здравоохранение и фарммединдустрия

Елена Архангельская: «У нас прекрасный старт на следующие 100 лет»

1

 

«НПО Петровакс Фарм» – одна из крупнейших и ведущих компаний-разработчиков и производителей инновационных лекарственных средств и вакцин. Она выпускает оригинальные препараты не только для отечественного здравоохранения, но также для пациентов стран СНГ, ЕС и Ирана. Команда компании проводит исследования, тесно связывающие научные разработки с потребностями современного общества, что позволяет ей всегда идти в ногу со временем. В этом году предприятие празднует 20-летие, и за это время многого достигло. О том, с чего все начиналось, как развивалось, журналу «Столица Москва» рассказала Елена Владимировна Архангельская – президент компании «НПО Петровакс Фарм». 

 

– Елена Владимировна, лозунг вашей компании – «Препараты будущего сегодня», что это означает для вашей команды? 

– В «Петровакс Фарм» все лекарственные средства проходят полный жизненный цикл, начиная с создания уникальной молекулы и заканчивая готовой лекарственной формой с последующим продвижением на фармацевтический рынок. Основой наших препаратов является молекула Полиоксидония, которая применяется как самостоятельное лекарственное средство, так и в качестве иммуноадъюванта в составе вакцин группы Гриппол® для профилактики гриппа. Это открытие российских ученых во главе с Аркадием Васильевичем Некрасовым. Инновационных препаратов, разработанных в нашей стране, не так много. Рынок в основном представлен дженериками. В основе всех продуктов «Петровакс Фарм» лежит принцип – «сделать лечение сложных заболеваний простым», а также стремление дать отечественной фармацевтике востребованные, эффективные, безопасные и высокотехнологичные препараты. Этому лозунгу «Препараты будущего сегодня», заложенному с момента основания, мы стараемся соответствовать и в настоящий момент. Сейчас во всех наших проектах, разработках мы «сверяем часы» с нашим слоганом. Основным критерием является то, что наши препараты эффективны, безопасны и могут применяться при различных нозологиях – это означает, что мы разрабатываем иммунобиологические препараты широкого спектра.

 

– В этом году компании исполняется 20 лет. Что на сегодняшний день представляет «НПО Петровакс Фарм» с точки зрения производства, мощности, географии?

2– Сегодня «НПО Петровакс Фарм» – современное фармацевтическое предприятие, где трудятся около 700 человек. Это вертикально интегрированная компания, в которой реализуется полный цикл производства и выпуска препарата: от молекулы до аптеки. Компания – активный участник социальных программ и один из основных поставщиков иммунобиологических препаратов для Национального календаря профилактических прививок РФ: противогриппозной и пневмококковой вакцин. За последние два года команда сделала трансфер технологий производства противогриппозной вакцины в Беларусь.

 

У компании серьезные иностранные партнеры. С нами сотрудничают такие корпорации, как Pfizer, Abbott, Boehringer Ingelheim и многие другие. В партнерстве с ними реализуются проекты по локализации современных препаратов и вакцин. Также мы в тесном контакте с СПбНИИВС ФМБА РОССИИ, Группами компаний «Фармэко» и «Химрар». Такое широкое общение дает возможность делиться опытом, применять новые технологии, пересматривать свои особенности производства. «НПО Петровакс Фарм» – это компания, которая живет под девизом «Мы говорим то, что делаем. И делаем то, что говорим!».

Мы прозрачны с точки зрения финансовой отчетности и очень ответственно относимся к финансовым показателям. У нас прекрасный старт на следующие 100 лет.

 

– Сегодня «НПО Петровакс Фарм» представляет уникальные разработки не только на российском, но и на иностранном рынке. Как вам удалось этого добиться?

– Наши препараты экспортируются в бывшие страны Советского Союза, Словакию и Иран. Активное развитие экспорта в страны СНГ связано с тем, что регуляторные правила приближены друг к другу: большинство стран принимает российскую регистрацию за основу – она проще европейской.
Выйти на иностранный рынок помогают оригинальность и высокий уровень качества продукции. В последнее время регуляторные требования к регистрации препаратов гармонизируются в Европе и России, что будет способствовать выходу российских производителей в страны ЕС. В данной ситуации встает вопрос внутренней конкуренции. Если вы на Западе не имеете сильного партнера или большого ассортимента уникальных препаратов, то в данном случае вам будет очень сложно добиться успеха, даже если вы пройдете регистрацию. Препарат должен быть востребован в стране, в которую вы экспортируете свою продукцию. Сейчас мы рассматриваем в этом направлении нашу противогриппозную вакцину.

 

– Помимо вакцины, по каким направлениям еще разработаны препараты?

– Наши препараты применяются в педиатрии, гинекологии, урологии, есть показания при ряде онкологических заболеваний. Но основное действие иммуномодулирующее, т.е. это широкий спектр для лечения хронических, инфекционных заболеваний, репродуктивного здоровья.

 

– Сейчас время жесткой конкуренции во всех направлениях, фармацевтика не исключение. Насколько ваша продукция конкурентоспособна, с точки зрения зарубежных аналогов?

3– Конкурентное преимущество «Петровакс Фарм» – оригинальный портфель продукции и большой опыт массового применения препаратов. Например, среди ферментных препаратов наше лекарственное средство занимает лидирующие позиции, поскольку действительно препарат уникален. Если мы говорим о Полиоксидонии®,, то в данном случае иммуномодулирующее действие препарата доказано годами, но разрабатываются другие лекарственные средства, с которыми приходится уже конкурировать на отечественном рынке.

 

– Как в вашей компании работает программа импортозамещения?

