здравоохранение и фарммединдустрия

Деян Йованович: «В течение ближайших трех-пяти лет мы наладим полный цикл производства всех препаратов Астеллас на территории России»

1

Премия XXIII Российского национального конгресса «Человек и лекарство» в номинации «Лидер в области антибактериальной терапии»

 

Японская фармацевтическая компания «Астеллас» выпускает лекарства для лечения болезней в области онкологии, урологии, трансплантологии, гастроэнтерологии, а также широкий ассортимент антибиотиков. Астеллас входит в число 20 ведущих фармацевтических компаний мира, занимает второе место по обороту в Японии. Вице-президент компании по России и СНГ Деян Йованович рассказал журналу «Столица Москва» о том, почему препараты компании являются уникальными, легко ли работать на российском рынке, и что показали первые проверки зарубежных заводов компании на предмет соблюдения GMP российскими специалистами.

 

– Компания  «Астеллас» входит в двадцатку крупнейших мировых фармацевтических производителей.  Расскажите об истории компании в России, с чего все начиналось?

– Российское отделение «Астеллас» было открыто в Москве в 1994 году – сначала в виде представительства «Брокадес Фарма» (Голландия). Компания «Брокадес Фарма» позже стала основой для выхода компании «Яманучи» на рынки Европы и России. В 2005 году при слиянии двух японских компаний – «Фуджисава» и «Яманучи» – была создана компания «Астеллас».

 

Я пришел работать в российское представительство компании в 2005 году. Тогда у нас был оборот в 35 млн. евро, а число сотрудников – не более 200 человек. За десять лет оборот компании вырос в десять раз, а число работников в нашем филиале превысило 1000 человек. Большинство работников — это медицинские представители. Молодые, энергичные, хорошо образованные люди, которые ставят перед собой амбициозные цели и умеют их достигать.

 

Наш филиал ведет свою деятельность в 13 странах. Это Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Армения, Молдова, Грузия, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, а также Монголия.

 

– Какие приоритетные направления деятельности компании можно выделить на сегодняшний день?

– Основные усилия компании «Астеллас» направлены на следующие области медицины: трансплантологию, урологию, онкологию, гастроэнтерологию, лечение различных инфекций. Эти направления являются приоритетными.

Что касается разработки новых препаратов, то здесь основным приоритетом является онкология.

 

– Препараты, которые реализуется на территории России, создаются на российских или иностранных площадках?

 

– Есть и то и другое. Производство большинства наших препаратов в тои или иной степени локализовано в России. Некоторые препараты мы поставляем с наших зарубежных заводов, а в России осуществляем только их вторичную упаковку, но есть и продукция, производство полного цикла которой налажено в России. На сегодня это три препарата для лечения инфекционных, гастроэнероголических и урологических заболеваний. В течение ближайших трех-пяти лет мы надеемся наладить полный цикл производства всех препаратов на территории России. Но создавать собственный завод здесь не планируем. Почему? У нас настолько разнообразная продукция, что потребуется создать «с нуля» минимум три специализированных завода. Гораздо разумнее размещать заказы на производство нашей продукции на заводах, принадлежащих партнерам. Мы планируем и дальше расширять число контрактных производственных площадок в России.

 

– Если говорить конкретно о лекарствах, которые вы реализуете на территории России, это оригинальные лекарственные средства или же дженерики?

3– Портфель компании достаточно сбалансирован и включает как оригинальные препараты (например, в трансплантологии, урологии, гастроэнтерологии, антибиотики), так и воспроизведенные (дженерики). Особенностью воспроизведенных препаратов является то, что они представляют собой, так называемые брендированные дженерики и выпускаются в уникальных лекарственных формах.

 

Значительную долю продаж компании занимают пероральные антибиотики в форме диспергируемых таблеток, которая по меткому выражению экспертов позволяет достичь эффективности, сопоставимой с инъекционными формами препаратов.

 

– Начиная с этого года все российские и иностранные компании должны пройти сертификацию по российским стандартам GMP. Компания «Астеллас» уже прошла эту процедуру?

– Наш завод в Ирландии уже прошел сертификацию. Сейчас российская инспекция едет в Японию. Планируется проведение проверок на всех наших заводах.

