машиностроение

Владимир Гутенев: «Успешное завтра создается сегодня»

1

 

Один из самых успешных управленцев страны, общественный деятель, ученый, первый вице-президент Союза машиностроителей России, президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев стал гостем редакции журнала  «Столица Москва», поделившись своим видением текущего положения дел в отечественной машиностроительной отрасли, авиационной сфере, кадровой политике. А, кроме того, рассказал об итогах завершившегося не так давно Международного аэрокосмического салона, в котором Союз машиностроителей принял самое активное участие.

 

– Сегодня в отечественном машиностроении, как нам представляется, на повестке дня три стратегические задачи: техническая модернизация, импортозамещение, подготовка высокопрофессиональных кадров. На ваш взгляд, как, исходя из них, можно охарактеризовать текущее положение дел в авиационно-космической отрасли?

– Авиационно-космическая отрасль во многом определяет уровень развития машиностроения России. Именно здесь концентрируется все лучшее, что может дать научный, технологический и человеческий потенциал страны. Она одной из первых реализует новые идеи, в том числе при решении тех задач, о которых вы сказали.

 

2Но, кроме них, нельзя упускать еще одну не менее важную задачу – развитие фундаментальной и прикладной науки. Это направление формирует научные и технологические заделы и через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы реализует новые возможности, которые возникают благодаря техническому перевооружению и новым подходам в подготовке специалистов и повышении их компетенций. Эти шаги направлены на обеспечение выполнения стратегических задач, обозначенных в выступлениях Президента России и реализуемых правительством страны.

 

Отмечу, что кооперация реального промышленного сектора с фундаментальной и прикладной наукой – важнейший элемент, обеспечивающий движение вперед. Не случайно в Лигу содействия оборонным предприятиям, которую я возглавляю, наряду с руководителями крупнейших научно-промышленных корпораций, таких как Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), Федеральное космическое агентство (Роскосмос), Концерн ВКО «Алмаз – Антей», вошел президент Российской академии наук Владимир Евгеньевич Фортов. Его интерес понятен, ведь решить те задачи, которые ставит Президент России, способна не только тесная связь между заказчиком и исполнителем, но и интеграция промышленности и отечественной науки.

3О текущей ситуации в авиационно-космической сфере. С вводом космодрома «Восточный» и реализацией программы по семейству ракет «Ангара» начнется совершенно новый этап в его освоении. И здесь Россия имеет вполне определенные приоритеты. Они основаны на собственных наработках по различным разделам космической программы, все их перечислять долго. Но тот факт, что США до сих пор для своих ракет покупает российские двигатели, говорит о многом.
Нужно упомянуть ряд других программ, работа по которым ведется постоянно. Это программы федерального проекта ГЛОНАСС, обеспечения коммерческих запусков зарубежных спутников, исследований Земли и космического пространства и др.

 

В авиационной сфере общеизвестны успехи нашей науки и промышленности в военной авиации и вертолетостроении. Что касается современных и перспективных отечественных вертолетов – они востребованы во всем мире. Потому что их летно-технические характеристики находятся на самом высоком уровне, навигационно-пилотажные комплексы ни в чем не уступают, а зачастую и превосходят зарубежные. Современные, в том числе композитные материалы, радиоэлектроника – практически все оте­чественного производства. Импортозамещение в вертолетостроении не просто слова, а конкретные разработки, воплощенные в конструкции.
Да, есть проблемы в гражданском самолетостроении. Их причины заложены в девяностых годах, когда вместо решений по сохранению отрасли принимались прямо противоположные, ведущие к разбазариванию имевшихся ресурсов – производственных, научных, кадровых.
Но потенциал отрасли достаточно велик и дает основание говорить о ее дальнейшем развитии. Примеры – проект ближне-среднемагистральных пассажирских самолетов типа МС-21 (корпорация «Иркут»), поставки ожидаются уже в 2017 году. Семейство перспективных гражданских турбовентиляторных двигателей с тягой на взлете от 9 до 18 т, причем модификации этих двигателей предполагается использовать и в отечественном судостроении. По оценке специалистов, по сумме технико-экономических параметров эти двигатели не будут уступать конкурентам. Первый экземпляр двигателя уже начинает испытания на летающей лаборатории.

 

Уже можно говорить, что программа «Сухой Суперджет 100» наращивает обороты. «Аэрофлот» в октябре 2015 г. пополнил свой парк 23-м самолетом этого типа. Их успешно эксплуатируют авиакомпании Мексики, Индонезии, Ирландии, Казахстана, Литвы, других стран. Количество самолетов, произведенных в Комсомольске-на-Амуре, в сентябре этого года перевалило за сотню. Темп производства, достигнутый в ходе программы, составил один самолет в неделю. Выстроенная кооперация предприятий во главе с финальным заводом-сборщиком подтверждают готовность производить четыре самолета в месяц и 48-50 в год без какого-либо расширения производства и дополнительных капитальных вложений.