– Прекрасный пример в области реализации программы импортозамещения – наше сотрудничество с компанией Pfizer. За 4 года нами был произведен трансфер полного цикла производства сложнейшей 13-валентной пневмококковой вакцины. Этот проект показал широкие возможности нашего производства в освоении самых передовых мировых технологий. Для российской фармацевтической промышленности это первый проект локализации производства по технологии полного цикла иммунобиологического препарата с трансфером всех методик контроля. С 2015 года пневмококковая вакцина производится по полному циклу в России на нашем предприятии.

 

В 2016 году начато сотрудничество с международной компанией Boehringer Ingelheim в области локализации полного производственного цикла современных препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Проект станет еще одним шагом на пути обеспечения доступности жизненно необходимых препаратов и поможет спасти десятки тысяч российских пациентов.

 

В активной реализации проекты по локализации уже нашей противогриппозной вакцины. Также работаем и над новыми оригинальными разработками. В сотрудничестве с СПбНИИВС ФМБА России разрабатывается четырех­валентная противогриппозная полимер-субъединичная вакцина. В результате будет создана вакцина полностью отечественного производства, не имеющая аналогов в мире, вывод на рынок которой планируется в 2018 году.

 

– В 2014 году российское законодательство закрепило необходимость стандартизации всех отечественных фармацевтических предприятий в соответствии со стандартами GMP. Ваша компания уже получила эту лицензию?

– Переход всех отечественных фармацевтических предприятий на стандарты GMP – серьезный шаг государства в области развития оте­чественной фармы. У нашего же предприятия и до принятия стандартов в России были сертификаты GMP: Словакии, Украины, Ирана. Это, в первую очередь, связано с развитием экспортного направления. В июне этого года мы получили национальный российский сертификат GMP.

 

Получение сертификата GMP – большая заслуга сотрудников производства и качества. Именно специалисты компании тщательно готовились к инспекции, что требовало значительных усилий, – это длительный процесс. Есть тонкости, которые инспектор видит во время аудита, он задает уточняющие вопросы и делает выводы. Я очень благодарна инспекторам, которые приходили к нам, те замечания, которые мы получили, позволили нам усовершенствовать внутренние процедуры.
Мы видим, как наличие стандартов GMP меняет отношение иностранных партнеров к компании.

 

4– Исходя из вашего опыта, какую проверку GMP было тяжелее пройти, российскую или иностранную?

– Российскую, так как это комплексная проверка. Например, чтобы получить сертификат GMP Ирана, мы проходили проверку только производства вакцины. А здесь проверялось все. Было много вопросов, нюансов, с которыми пришлось столкнуться компании, по­этому в этом году у нас был тесный контакт с государственными службами, с инспекторами Института лекарственных средств и надлежащих практик.

 

– Сейчас ни для кого не секрет, что очень мало квалифицированных кадров в области фармацевтики. Особо важно, кто производит продукцию. Как вы решаете кадровый вопрос?

– Мы выступаем на конференциях в вузах, читаем доклады, рассказываем о реалиях фармацевтического рынка, помогаем в трудоустройстве. Многие студенты приходят, пробуют, некоторые даже работают у нас до сих пор. Но особенность в том, что молодые специалисты не хотят работать по специальности. Основная потребность в производственных кадрах, а молодые люди, отучившись, порой уходят совсем в другую сферу.
Свои кадры мы стараемся воспитывать внутри, у нас есть непрерывное обучение. Сейчас в компании действует программа «Преемник», мы проводим ротацию: опытные молодые кадры занимают более высокие должности, происходит передача опыта от старшего поколения к молодому. Я как руководитель верю, что через пару лет компания станет лучшим работодателем в области фармацевтики. Для этого мы хотим пересмотреть ряд спектров. Для нас очень важна атмосфера в компании, чтобы было взаимопонимание среди сотрудников и руководства. Также предлагаются стажировки для сотрудников, многие из которых проводятся за границей, поэтому сейчас при выборе кадров мы выдвигаем один из критериев – знание английского языка. Так как в международном партнерстве одним из основных факторов успеха является коммуникация, незнание языка – это некий барьер.

 

– Ваша компания проводит ряд социально значимых программ, расскажите об этом направлении деятельности.

– Мы стараемся быть активными, там, где от нас требуется поддержка. Это малообеспеченные семьи, помощь детям. Одна из наших благотворительных программ помощи общественной организации многодетных семей «Дети Подолья». Мы участвуем в социальных программах, направленных на повышение уровня доверия к вакцинации среди населения. Готовим образовательные проекты для студентов.

 

– За 20 лет существования «НПО Петровакс Фарм» успешно заявило о себе на рынке фарминдустрии и достигло серьезных результатов. Расскажите о дальнейших планах развития.

 

– Для фармацевтической компании 20 лет – это хороший фундамент для начала большого пути. Самое главное – не останавливаться на достигнутом. Мы продолжаем работать над разработкой новых продуктов, ищем перспективные сотрудничества с международными партнерами, развиваем экспортное направление. Сложное – это разрабатывать продукты, которые нужны будут через 10 лет. Направлений для развития и работы масса, у нас замечательная грамотная команда и отличная научная база. Поэтому я уверена, что последующие 20 лет будут не менее интересны, чем предыдущие. Во что хочется верить, так это в то, что тот имидж, который есть у компании на российском рынке, он точно так же будет сформирован на международном уровне. Мы надежный поставщик для государства, мы надежный партнер для бизнеса, мы ответственный производитель для потребителя с точки зрения безопасности и качества – вот это все хочется сохранить и успешно развивать в дальнейшем.