культура

Шалва Амонашвили: «Личность воспитывается личностью»

1

 

Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру. Новое педагогическое направление обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».  Созданная Амонашвили философская система «Школа Жизни» (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике. По ней работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья. Шалва Амонашвили побеседовал с журналом «Столица Москва» и рассказал, как выстраивать отношения с ребенком в школе и дома. 

 

– Вопрос образования и воспитания детей всегда остается актуальным, во все времена. Существует мнение, что человек становится личностью только в процессе социализации, так ли это? Ребенок рождается личностью или же это задача родителей – направить его и помочь в становлении?

– Каждый может стать личностью, но не каждый ею становится. С рождения в ребенке посеяны все семена для личностного становления. Дальше все зависит от обстоятельств: необходимые условия развития, воспитание, к чему будут направлять ребенка взрослые – все эти качества имеют огромное значение в развитии человека. Если говорить о «личности», то это очень сложное понятие. Сколько психологов, столько и мнений. Постараюсь объяснить, исходя из моей личной концепции. Я толкую «личность» через понятия «духовность», «гуманность» и «творец». Суть личности ребенка зависит именно от раскрытия образа творца.

 

2Образ творца – это любовь, предназначение человека, служение, жертва, смысл жизни, воля – как еще говорят, «Бог в человеке». Без этих качеств развитие личности невозможно, она должна совершить свою исключительную задачу на Земле. Я решаю свою, вы – свою. У каждого из нас – свое предназначение, свой путь, с которым только соприкоснешься – обратно уйти уже невозможно. Если вы очень любите то, чем занимаетесь, и без этого не можете жить, значит, вы нашли свой путь. Если вы с легкостью можете уйти, например, на другую работу, где вам больше платят – вы еще не нашли свое дело.

 

– Можно ли сказать, что каждый из нас личность? И насколько влияет воспитание на личностное проявление человека?

– Ежедневно мы видим проходящих мимо людей, они все настолько разные. Нашли ли они свое предназначение, есть ли внутри них воля совершать благо? Можно ли считать их личностями? Большинству в современном мире этого не хватает – их не воспитали изначально, еще в детстве. Именно так я понимаю потенциальную личность ребенка и ее проявление в будущем. Нашему обществу не хватает личностей, их очень мало. Так же, как благородных, великодушных, нравственных и духовных людей. Все устремлены к материальным ценностям: деньги, хорошая работа, шикарные и дорогие вещи. Сказано: «Кто озабочен земными вопросами, тот ответ о небесном не получит». Иными словами, тот, кто озабочен земными проблемами, тот свою миссию не найдет никогда. Есть такая аксиома: «личность воспитывается личностью».

 


– Тогда получается, что вся ответственность в личностном развитии ребенка ложится на родителей. Но если в них нет этого потенциала, ребенок обречен?

3– Если родители сами в себе не раскрыли смысл жизни, не нашли в себе волю, не ставят перед собой большие цели – к сожалению, они в своем ребенке личность воспитать не могут. Но наставником может стать другой человек. Например, учитель. Моя личность раскрылась благодаря учительнице Варваре Вардиашвили, когда я учился в школе. Для ребенка таким человеком может стать родственник: дядя или дедушка. Они своим подходом смогут раскрыть в маленьком человеке данные способности и стремления.

 

Личность воспитывается! Сегодня наблюдается тенденция, что школа не занимается этим воспитанием. Хотя только и говорят: «образование нацелено на личность», личностно-ориентированное образование… Никакого ориентирования в этой практике вы не увидите: лишь 1 учитель из 1000 работает в этом направлении.

 

– Отличаются ли роли мамы и папы в воспитании? Насколько важно, чтобы ребенок развивался в полной семье?
– Мужчина и женщина – носители разных энергий, разного характера. Именно поэтому в дочери и сыне они воспитывают разные качества. Вместе мужчина и женщина составляют гармонию. В той ситуации, когда мать или отец покидают своего ребенка – он обязательно в чем-то будет ущемлен. Спасти ситуацию сможет только наставник, помощник. Мужская роль воспитывает в малыше такие качества, как мужество, желание защищать, обеспечивать семью – все они задают правильную атмосферу в семье. Отец – глава семьи, за ним первое слово. Когда домой приходит папа – он воспринимается не просто как мужчина, а как характер, нрав и закон. Когда приходит мама – она приносит с собой нежность, доброту, открытую любовь и заботу. Это две совершенно разные энергии, и ребенок одинаково нуждается в них обеих.

 

– В своих лекциях вы часто произносите такую фразу: «Ребенок – это явление. На явление, как и на дождь, на снег – влиять нельзя». Как тогда мы можем передавать на практике опыт нашим детям, воспитывать их? Может быть, есть какая-то методика?