 

Другими словами, успешное завтра создается сегодня.

 

В этой связи отмечу своевременность и важность курса не просто на импортозамещение как на замену в отечественном продукте импортных деталей российскими. Речь идет об экспортно ориентированном импортозамещении. То есть о целевой программе собственного производства продукции, не уступающей зарубежным аналогам и востребованной в других странах. Той продукции, товаров, которые будут покупать за рубежом не только в качестве готового изделия, но и его элемента или части.

 

4И здесь необходимо сказать о таком важном инструменте развития российской промышленности, как кооперация. Причем на всех стадиях – от научно-исследовательской работы, создания и производства продукта до его продажи на рынке.

Неоценима в этом отношении кооперация в рамках Евразийского экономического союза. Работа в этом направлении сейчас выходит на новый уровень. Расширение взаимодействия в рамках других экономических союзов, таких как БРИКС и ШОС, также имеет хорошие перспективы.

Необходимо активизировать и двухсторонние отношения. Хорошо известен пример плодотворного сотрудничества России и Индии по проекту фронтового истребителя пятого поколения ПАК ФА. На встрече министров обороны России и Индии 2 ноября 2015 г. стороны подтвердили, что намерены вместе создавать многоцелевой транспортный самолет-истребитель пятого поколения. А вся программа военно-технического сотрудничества России и Индии сегодня включает около 200 совместных проектов. Среди них – создание на территории Индии совместного производства самолетов «Сухой Суперджет 100». Кстати, индийская сторона проявила большой интерес и к проекту самолета МС-21 – его предполагаемые характеристики вполне устраивают индийских промышленников и предпринимателей. Рассматриваются проекты по пилотируемой космонавтике, совместному использованию российской навигационной системы ГЛОНАСС, в частности, по совместному производству модулей по приему сигнала ГЛОНАСС.

 

Большие перспективы у российско-китайского сотрудничества. Это касается и работ по совместному проекту широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, и тяжелого вертолета. А для него, кстати, рассматривается модификация нового перспективного пермского авиадвигателя – ПД-14.
Уверен, что существующий научно-технический задел российских ученых и технологов, их перспективные наработки, высочайший профессионализм совместно с возможностями и ресурсами Индии и Китая помогут успешной реализации всех проектов, и не только в авиационно-космической отрасли.
Однако не стоит переоценивать возможности азиатского вектора в развитии нашей экономики. Весь предыдущий опыт сотрудничества подтверждает то, что Россия в партнерстве с Индией и Китаем часто выступает как интеллектуальный донор, причем очень расточительный. Разумный обмен идеями и технологиями с обязательным соблюдением российских прав, прав наших ученых и инженеров на интеллектуальную собственность – обязательное условие для сотрудничества с другими странами.

 

– Верно ли, что сейчас существуют большие проблемы в авиадвигателестроении с точки зрения первичного импортозамещения?

5– Не секрет: в России была очень востребована продукция украинского объединения «Мотор Сич», предприятия которого занимаются разработкой, производством, ремонтом и обслуживанием авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов. Это не только двигатели для вертолетов, которые мы закупали от 300 до 350 штук в год, но и двигатели на самолеты-амфибии «Бе-200», на учебно-боевые «Як-130», которые производятся на российских заводах. И, благодаря тому, что еще до украинских событий президент дал старт программе импортозамещения, разработанные ОАО «Климов» отечественные двигатели «ВК 2500» показывают лучшие характеристики, чем продукция «Мотор Сич».

 

Сейчас в нашей стране идет масштабирование и наращивание объемов производства. Целый ряд предприятий решает очень важные задачи в двигателестроении, в частности, предприятия Перми, Рыбинска, Уфы и Самары.

Но сегодня задачи стоят не только в области создания авиационных двигателей. Одно из важнейших направлений – решение проблем, связанных с производством судовых силовых установок. И приход нового руководителя в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК) Александра Викторовича Артюхова дает основания для надежд на изменение ситуации к лучшему.

 

– Если говорить о подготовке высококвалифицированных кадров, то на МАКС-2015 вы проводили очень интересное мероприятие. Я имею в виду Международный фестиваль детско-юношеского и молодежного научно-технического творчества «От винта!», который получил высокую оценку Президента России Владимира Владимировича Путина, посетившего площадку фестиваля.

