АВИАПРОМ

Использование полимерных композиционных материалов – это не будущее, а настоящее авиастроения

1

Осенью в Москве были подведены итоги ежегодного конкурса «Авиастроитель года». В номинации «За создание новой технологии» на первое место вышло АО «АэроКомпозит». Предприятие было награждено за разработку инфузионной технологии, которая использовалась российскими специалистами при создании композитного крыла нового пассажирского самолета МС-21. 

 

2В связи с тем, что авиационная промышленность постоянно развивается, в нашей стране возникла потребность создания гражданских самолетов нового поколения. Причем немаловажной здесь является перспектива производства таких воздушных судов, которые по своим техническим характеристикам будут превосходить западные аналоги. Учитывая это, на начальном этапе работ по проекту нового пассажирского лайнера МС-21 в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» было принято решение использовать в конструкции воздушного судна композитное крыло. Для выполнения данной задачи в 2008 году была создана компания «АэроКомпозит».
В 2011 году на базе предприятия появилась Опытная лаборатория технологий и конструкций из полимерных композиционных материалов. Здесь проходила отработка новой технологии, а затем ее внедрение в производство. Для работы по проекту МС-21 были построены две производственные площадки – казанский завод «КАПО-Композит», выпускающий агрегаты механизации и хвостового оперения самолета по автоклавной технологии, а также завод «АэроКомпозит-Ульяновск», спецификой которого стало изготовление длинномерных силовых конструкций крыла воздушного судна по инфузионной технологии. С момента основания компании «АэроКомпозит» и по настоящее время ее возглавляет генеральный директор Анатолий Гайданский. Он рассказал, в чем уникальность производства композитных конструкций.

 

3– Что послужило импульсом для создания композитного крыла нового пассажирского лайнера МС-21?

– Возникла потребность создания конкурентоспособного самолета в классе среднемагистральных. Без композитного крыла новое воздушное судно вряд ли сможет соперничать с лидерами гражданского авиастроения, такими как Boeing и Airbus. Отсутствие новой технологии производства в этой области делает невозможным дальнейшее повышение конкурентоспособности российской авиации.

 


– Каковы основные преимущества технологии, которую разработала ваша компания?

4– Принципиальное преимущество инфузионной технологии состоит в том, что она позволяет изготавливать длинномерные силовые конструкции не только сложной геометрической формы, но и высокой степени интегральности за один технологический цикл. Появилась возможность изменить подход к проектированию воздушных судов и внедрять более интересные конструкторские решения. Изготовить композитную деталь можно по-другому, не как металлическую. В секторе гражданского авиастроения в течение ближайших 50-70 лет, я думаю, композиты займут основные позиции.

 

5– На каких показателях сказывается технология производства композитных конструкций?

– Инфузионная технология позволила создать для МС-21 так называемое «крыло большого удлинения». За счет совершенной аэродинамической формы, прежде всего, это отразится на топливной эффективности.

 


– В чем уникальность компании «АэроКомпозит»?

– «АэроКомпозит» – единственная в России компания, которая занимается проектированием и изготовлением такого сложного агрегата, как композитное крыло самолета. Причем предприятие затрагивает все стадии производства: от получения материала до отгрузки готового изделия заказчику. В этом смысле «АэроКомпозит» – уникальная компания не только для нашей страны, но и вообще для мирового авиастроения.