4– Здесь стоит сказать о гуманной педагогике, которая представляет собой особое понятие и смысл. Конечно, можно утверждать, что детей достаточно только любить и считать это гуманностью, но этого крайне мало. Некоторые учителя говорят: «Я не кричу на детей, двоек не ставлю – разве это не гуманно?!». Конечно, это доброта, но это не полный гуманизм. В переводе с санскрита понятие «гуманный» означает «смертный, который ищет в себе свое бессмертие; смертный, который находится в поиске самого себя, в самопознании, ищет опору духа, ищет связь с Богом». Это и есть гуманизм.
А задача педагога сформировать вокруг ребенка особую среду, наполненную уважением к его личности, полным принятием ребенка, дающую опору для развития, взросления и самостоятельного мышления. Поэтому главной целью реформ, связанных с воспитанием и образованием, должна быть не форма организации учебного процесса, а личность самого педагога.

 

– Шалва Александрович, вы говорите о том, что один из постулатов в гуманной педагогике – это позиция «наравне» с ребенком. Возникает вопрос: как не перейти ту грань, когда ребенок становится избалованным, непослушным? Как не перегнуть позицию «наравне», чтобы ребенок не стал сам доминировать?
– Если говорить о том, как не «перегнуть», то стоит задуматься и самим взрослым, которым также нужно сдерживаться. Взрослые любят баловать себя, запрещая ребенку что-либо, чисто из своего личного убеждения, настроения и даже эгоизма. В свою очередь, ребенок хочет это сделать, он разумное существо. Возникают два вопроса. Взрослый присматривает за ребенком, что он делает и имеет ли право это делать? Нужно ли ему сейчас это делать? Взрослому это не нужно, потому что малыш шумит, мешает, а ребенку – нужно. Ребенок ползает под кроватью – взрослому это не нужно, а ребенку нужно для того, чтобы развить в себе некую координацию, некие движения. Ребенок достает вопросами: «что это такое?», «зачем это?», «почему так?» – взрослому это не нравится, он начинает злиться на ребенка. А малышу это важно – он изучает мир вокруг себя.

 

Если же ребенок действительно переходит границы и сам обижает другого человека, то нужно показать эту обиду. Но не кричать, не ругать или повторять одни и те же слова. Ребенок поймет обиду, потому что она действует прямо на сердце, на его чувства. Он начинает сразу переживать и понимать, что он сделал больно, начинает извиняться. Взрослый в этот момент, для воспитания, должен сдерживать обиду. В конце концов, они помирятся, но у ребенка уже будет образ – «не нужно обижать».

 

– Как педагогу увидеть способности ребенка и помочь раскрыть его личностный потенциал?

5– Для того чтобы ребенок раскрыл свою суть, есть много определенных способов, приемов, задач и загадок с детского сада, а затем с обучения в школе. Существует определенный способ построения отношений и общения с ребенком. Например, я ставлю перед собой вопросы. Как мне общаться с ребенком, чтобы он постепенно заглядывал в себя, узнавал себя? Я прислушиваюсь к тому, что мне говорит 3-летний мальчик или девочка. Также в моей голове в данной ситуации возникают вопросы. Она фантазирует или говорит правду? Как я буду относиться к тому, что она говорит? Буду удивляться, восхищаться, задавать вопросы? Или буду говорить, что это глупости? В первом случае я поощряю для того, чтобы у детей появился интерес к себе. Во втором случае я это пресекаю. Точно так же в дальнейших классах – нужно науку преподавать так, чтобы ребенок в этой науке видел самого себя. Например, в литературе ребенок представлял бы себя в образе того или иного героя, персонажа, переживал его жизнь. Это нужно, чтобы ребенок задумался, кто он, с кем он дружит, правильно ли он поступает.

 

– Как же педагогу правильно пользоваться инструментами гуманной педагогики и выстраивать отношения с учеником?

– Существуют вопросы: «Зачем я здесь?», «Откуда и куда направляюсь?». Если просто думать об этом – мы получим ответы, может быть, не сразу, а позже. Гуманная педагогика выстраивает получение всех образовательных курсов к такой логике, чтобы по крупицам ребенок, даже в физике или химии, заглядывал внутрь себя. Например, всем известно, еще с уроков физики, что металл от тепла расширяется, так же и сердце человека становится больше от тепла, внимания и веры. Магнит притягивает и отталкивает, так же и с людьми. Задавая эти вопросы учителю, ребенок познает себя и, как следствие, ему становятся интересны предмет и сам учитель.

 

– Шалва Александрович, что для вас раскрывается в воспитании детей? В чем уникальность каждого маленького человека?

– Мне интересно воспитывать ребенка, который будет искать в себе способности, возможности реализации – свой путь. Найдет или нет – не важно. Главное, что он пробовал, искал, действовал. Именно в этом поиске человек способен на многое, на первый взгляд, невозможное. Меняются времена, и они зовут новые поколения детей. Было время, которое вызывало детей-акселератов. Сейчас время зовет детей Света.

 

«Случайного» ребенка нет. Вы его воспринимаете как «случайного», но каждая душа не случайно воплощается в тело. Приходит ребенок – явление со своими дарами духа. Как Пушкин – он оставил нам свои дары духа, а ему досталась развитая душа, которая возвращается обратно более развитой, чем пришла на Землю. И так с каждым: вы несете что-то, я тоже несу что-то, каждый из нас несет что-то.