люди дела

Взрывной рост компании… это возможно?

 

Компания Like совсем недавно появилась на российском рынке и уже сейчас превратилась в международную сеть компаний. Добившись успеха, ее молодые менеджеры проводят интенсивные курсы по масштабированию любого бизнеса. О том, как достичь быстрого успеха в коммерции, директор компании Аяз Шабутдинов рассказал корреспонденту журнала «Столица Москва»

 

– Аяз, взятый вашей компанией темп действительно впечатляет. Что способствовало такому успеху, на ваш взгляд?

– Любой бизнес так или иначе связан с продажами. В русском языке есть такое изречение: «Не обманешь – не продашь». И эту мысль мы всегда старались обходить стороной. Конечно, обманом можно и лед эскимосам продать и получить неплохую прибыль. Но что потом? Обманутый покупатель никогда не вернется к вам и тем более не приведет других людей. Довольный же клиент будет возвращаться снова и снова. Мы хорошо усвоили эту истину. Она – основа бизнеса Like.

 

– Составляющие успеха – это что, на ваш взгляд?

2– За успех Like я не устаю благодарить нашу команду, каждого ее участника. Правильный подбор персонала – это еще один очень важный момент. Только с людьми, нацеленными на результат, можно быстро идти вперед. Будьте честными.

 

– Часто в погоне за прибылью компании забывают о нематериальных ценностях, и главное – о социальном эффекте своего бизнеса. Расскажите, пожалуйста, насколько вы придерживаетесь принципа социальной ответственности и что для вас есть «кодекс чести» компании?

– Родители с раннего детства формировали во мне чувство ответственности, совести и чести. Эти три кита, на которых держится личность и, как я усвоил позже, и бизнес тоже. У нас есть несколько благотворительных проектов, один из них – «Like исполняет мечты». Я как-то анализировал свою жизнь и понял, что наша жизнь – это по­очередное достижение целей, по-другому – «сбыча мечт». Например, я вырос в поселке Куеда с населением 10 000 человек. Я как-то поехал в Пермь на кубок по мини-гольфу, при этом никогда в жизни клюшку в руке не держал, но выиграл! Теперь у меня дома стоит кубок по мини-гольфу. Я тогда подумал: «Ничего себе! Это, оказывается, возможно!» Следующая мечта – окончить школу с отличием. Она тоже исполнилась. Два года назад у меня был, по факту, только один блог, с далеко идущей целью. Сегодня о нас пишет Forbes. У меня есть вера в то, что мечты могут стать реальностью, я исполняю их.

 

– Вы – счастливый человек, который верит в то, что ему все под силу…

3– Но у многих людей, к сожалению, такой веры нет. Они думают, что мечты – это лишь мечты. Мы в Like решили собирать мечты людей, отбирать определенные из них, которые кажутся нам очень важными в жизни человека, и исполнять их. Исполнив чью-то мечту, мы дадим человеку самое главное – веру. И дальше он будет ставить новые мечты, верить в них и реализовывать.

 

– На ваших курсах вы учите людей верить в себя, это получается?

– Писем было огромное количество. Многие просто благодарили нас за возможность вспомнить, о чем мечтали в детстве, но давно забыли. Люди говорили о том, что проект стал паузой, возможностью остановиться, написать, а после сделать новый рывок! Эти письма говорили о том, что мы на верном пути, а проект дает тот самый, желаемый нами эффект, даже не начавшись.

 

– На вашем сайте вы позиционируете себя так: «Холдинг Like или Like Family – это сообщество людей, которые движутся к своей цели и реализуют себя через бизнес». Это здорово, но насколько молодежь сейчас готова к такой предприимчивости во время кризиса? Сейчас закрываются многие успешные компании, существовавшие много лет на рынке. Какого людям, сошедшим только что со студенческой скамьи, реально сделать такой квантовый скачок в своем сознании и стать успешными, и хорошо бы, еще и социально ответственными гражданами?

4– Не стоит, конечно, совсем сбрасывать со счетов кризис, но и придавать ему огромное значение тоже не надо. Не читайте постоянно новости о кризисе, о том, как все плохо, не думайте целый день об этом. Ни к чему хорошему такие действия не приведут. Избавьтесь от лишнего информационного шума. Работайте больше, занимайтесь своей жизнью, своим делом, и времени на то, чтобы думать о кризисе, у вас не будет. Не зря говорят: «кризис — время возможностей». Кому-то это высказывание сейчас может показаться язвительным. Но это не так. Если подойти к делу с умом, кризис можно использовать во благо себе.

 

– То есть кризис, по-вашему, дает мудрому предпринимателю какие-то преимущества?

– Конечно, например, огромный плюс для меня, как для предпринимателя, в том, что я могу нанимать действительно классных специалистов, профессионалов своего дела, которые по тем или иным причинам были сокращены. Кроме того, наш стабильный рост и забота о создании резервного фонда привели к тому, что мы рассматриваем варианты покупки сетей, которые являлись нашими конкурентами. За этот год мы уже получили несколько предложений от наших некогда конкурентов, которые теперь предлагают нам их купить. И таких примеров масса. Важно быть готовым к кризису. Сильные компании даже тогда, когда все хорошо, не расслабляются.

 

– У вас много последователей, сейчас вы проводите образовательные бизнес-программы для молодежи и поэтому можете уже сейчас считать себя лидером или человеком-творцом, который сам создает свою реальность. Скажите, а действительно ли можно обучиться лидерству? Всем ли важно получить у вас бизнес-образование? Или все же есть какой-то предварительный отбор тех, кто будет обучаться в вашем бизнес-акселераторе?

5– Мне невольно вспомнилась Верочка из «Служебного романа»: «Ну, понимаете, можно, конечно, и зайца научить курить. В принципе ничего нет невозможного». Бизнес-образование может получить каждый. Вопрос в том, нужно ли это человеку. Идти или нет – личный выбор каждого. Тут все зависит от ситуации и от целей человека. Он сам может решать, почерпнет ли он что-то полезное. Но я хочу сказать, что прохождение обучения – не гарантия успеха. Важно, чтобы человек после обучения продолжил самостоятельную работу, использовал полученные знания. Если у человека нет таких стремлений, зачем вообще тратить свое время на обучение?

 

– Я уже давно наблюдаю за развитием вашей компании Like, и чем-то такой склад мышления мне напомнил известного всему миру Ричарда Брэнсона. Скажите, стратегия развития вашей компании похожа на его? Есть ли какая-то разница? Расскажите, как вы видите будущее холдинга LIKE через 10, 20, 30 лет?

– Я часто читаю в СМИ: «Аяз Шабутдинов – российский Ричард Брэнсон». Мне, конечно, сравнение с таким великим человеком льстит, но все же до него еще далеко. Я неоднократно читал его биографию, книги, изучал его деятельность. И он – отличный пример для подражания. Ричарду недавно исполнилось 65 лет. В таком возрасте многие люди думают о стабильности и спокойствии. Брэнсон же готовится к полету в космос на борту своего первого пассажирского космического корабля SpaceShipTwo, созданного его компанией Virgin Galactic. Я надеюсь, что и я в его возрасте буду не менее активен, а Like и дальше будет шагать по миру (улыбается).