей была открыта ярмарка ремесел и промыслов (40 шатров) с участием региональных мастеров декоративно-прикладного искусства, где была представлена продукция лучших отечественных производителей. Кроме того, было организовано 10 тематических площадок («Аллея регионов», «Казачья станица», «Средневековая Русь», «Русская кухня», «Детские забавы» и другие).

 

6Так, например, представители одного из регионов – лауреата фестиваля –мастера Государственного центра народного творчества Омской области представили сразу несколько видов ремесел: ткачество, вязание, гончарный промысел, художественная обработка бересты, лоскутное шитье, народный костюм, живопись по бересте.
Участники от Рязанского землячества представили на фестивале скопинскую керамику – промысел, который всегда отличался оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением птиц, рыб, животных, сказочных персонажей. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого.

 

Второй по популярности фестивальной площадкой стала «Казачья площадка», где спортсмены Центра джигитовки Федерации конного спорта России, а также клубов «Багамут» и «Боевые искусства кавалерии» демонстрировали экстремальную езду, джигитовку и приемы владения оружием.

 

IV Межрегиональный фестиваль славянского искусства «Русское поле» был посвящен памяти святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. От Крещения ведет свое начало цивилизация, названная Русским миром.

 

7Конечно, какая национальная культура без традиционной кухни? Шатер «Большая окрошка» пользовался огромной популярностью. Здесь гости смогли отведать четыре вида этого любимого в народе блюда: окрошку домашнюю, купеческую, уральскую и хлебную. Можно было не только полакомиться, но и пройти мастер-класс по нарезке ингредиентов и приготовлению окрошки от лучших рестораторов Москвы. Все блюда – на знаменитом «Вятском квасе», который за последнее время обрел небывалую популярность. Но не только окрошкой потчевали гостей «Русского поля». Были здесь и русские блины с разными начинками, шашлычки, пироги, расстегаи и другие блюда русской кухни, которые приготовили повара 16-ти московских ресторанов. Помимо кваса, гости фестиваля смогли попробовать морс, медовуху, сбитень и другие напитки. В «Самоварном ряду» посетителей ждали чаи из старинных самоваров – с чабрецом, мятой, имбирем, клюквой, малиной, а также иван-чаем. Здесь гости фестиваля узнали немало интересного об истории русского самовара и традициях чаепития.

 

8За время фестиваля в Царицыно построили обыденный (возводимый за один день) православный храм. Традиция возведения «обыденных» храмов всем миром ведется от князя Владимира. Появилась она после чудесного спасения князя и его дружины от печенегов. «Об един день» тогда воздвиглась Десятинная церковь. Теперь уже на «Русском поле» появилась традиция ежегодно ставить новый храм. Он полностью деревянный, без единого гвоздя. К участию в строительстве допускались все желающие. Освящен храм был Патриархом Кириллом в тот же день, что и построен во имя святого равноапостольного князя Владимира.
Сергей Собянин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приняли участие в IV Межрегиональном фестивале славянского искусства «Русское поле» в музее-заповеднике «Царицыно».

 

«Сегодня мы со всем православным миром отмечаем дни тысячелетия святого Великого князя Владимира. Поздравляю вас! Тысячу лет тому назад не было ни Москвы, ни Санкт-Петербурга, ни двух третей городов и весей нашей огромной страны, но именно в те времена закладывалась 9та идеология, которая стала объединяющей для нашего великого государства, – идеология созидания, добра и справедливости», – отметил Сергей Собянин, выступая на церемонии открытия фестиваля.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал Крещение Руси переломным событием истории страны, предопределившим особый путь ее развития. «Благодаря вере, которую мы восприняли, благодаря системе нравственных ценностей, которые стали нашей системой ценностей, из разрозненных славянских племен возникла мощная единая держава – Русь, которая не только стала важным фактором на мировой арене, но и местом культурного и духовного развития», – добавил Патриарх.

11