 

– Насколько тяжело вам было проходить эти проверки? Ведь во всех странах свои правила.
– Раньше на заводы приезжали только представители европейских государств. С российскими инспекторами мы работаем впервые. Я отметил, что российские проверяющие являются профессионалами высочайшей квалификации, они зачастую более строгие и требовательные, чем их западные коллеги. Но это и хорошо, есть чему друг у друга поучиться. Профессиональный уровень у инспекторов очень высокий. Весьма приятно, что в России есть специалисты такого уровня. Уникальность ситуации в том, что Федеральное бюджетное учреждение «Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик» Министерства промышленности и торговли Российской Федерации под руководством Владислава Николаевича Шестакова наладило процесс инспекций заводов в сжатые сроки, и на очень высоком уровне. Это потребовало как создания и доработки нормативно-правовой базы, так и комплектования штата инспекторов. Однако все эти задачи были оперативно решены, чему помог более чем 20-летний опыт В.Н.Шестакова в области медицинской промышленности.

 

– Как вы решаете кадровый вопрос? Сложно ли устроиться работать в компанию «Астеллас»?

– Мы очень серьезно подходим к подбору сотрудников, используем самые современные инструменты поиска и оценки кандидатов, «идем в ногу со временем». Например, кандидат на должность менеджера проходит несколько различных этапов отбора, включая 5-6 собеседований с сотрудниками нашей компании, выполнение кейсов, профессиональных опросников и т.п. Для тех, кто успешно прошел все эти этапы, мы организуем независимые центры оценки, где кандидаты в течение двух дней проходят тестирование и испытания в ситуациях максимально близких к реальной работе. Зачем все это делается?

 

 

Чтобы избежать субъективизма в оценке новых сотрудников, принять в свои ряды самых перспективных и наиболее результативных.
Кроме того, важно как можно раньше оценить не только профессиональный уровень соискателей, но и то, насколько они разделяют ценности компании Астеллас, насколько им близок корпоративный дух и корпоративная культура.

 

– Как вы считаете, насколько ваша компания реализует принципы социальной ответственности бизнеса?
– На территории России у нас много проектов, реализуемых в данном направлении. Например, гуманитарная благотворительная помощь, которую мы оказываем российским медицинским учреждениям по их запросам, бесплатно предоставляя лекарства или иные пожертвования.
Кроме того, в нашей компании уже много лет реализуется международная волонтерская программа, когда сотрудники по всему миру могут самоорганизоваться и провести мероприятия в своих странах и городах.

 

Вице-президент «Астеллас» по России и СНГ Деян Йованович живет в России 26 лет. Работал во многих компаниях. Свою должность в «Астеллас» занимает почти 12 лет. В прошлом году г-н Йованович был награжден медалью «За заслуги перед отечественным здравоохранением», которая является высшей ведомственной наградой Министерства здравоохранения Российской Федерации. Деян Йованович — единственный иностранец, который удостоен этой высокой награды.

 

Сотрудники филиала компании в России активно поддерживают эти программы и регулярно проводят Дни волонтера, в ходе которых посещают различные интернаты для детей-сирот и детей из неблагополучных семей, а также учреждения для детей и взрослых с ограниченными возможностями. В мероприятиях участвуют как сотрудники, так и члены их семей.

 

Подготовка к зимним холодам, уборка территории, посадка деревьев, помощь в ремонте и обустройстве помещений, закупки необходимого оборудования, предметов быта, школьных принадлежностей, лекарств, спортивного инвентаря, а также проведение дней здоровья, мастер-классов, развлекательно-познавательных экскурсий – это далеко не все, что мы делаем для воспитанников социальных учреждений.

 

– Подводя итоги сказанному выше, какова концепция успеха «Астеллас» на российском фармацевтическом рынке?

– Как и в других странах мира, в своей деятельности мы руководствуемся корпоративными ценностями «Астеллас». Их пять. Это забота о пациентах, ответственность, результативность, открытость и порядочность. В центре нашего внимания всегда находятся пациенты. Именно для них тысячи сотрудников компании по всему миру работают над созданием и повышением доступности инновационного лечения».