апк и пищепром

«Союзснаб»: лидерство – наша традиция!

За плечами этого предприятия – почти четверть века успешного производства и поставок пищевых ингредиентов. Четко задан вектор развития, который позволяет сегодня называть компанию крупнейшим  производственным холдингом пищевой промышленности с огромным потенциалом импортозамещения. Имя этому холдингу – торгово-промышленная Группа компаний «Союзснаб». Корпорация, которую знают не только в родном Красногорске Московской области и в России, но и за ее пределами. О том, чем живет холдинг сегодня, о положении дел в отрасли и многом другом – в интервью с президентом ГК «Союзснаб» Денисом Львовичем Черниковым. 

 

1– Денис Львович, ваша компания на российском рынке пищевых ингредиентов действует 25 лет. Какова сегодня ситуация в этой отрасли? Есть ли тенденции к росту производственных показателей? Велика ли доля импортной продукции на рынке ингредиентов?

– Российская пищевая промышленность подразделяется на ряд подотраслей, поэтому сложно анализировать положение дел в общем плане. К примеру, доля импорта в каких-то определенных сегментах достигает 90%. По другим же направлениям, на­оборот, превалирует продукция отечественного производителя, иногда составляющая 60 и более процентов. Такова специфика пищевых ингредиентов, часть из которых априори не может производиться в России. Сюда можно отнести различные виды пектинов, другой подобного рода продукции, где задействованы, к примеру, цитрусовые, а они не растут в России. Или ингредиенты, где присутствуют водоросли. Да, наша страна имеет доступ практически ко всем океанам, но южные водоросли, применяемые в пищевой промышленности, для Российской Федерации – дефицит. Если же брать в разработку подотрасль ароматизаторов, а это самая распространенная добавка, без которой сегодня не изготавливается почти ни один пищевой продукт, – так вот тут доля импорта еще лет семь назад составляла порядка 90%, но сейчас эта цифра снизилась, по моим оценкам, до 60%. Отечественный производитель прочувствовал, что рынок ароматизаторов перспективен, и все активнее завоевывает на нем свои позиции, с каждым годом увеличивая количество игроков.

 

– Группа компаний «Союзснаб» позиционирует себя как российский лидер на рынке ингредиентов для всех отраслей пищевой промышленности. В чем заключается это лидерство?

– Одно из приоритетных направлений нашего развития, в котором Группа компаний «Союзснаб» занимает лидирующие позиции, – отрасль биотехнологий. Мы производим закваски, пробиотики, натуральные консерванты. В нашем активе – кондитерская глазурь, пищевые красители и стабилизаторы, фруктово-ягодные наполнители. Словом, спектр продукции достаточно разнообразен. Значительная ее часть пока в нашей стране почти не производится, соответственно, у нашего предприятия появились неплохие возможности не просто закрепиться в этой рыночной нише, но достаточно интенсивно в ней развиваться. Мы не только наращиваем объемы производства, но и активно развиваем экспорт нашей продукции за границу: в Китай, Индию, США, государства Евросоюза. Вторая отрасль, где у нас очень хорошие позиции – вышеупомянутые ароматизаторы. Здесь мы на голову выше многих зарубежных конкурентов, многие из которых занимаются просто смешиванием продукции, в то время как мы делаем ставку на глубокую переработку. Кроме того, активно производим смесевые продукты, пищевые волокна, различные виды сахаров – все выпускается исключительно на основе отечественного сырья. Сейчас нами ведется большая работа над производством красителей, в которой ставка делается на глубокую переработку. Но в этом сегменте продукции пальма первенства пока за нашими конкурентами.

 

2– Если говорить о вкладе «Союзснаба» в импортозамещение, насколько ваша продукция уникальна и конкурентоспособна?

– Мы достаточно уверенно чувствуем себя на российском рынке. Лидерство – наша традиция, заложенная еще в советские времена. Но справедливости ради отмечу: сегодня рынок пищевых добавок в России пока не сформирован. Для российского пищевого бизнеса это относительно новое направление. В Советском Союзе был заложен определенный уровень культуры производства пищевых добавок, к примеру, существовали определенные виды картофельного крахмала, выпускаемого строго по рецептуре ГОСТа. Однако качество того же мяса оставляло желать лучшего. Ведь тогда в стране даже понятия такого, как мясная порода крупного рогатого скота, не существовало. Сегодня качество продукции пищевой промышленности значительно выше. Добавки – лишь нюансы. Все зависит от качества сырья. Вы не сделаете из плохого молока хорошее мороженое. А требования к молочной продукции на сегодняшний день высочайшие. Одно из ключевых требований – устойчивость белка. Мы раньше ни о чем подобном даже не могли слышать. А ведь от того, как белок ведет себя в процессе переработки, зависит качество продукта. Если говорить о добавках, сделать с их помощью из некачественного сырья хороший продукт – это миф. Хороший ароматизатор лишь облагораживает продукт. Но если, условно говоря, в мороженом плохой жир, никаким ароматизатором это не скроешь.

 

– Если брать зарубежные аналоги и продукцию компании «Союзснаб», каково здесь сопоставление с точки зрения экологической составляющей, качества и спроса?

