культура

Культура города – это, прежде всего, атмосфера

1

 

С 5 по 7 октября в Москве проходил международный саммит Культурного форума. На него съехались вице-мэры и главы ведомств культуры из 24 городов со всего мира. В течение трех дней на главных культурных площадках Москвы были проведены предметные практические мероприятия, на которых обсуждались вопросы развития культурных пространств в мегаполисах и влияния культурной политики на все сферы жизни города. Обычно саммит носит закрытый характер, однако 7 октября впервые любой желающий мог поприсутствовать на одной из сессий форума, которая была организована в Культурном центре ЗИЛ. 

 

На открытой сессии саммита Культурного форума мировых городов, проходившей в КЦ ЗИЛ, присутствовали специалисты из шести городов. Будущее культуры обсуждали:

 

  • Кайса Оллонгрен – заместитель мэра Амстердама по экономическим вопросам и вопросам культуры и искусства;
  • Жюстин Саймонс – заместитель мэра Лондона по культуре и креативным индустриям, председатель Культурного форума мировых городов;
  • Анна Мендес де Андес – консультант советника по культуре и спорту города Мадрида;
  • Владимир Филиппов – заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы, руководитель оргкомитета саммита Культурного форума мировых городов в Москве;
  • Том Финкельперл – уполномоченный Департамента культуры города Нью-Йорка;
  • Хонгсеог Го – главный инспектор Центрального управления культуры в правительстве Сеула.

 

2Вел открытую сессию Эко Эшун, писатель и телеведущий из Лондона. Эко является председателем The Fourth Plinth Commissioning Group – независимой организации, курирующей программы по поддержке современного искусства в Соединенном Королевстве.

 

Мероприятие началось с приветственных слов директора Культурного центра ЗИЛ Елены Мельвиль. Она отметила значимость обсуждаемой на форуме темы: «Культура – это золотая нить, которая проходит между прошлым и будущим, примиряя настоящее с наследием, оставленным нам предыдущими поколениями. Культура позволяет нам говорить и о развитии, о том, как можно повлиять на будущее, улучшить его».

 

3Рассуждая о культурном преобразовании и о влиянии на него администраций городов, заместитель мэра Амстердама по вопросам культуры и искусства Кайса Оллонгрен отметила следующее: «Культура – это вдохновение и следование пути вдохновения. Культура меняет мир. Поэтому очень важно, чтобы городское правительство понимало это и всячески способствовало появлению новых креативных мест. Важно также делать культуру доступнее, то есть способствовать тому, чтобы у всех была возможность прикоснуться к искусству, к достижениям человечества».

 

Том Финкельперл, уполномоченный Департамента культуры Нью-Йорка, рассказал, каким образом власти его города помогают людям быть ближе к культуре: «В Нью-Йорке много иммигрантов. Мы решили сделать их жизнь проще: придумали ID-карты, которые являются своеобразными документами.

 

4Что дают эти ID-карты? Они позволяют приезжим иметь право на трудоустройство, получение жилья, образования. То есть люди могут быть социально активными, могут обучаться, просвещаться. Этот документ является также билетом во многие культурные центры нашего города».

Представительница Амстердама Кайса Оллонгрен подчеркнула, что готова взять на вооружение идею властей Нью-Йорка: «Нам сейчас важно понять, как включить людей в деятельность города, как позволить талантливым представителям искусства из других стран переезжать в Амстердам. В этом плане мне очень нравится идея Нью-Йорка с введением ID-карт, которые дают возможность получать образование, работу, посещать культурные учреждения. Очень хотелось бы сделать нечто подобное».

 

5Консультант советника по культуре и спорту города Мадрида Анна Мендес де Андес рассказала об основных направлениях работы администрации испанской столицы в культурном направлении: «Культура постоянно развивается. И поэтому так важно открывать новые культурные институты. Но у нас в Мадриде, к сожалению, сейчас возникла проблема с привлечением в культурную среду таких людей, которые готовы были бы взяться за преобразование этой сферы жизни. А нам очень важно включить как можно больше жителей города в обсуждение того, какой они хотят видеть столицу Испании. Мы хотим донести, что культура – это правильно, культура – это продукт, помогающий многое понять, оценить».

 

Инспектор Центрального управления культуры в правительстве Сеула Хонгсеог Го представил план по развитию культуры в столице Южной Кореи до 2030 года. В презентации о перспективах модернизации этой сферы жизни было сказано, что важную роль играет активность не только администрации города, но и каждого жителя Сеула. Хонгсеог добавил, что уже сейчас ведутся работы по усовершенствованию культурной среды города: «Приезжайте к нам и посмотрите, что мы уже успели сделать».

 

6Заместитель Департамента культуры города Москвы Владимир Филиппов поделился со специалистами из других городов основными задачами по культурному преобразованию, которые ставят перед собой московские власти: «В наследство от советского периода нашему городу досталась огромная сеть государственных культурных учреждений. И такой большой сети нет ни в одном городе мира. Это не хорошо и не плохо. Это просто факт. В Москве в культурной сфере работают около 44 тысяч сотрудников. Это достаточно много. Однако замечу, что власти нашего города, к сожалению, несколько лет не учитывали долю людей, занятых в креативной экономике. А сейчас мы понимаем, что это один из самых важных показателей поддержки культуры. Все потому, что, если вы поддерживаете культуру в XXI веке, то вы, прежде всего, оказываете содействие экономике культуры. Мы посчитали, что для развития Москвы как мировой культурной столицы необходимо порядка 800 тысяч человек, занимающихся креативной экономикой. Это не только сотрудники театров, библиотек, музеев, но и режиссеры, дизайнеры одежды, инженеры, устроители различных мероприятий, фестивалей. Развитие этого сектора – наша большая задача, которую мы, безусловно, будем стараться реализовать. Департамент культуры города Москвы позиционирует себя как Департамент атмосферы. Ведь культура – это не только что-то традиционное. Это еще и то, как человек ощущает себя в своем городе. В течение ближайших пяти лет мы планируем не только открывать новые культурные пространства, но и менять содержание старых».