– Владимир Владимирович не просто посетил, он в очередной раз подтвердил, что лично является президентом этого фестиваля. А я являюсь председателем его Оргкомитета. Многолетние усилия Союза машиностроителей России, Лиги оборонных предприятий, при поддержке Союза ректоров России, лично президента Союза ректоров, ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего, российского Министерства образования и науки позволили сформировать целый комплекс эффективных мероприятий и программ, которые мы сейчас реализуем под лозунгом «Учись и работай в России!». Кроме упомянутого фестиваля «От винта!», это щкольные олимпиады «Звезда» – Таланты на службе обороны и безопасности» и «Будущее России», программа практик и стажировок «Ты – инженер будущего!», проекты «Заказ на инновации», «IТ-прорыв» и, конечно, Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего». В рамках проекта «Заказ на инновации», например, промышленные предприятия размещают технические задачи, которые методом мозгового штурма должны решать студенческие команды. Кроме оценки профессионалов, авторы присланных технических решений могут получить не только денежное вознаграждение, но и приглашение на работу.
Самая крупная в России школьная олимпиада «Звезда» – Таланты на службе обороны и безопасности», которая стала важнейшей составной частью программы непрерывного сквозного образования, в этом году объединилась с инженерной олимпиадой школьников «Будущее России». Общее название олимпиады звучит теперь как «Многопрофильная инженерная олимпиада “Звезда”».

 

6Очень важным для нас является и гуманитарное, морально-этическое содержание наших программ. Много лет мы ведем школьный проект «Талант преодоления». Это олимпиада для детей с ограниченными физическими возможностями. Для них в ряде вузов организованы специальные группы, в том числе по IT-безопасности в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Таких ребят мы сопровождаем на практиках, трудоустраиваем.

Не можем мы остаться в стороне и от самых маленьких. Авиационный фестиваль «От винта!», в том числе, и для них. На его площадке молодые, совсем молодые, а порой даже дети фантазируют, придумывают необычные технические решения. Например, Владимиру Владимировичу Путину показали полутораметровый летающий топор (при весе 200 грамм!). Он на МАКС-2015 был выставлен в павильоне «От винта!», где находятся работы детей от пяти лет. Президент, глядя на экспонат, пошутил: «Может быть, вы придумаете еще и летающий утюг». Я разговаривал на эту тему с президентом АвтоВАЗа Бу Андерссоном, с руководством «Новикомбанка», и не исключено, что мы объявим конкурс среди «летающих утюгов», чтобы было чем удивить президента на следующем МАКСе через два года. Правда, наши коллеги предложили еще провести конкурс по средствам перехвата управления и уничтожения «летающих утюгов», но мы пока эту идею как пацифисты и из-за недостатка призового фонда пока не рассматриваем. Но если найдутся спонсоры, то можем рассмотреть и такую номинацию. (Смеется). Специалисты в этой области у нас имеются.

 

Президент России достаточно долго задержался на финальной части фестиваля. Мы награждали школьников, которые представили лучшие разработки. На следующий день это награждение было продолжено в Государственной думе, куда мы пригласили около трехсот победителей со всей страны. Среди вручающих награды были звезды эстрады Сати Казанова и Марк Тишман, что очень понравилось детям и их родителям. Для победителей была подготовлена интересная экскурсионная программа по Москве.

 

– Какие из новых законодательных инициатив могут быть названы в числе первоочередных для дальнейшего развития машиностроения в России?

– Законотворчество, как и всякое творчество – процесс бесконечный. И каждый депутат, не говоря уж о группе депутатов, может внести на рассмотрение Государственной думы законодательную инициативу. Только я лично внес их более 130, половина из которых после одобрения обрела форму законов или поправок к ним. И они были подписаны Президентом России. Часть законопроектов принята в первом чтении. Из свежего и важнейшего, над чем мы сейчас работаем, назову поправки к закону «Об оружии», которые я внес в Думу. Они расширяют возможности изготовителей оружия и боеприпасов. В соответствии с новой редакцией закона, может быть улучшено экспортное продвижение продукции посредством торговых связей «Рособоронэкспорта» и представительств госкорпорации «Ростех». Она позволит парировать многие санкции в области военно-технического сотрудничества, которые наши недоброжелатели вводят против отдельных компаний.
Необходимо назвать и поправки в Закон «О Государственной корпорации “Ростехнологии”», которые касаются наших ведущих профильных компаний. Ну а в самое ближайшее время наша основная задача – это дальнейшая адаптация Федерального закона «О гособоронзаказе» к требованиям и возможностям сегодняшнего дня. Законопроект вызвал неоднозначную реакцию среди промышленников, и мы его очень серьезно корректировали. Мною внесено около 20 поправок, которые были приняты. Но некоторые «узкие» места остались. Мы провели опрос крупнейших предприятий и корпораций, как входящих в Союз машиностроителей России, так и в него не входящих. И теперь готовим пакет предложений, которые должны сделать этот очень важный закон, призванный бороться за эффективность использования бюджетных средств при исполнении гособоронзаказа, более гибким и полезным для всех сторон – и для заказчиков, и для исполнителей.