– В России на рынке пищевых продуктов работает достаточно много транснациональных холдингов, начиная от PepsiCo и заканчивая Nestle. Почти все они сотрудничают с нами, в том числе по линии продвижения экспортных программ и отдельных проектов по развитию. Закупают ингредиенты нашего производства для своих нужд. Между нами и зарубежными корпорациями выстроено довольно тесное деловое сотрудничество. ГК «Союзснаб» наравне с транснациональными холдингами участвует в тендерах по всему миру, предлагая свою продукцию. В нашем сегменте рынка действуют три-четыре крупных игрока. С ними мы сталкиваемся повсеместно, вне зависимости от того, участвуем ли в тендере в США, Европе, Китае или у себя дома, в России. И вот «Союзснаб» составляет сегодня этим игрокам довольно серьезную конкуренцию. Мы видим это по отношению. Если раньше нас просто дружески похлопывали по плечу, то сейчас порой даже включается режим агрессии. О чем это говорит? О том, что наша продукция конкурентоспособна на самом высоком уровне. Мы заявили о себе в полный голос. И нас услышали.

 

– Из последних инновационных разработок – нам известно, вы продвигаете серьезные биотехнологические проекты?

– Биотехнология – это одно из мощнейших и стратегических направлений нашей деятельности. У нас очень много патентов в этой области. А все потому, что по этим направлениям у нас работают уникальные специалисты, производящие в высшей степени достойную продукцию. Совершенствуя технологический процесс, мы добились ощутимых результатов в производстве пробиотиков. В мире пока подобного рода прорывов не добился никто из наших конкурентов. У нас сформировался уникальный набор штаммов – от 1,5 до 2 тысяч, каждый из которых выполняет свою функцию. Многие из этих штаммов применяются при производстве кефира, йогуртов, заквасок, другой аналогичной продукции. Так называемая защитная культура – одна из наших новейших разработок. Фактически это природный консервант, добавляемый в продукт. Среди наших новинок – бактерия, которая не дает возможности развиваться патогенам, а еще позволяет увеличивать срок хранения продукта, но не за счет синтетических консервантов, а посредством пробиотической культуры. И здесь мы тоже пионеры. Наши коллеги в других компаниях ведут подобного рода научные разработки, но пока безуспешно. Ощутимых результатов на сегодняшний день достигли только мы.

 

3– Успешная работа любой компании зависит от умелой кадровой политики. Какова она на предприятии?

– Персонал – главная ценность компании. У нас работают высококвалифицированные специалисты, а своих лучших сотрудников мы находим не только в Москве, но и в других городах России. Приглашаем настоящих мастеров в столицу, открываем лаборатории. Результатом стало формирование и открытие ряда направлений, которые, по словам скептиков, реализовать в России вообще было невозможно. Мы доказали обратное, потому как в наших стенах собраны уникальные специалисты практически в любой области. Что главное в кадровой политике? Создать людям хорошие условия для работы, и тогда они смогут реализовать любой, самый амбициозный проект. К примеру, технология «In Vitro». Ее суть в следующем: наши ученые выделяют из растения безвирусную клетку, потом размножают ее и засеивают наши сады безвирусным посадочным материалом. Правда, сперва растение выращивается в пробирке, затем оно укореняется в оранжерее и лишь после этого перемещается в питомник. На выходе получается безвирусный саженец. Все промышленные сады в мире выращивают только безвирусные растения. Они устойчивы к различным заболеваниям, быстрее приносят урожай. Эффективность такого саженца в три раза выше обычного. Купить подобную технологию за рубежом, в частности, в Италии, нам не удалось. Европейцы вообще неохотно делятся своими изобретениями даже за хорошие деньги. В итоге мы нашли своего, российского специалиста и с его помощью разработали собственную технологию, не уступающую итальянской.

 

– Вы можете назвать свою компанию социально ответственной?

– Если ты создаешь компанию, успешную на рынке, ты просто обречен сделать ее социально ответственной. Иного не дано. ГК «Союзснаб» – один из крупнейших налогоплательщиков Красногорска. У нас достойные условия труда, конкурентоспособная «белая» заработная плата, возможности карьерного роста, профессионального и личностного развития, расширенный социальный пакет, оборудованные по современным стандартам рабочие места. Действует бесплатный молодежный клуб для детей сотрудников от 4 до 16 лет, предлагающий творческие и спортивные занятия на выбор. Кстати, наши спортивные секции по самбо в рамках «Детской субботы» могут посещать и юные жители Красногорска, секция работает прямо на территории предприятия. Нередко на праздники для детей приглашаются аниматоры и артисты.

 

– Каков вектор развития на перспективу, ближайшую и отдаленную?

– Компания «Союзснаб» с оптимизмом смотрит в будущее с точки зрения страны и с позиции развития бизнеса. У нас очень активно развивается собственный агрокомплекс в Калужской области. Он включает в себя полный цикл переработки яблок – от выращивания и сбора до очистки и изготовления фруктового пюре и соков. Развивается полеводство. Как любая успешно развивающаяся группа компаний, мы всегда заинтересованы в привлечении эффективных, талантливых людей. Поэтому мы открыты для диалога и сотрудничества.