апк и пищепромлидерство – наша традиция!
За плечами этого предприятия – почти четверть века успешного производства и поставок пищевых ингредиентов. Четко задан вектор развития, который позволяет сегодня называть компанию крупнейшим производственным холдингом пищевой промышленности с огромным потенциалом импортозамещения. Имя этому холдингу – торгово-промышленная Группа компаний «Союзснаб». Корпорация, которую знают не только в родном Красногорске Московской области и в России, но и за ее пределами. О том, чем живет холдинг сегодня, о положении дел в отрасли и многом другом – в интервью с президентом ГК «Союзснаб» Денисом Львовичем Черниковым. – Российская пищевая промышленность подразделяется на ряд подотраслей, поэтому сложно анализировать положение дел в общем плане. К примеру, доля импорта в каких-то определенных сегментах достигает 90%. По другим же направлениям, наоборот, превалирует продукция отечественного производителя, иногда составляющая 60 и более процентов. Такова специфика пищевых ингредиентов, часть из которых априори не может производиться в России. Сюда можно отнести различные виды пектинов, другой подобного рода продукции, где задействованы, к примеру, цитрусовые, а они не растут в России. Или ингредиенты, где присутствуют водоросли. Да, наша страна имеет доступ практически ко всем океанам, но южные водоросли, применяемые в пищевой промышленности, для Российской Федерации – дефицит. Если же брать в разработку подотрасль ароматизаторов, а это самая распространенная добавка, без которой сегодня не изготавливается почти ни один пищевой продукт, – так вот тут доля импорта еще лет семь назад составляла порядка 90%, но сейчас эта цифра снизилась, по моим оценкам, до 60%. Отечественный производитель прочувствовал, что рынок ароматизаторов перспективен, и все активнее завоевывает на нем свои позиции, с каждым годом увеличивая количество игроков. – Группа компаний «Союзснаб» позиционирует себя как российский лидер на рынке ингредиентов для всех отраслей пищевой промышленности. В чем заключается это лидерство? – Одно из приоритетных направлений нашего развития, в котором Группа компаний «Союзснаб» занимает лидирующие позиции, – отрасль биотехнологий. Мы производим закваски, пробиотики, натуральные консерванты. В нашем активе – кондитерская глазурь, пищевые красители и стабилизаторы, фруктово-ягодные наполнители. Словом, спектр продукции достаточно разнообразен. Значительная ее часть пока в нашей стране почти не производится, соответственно, у нашего предприятия появились неплохие возможности не просто закрепиться в этой рыночной нише, но достаточно интенсивно в ней развиваться. Мы не только наращиваем объемы производства, но и активно развиваем экспорт нашей продукции за границу: в Китай, Индию, США, государства Евросоюза. Вторая отрасль, где у нас очень хорошие позиции – вышеупомянутые ароматизаторы. Здесь мы на голову выше многих зарубежных конкурентов, многие из которых занимаются просто смешиванием продукции, в то время как мы делаем ставку на глубокую переработку. Кроме того, активно производим смесевые продукты, пищевые волокна, различные виды сахаров – все выпускается исключительно на основе отечественного сырья. Сейчас нами ведется большая работа над производством красителей, в которой ставка делается на глубокую переработку. Но в этом сегменте продукции пальма первенства пока за нашими конкурентами. – Мы достаточно уверенно чувствуем себя на российском рынке. Лидерство – наша традиция, заложенная еще в советские времена. Но справедливости ради отмечу: сегодня рынок пищевых добавок в России пока не сформирован. Для российского пищевого бизнеса это относительно новое направление. В Советском Союзе был заложен определенный уровень культуры производства пищевых добавок, к примеру, существовали определенные виды картофельного крахмала, выпускаемого строго по рецептуре ГОСТа. Однако качество того же мяса оставляло желать лучшего. Ведь тогда в стране даже понятия такого, как мясная порода крупного рогатого скота, не существовало. Сегодня качество продукции пищевой промышленности значительно выше. Добавки – лишь нюансы. Все зависит от качества сырья. Вы не сделаете из плохого молока хорошее мороженое. А требования к молочной продукции на сегодняшний день высочайшие. Одно из ключевых требований – устойчивость белка. Мы раньше ни о чем подобном даже не могли слышать. А ведь от того, как белок ведет себя в процессе переработки, зависит качество продукта. Если говорить о добавках, сделать с их помощью из некачественного сырья хороший продукт – это миф. Хороший ароматизатор лишь облагораживает продукт. Но если, условно говоря, в мороженом плохой жир, никаким ароматизатором это не скроешь. – Если брать зарубежные аналоги и продукцию компании «Союзснаб», каково здесь сопоставление с точки зрения экологической составляющей, качества и спроса? – В России на рынке пищевых продуктов работает достаточно много транснациональных холдингов, начиная от PepsiCo и заканчивая Nestle. Почти все они сотрудничают с нами, в том числе по линии продвижения экспортных программ и отдельных проектов по развитию. Закупают ингредиенты нашего производства для своих нужд. Между нами и зарубежными корпорациями выстроено довольно тесное деловое сотрудничество. ГК «Союзснаб» наравне с транснациональными холдингами участвует в тендерах по всему миру, предлагая свою продукцию. В нашем сегменте рынка действуют три-четыре крупных игрока. С ними мы сталкиваемся повсеместно, вне зависимости от того, участвуем ли в тендере в США, Европе, Китае или у себя дома, в России. И вот «Союзснаб» составляет сегодня этим игрокам довольно серьезную конкуренцию. Мы видим это по отношению. Если раньше нас просто дружески похлопывали по плечу, то сейчас порой даже включается режим агрессии. О чем это говорит? О том, что наша продукция конкурентоспособна на самом высоком уровне. Мы заявили о себе в полный голос. И нас услышали. – Из последних инновационных разработок – нам известно, вы продвигаете серьезные биотехнологические проекты? – Биотехнология – это одно из мощнейших и стратегических направлений нашей деятельности. У нас очень много патентов в этой области. А все потому, что по этим направлениям у нас работают уникальные специалисты, производящие в высшей степени достойную продукцию. Совершенствуя технологический процесс, мы добились ощутимых результатов в производстве пробиотиков. В мире пока подобного рода прорывов не добился никто из наших конкурентов. У нас сформировался уникальный набор штаммов – от 1,5 до 2 тысяч, каждый из которых выполняет свою функцию. Многие из этих штаммов применяются при производстве кефира, йогуртов, заквасок, другой аналогичной продукции. Так называемая защитная культура – одна из наших новейших разработок. Фактически это природный консервант, добавляемый в продукт. Среди наших новинок – бактерия, которая не дает возможности развиваться патогенам, а еще позволяет увеличивать срок хранения продукта, но не за счет синтетических консервантов, а посредством пробиотической культуры. И здесь мы тоже пионеры. Наши коллеги в других компаниях ведут подобного рода научные разработки, но пока безуспешно. Ощутимых результатов на сегодняшний день достигли только мы. – Персонал – главная ценность компании. У нас работают высококвалифицированные специалисты, а своих лучших сотрудников мы находим не только в Москве, но и в других городах России. Приглашаем настоящих мастеров в столицу, открываем лаборатории. Результатом стало формирование и открытие ряда направлений, которые, по словам скептиков, реализовать в России вообще было невозможно. Мы доказали обратное, потому как в наших стенах собраны уникальные специалисты практически в любой области. Что главное в кадровой политике? Создать людям хорошие условия для работы, и тогда они смогут реализовать любой, самый амбициозный проект. К примеру, технология «In Vitro». Ее суть в следующем: наши ученые выделяют из растения безвирусную клетку, потом размножают ее и засеивают наши сады безвирусным посадочным материалом. Правда, сперва растение выращивается в пробирке, затем оно укореняется в оранжерее и лишь после этого перемещается в питомник. На выходе получается безвирусный саженец. Все промышленные сады в мире выращивают только безвирусные растения. Они устойчивы к различным заболеваниям, быстрее приносят урожай. Эффективность такого саженца в три раза выше обычного. Купить подобную технологию за рубежом, в частности, в Италии, нам не удалось. Европейцы вообще неохотно делятся своими изобретениями даже за хорошие деньги. В итоге мы нашли своего, российского специалиста и с его помощью разработали собственную технологию, не уступающую итальянской. – Вы можете назвать свою компанию социально ответственной? – Если ты создаешь компанию, успешную на рынке, ты просто обречен сделать ее социально ответственной. Иного не дано. ГК «Союзснаб» – один из крупнейших налогоплательщиков Красногорска. У нас достойные условия труда, конкурентоспособная «белая» заработная плата, возможности карьерного роста, профессионального и личностного развития, расширенный социальный пакет, оборудованные по современным стандартам рабочие места. Действует бесплатный молодежный клуб для детей сотрудников от 4 до 16 лет, предлагающий творческие и спортивные занятия на выбор. Кстати, наши спортивные секции по самбо в рамках «Детской субботы» могут посещать и юные жители Красногорска, секция работает прямо на территории предприятия. Нередко на праздники для детей приглашаются аниматоры и артисты. – Каков вектор развития на перспективу, ближайшую и отдаленную? – Компания «Союзснаб» с оптимизмом смотрит в будущее с точки зрения страны и с позиции развития бизнеса. У нас очень активно развивается собственный агрокомплекс в Калужской области. Он включает в себя полный цикл переработки яблок – от выращивания и сбора до очистки и изготовления фруктового пюре и соков. Развивается полеводство. Как любая успешно развивающаяся группа компаний, мы всегда заинтересованы в привлечении эффективных, талантливых людей. Поэтому мы открыты для диалога и сотрудничества.– Денис Львович, ваша компания на российском рынке пищевых ингредиентов действует 25 лет. Какова сегодня ситуация в этой отрасли? Есть ли тенденции к росту производственных показателей? Велика ли доля импортной продукции на рынке ингредиентов?
– Если говорить о вкладе «Союзснаба» в импортозамещение, насколько ваша продукция уникальна и конкурентоспособна?
– Успешная работа любой компании зависит от умелой кадровой политики. Какова она на предприятии?